Требования к уровню освоения содержания дисциплины
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ. ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА
Практикум
Шадринск
УДК 37
ББК 51(075.8)
К 668
Печатается по решению кафедры математики и методики обучения математике Шадринского государственного педагогического института.
Авторы: Коркина П.С., Коровина В.Г.
Рецензенты: Чикунова О.И., доцент, к.п.н., профессор кафедры математики и МОМ, зав. кафедрой математики и МОМ
Коркина, П.С., Коровина В.Г.
К - 668 Теория и методика обучения математике. Частная методика: практикум для студентов физ.-мат. ф-та. – Шадринск, ШГПИ, 2011. – 188 с.
ISBN
Пособие направлено на формирование основ методической культуры будущего учителя. В пособии представлены материалы для проведения практических занятий и контрольных работ по частной методике обучения математике, а также материалы в помощь молодому учителю математики.
Предназначено для студентов физико-математических факультетов педагогических вузов. Может быть использовано учителями математики общеобразовательных учреждений.
УДК 37
ББК 51(075.8)
ISBN
© Коркина П.С., Коровина В.Г. 2011
© ФГБОУ ВПО «Шадринский
Государственный педагогический
институт», 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ………………………………………………………………..3
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4
1. Цель и задачи дисциплины «Теория и методика обучения математике»
(Частная методика)…………………………………………………………5
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины………………6
3. Содержание дисциплины…………………………………………………..8
4. Планы лекций……………………………………………………………...15
5. Планы практических занятий…………………………………………….25
6. Схемы проведения анализа учебного материала………………………..73
7. Рекомендации по планированию и разработке уроков по математике 97
8. Диагностические материалы и их использование в обучении учащихся математике…………………………………………………………………. 122
9. Тесты по теории и методике обучения математике……………………132
10. Контрольные работы по теории и методике обучения математике…143
11. Перечень вопросов к экзамену по курсу «Теория и методика обучения математике»; рейтинговое оценивание ответа……………………………150
ПРИЛОЖЕНИЯ:…………………………………………………………….154
1) Перечень действующих учебников по математике………………...154
2) Литература по курсу «Теория и методика обучения математике»..160
3) Тематический список статей журнала «Математика в школе»……173
4) Терминологический словарь………………..……………………….182
ВВЕДЕНИЕ
Пособие написано в соответствии со стандартом по теории и методике обучения математике для педагогических вузов и является продолжением книги Коркиной П.С. «Теория и методика обучения математике. Практикум», изданной в 2011 году. Оно содержит материалы для изучения студентами частных методик курса «Теория и методика обучения математике», а именно: методику обучения математике в 5-6 классах, алгебре, геометрии, алгебре и началам анализа.
В пособии представлены: содержание разделов, тематический план изучения, планы лекций, планы практических занятий с указанием перечня рассматриваемых вопросов и литературы, общих и индивидуальных заданий; материалы для контрольных работ и вопросы экзамена; приложения.
В ходе изучения частных методик преподавания математики студенты включаются в следующие виды деятельности:
- изучение программ по математике;
- знакомство с альтернативными учебниками математики 5-11 классов;
- проведение логико-дидактического анализа изложения отдельных тем математики;
- разработка методики проведения отдельных этапов урока, в том числе в классах различного профиля;
- составление системы задач с определенными дидактическими или развивающими целями;
- разработка материалов для самостоятельных и контрольных работ;
- изготовление наглядных пособий;
- подготовка выступления по отдельным вопросам методики;
- изучение и обзор научно-методических публикаций;
- разработка презентаций для использования на уроках математики в 5-11 классах;
- применение современных технологий в обучении математике и т.д., что направлено на формирование профессиональной компетентности студентов в вопросах частной методики математики.
1. Цель и задачи дисциплины «Теория и методика обучения математике» (частная методика)
Цель:формирование систематизированных знаний, умений и навыков в области методики обучения и воспитания математике; формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций для осуществления педагогической деятельности.
Задачи:
- формирование понимания основных направлений современной модернизации школьного математического образования и роли общего математического образования в решении задач современной общеобразовательной школы;
- подготовка к изучению возможностей, потребностей, достижений учащихся в области обучения математике и проектированию на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития;
- подготовка к организации обучения и воспитания в сфере освоения математики с использованием современных образовательных технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области;
- ознакомление с историческими аспектами российского математического образования и его проблемами;
-развитие качеств личности, необходимых для продуктивной педагогической деятельности учителя математики;
- формирование готовности к профессиональному самообразованию личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
- вооружение конкретными методическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности;
- выработка необходимых умений исследовательской деятельности в области методики обучения математике;
- обеспечение осознанного усвоения студентами структуры и содержательной основы современных школьных программ, базовых альтернативных учебников, методических пособий, дидактических материалов, а также глубокое понимание заложенных в них методических идей;
- воспитание у будущих учителей творческого подхода к решению проблем обучения и воспитания средствами математики
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- основные направления развития школьного математического образования;
- содержание всех компонентов методической системы обучения математике в их современной трактовке;
- особенности преподавания математики в различных возрастных группах учащихся на разных ступенях школьного обучения и в разных типах образовательных учреждений;
- традиционную и современную методику обучения основным темам школьного курса математики;
- содержание школьного курса математики;
уметь:
- проектировать основные компоненты методической системы обучения;
- разрабатывать различные модели уроков, способствующие реализации поставленных целей с учетом основных идей модернизации школьного образования;
- реализовывать разработанные проекты (деловые игры, практикумы и др.);
- анализировать готовые технологии, проекты своих товарищей, и свои собственные разработки;
- анализировать психолого-педагогическую, методическую и учебную литературу и адаптировать ее к собственной деятельности;
- общаться как с преподавателями, так и со студентами при обсуждении рассматриваемых на занятии вопросов;
владеть:
- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);
- способами проектной и информационной деятельности в образовании;
- различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;
- способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.
Содержание дисциплины