Бюрократизм и формализм в системе образования. Эти характеристики образовательного кризиса проявляются в дидактоцентризме и предметоцентризме.
Дидактоцентризм определяется как результат превращения урока в центральное звено учебно-воспитательного процесса школы. Действительно, в массовой школе преобладающей формой обучения продолжает выступать урок с его традиционными обязательными элементами: запоминание и воспроизведение формальных знаний, проверка, контроль, оценка. Такой урок с жесткой структурой и ориентированный, в основном, на строгую реализацию учебных планов и формальное выполнение программ, достижение запрограммированных результатов в виде знаний, умений, навыков, не способствует эффективному развитию у школьников критического мышления, плюралистического мировоззрения и формированию рефлексивных умений, обобщенных способов выполнения различных видов учебно-поисковой деятельности и, поэтому выступает тормозящим фактором в становлении личности школьника.
Предметоцентризмом обозначается набор недостаточно связанных между собой предметов как "слепков" основ наук. Содержание учебных дисциплин носит, в основном, информативный характер и не отражает межпредметные связи; оно не достаточно служит целям самопознания личности и познания постоянно меняющегося окружающего мира; изучение этих предметов оторвано от нужд и потребностей развивающейся личности.
Дидактоцентризм и предметоцентризм приводят к "угасанию" личности ученика в традиционных формах обучения; росту отчуждения школьников от знаний, учения, школы; "разбуханию" учебных планов; отставанию школьных учебных дисциплин от достижений в соответствующих научных областях. Между тем еще в Древней Греции во времена Сократа, Платона, Аристотеля функционировали не просто школы с ритуальными уроками, а, так называемые, парк-школы Досуга с открытыми студиями. В таких школах ученики не закреплялись по фиксированным классам, курсам, педагогам и специальностям. Они постоянно совершали свой собственный и ответственный выбор предмета, студии, педагога, самой школы как способа организации личного творческого досуга. После завершения обучения в открытых студиях главным результатом было не получение стандартных аттестатов, а эффективное развитие личности, ее творческих способностей и готовность к постоянному самообразованию.
5. Недостаточный уровень и качества подготовки выпускников средней школы. Например, около 30% медалистов получают неудовлетворительные оценки на вступительных экзаменах в вузах республики. Падает доля выпускников средней школы, способных выдержать экзамены в вузы без дополнительной подготовки, что служит индикатором падения уровня школьного образования.
6. Продолжающийся отток преподавательских кадров из системы образования, феминизация и старение педагогического корпуса.В учреждениях образования работает значительное число пенсионеров, в школах – менее 15 % учителей-мужчин. Слабым является приток молодых педагогов из-за больших перегрузок, невысокой оплаты труда и низкого социального престижа педагогической профессии. В общеобразовательных школах (особенно сельских) не хватает учителей иностранного языка, физкультуры, математики.
7. Кризис воспитания, обострившийся в связи с политическими и социально-экономическими изменениями в стране; распадом традиционных массовых общественных детско-юношеских и молодежных организаций, изменением функции семьи, распадом ближайшего социального окружения.
Наметился кризис дополнительного образования и системы организации досуга детей: сокращаются секции и кружки научно-технического творчества, туризма, спорта. Большинство учреждений дополнительного образования, за исключением учреждений Минобразования Республики Беларусь, практически полностью платные. Низкий уровень доходов большинства населения значительно снизил доступность этого вида образования.
В условиях кризиса воспитания, формируются негативные черты растущей личности: социальная зависть; агрессивность; нетерпимость по отношению к противоположным взглядам, мнениям, позициям, другим культурам и религиям; низкий уровень эстетического восприятия действительности; склонность к самооправданию и перекладыванию вины на других; покорность перед "сильной рукой" и презрение к тем, кто "слабее" в социальном, психологическом или ином смысле; формализм и безответственность; принятие формальных, конъюнктурно детерминированных ценностей (слава, власть, богатство), низкий уровень культуры общения.
Приведенные характеристики состояния современной системы образования свидетельствуют о нарастающем противоречии между новыми социальными тенденциями в обществе и образовательной практикой. Этот вывод позволяет заключить, что в Республике Беларусь, как и в странах СНГ, во многих развитых странах мира, имеет место кризис образования, который носит системный характер.
Большинство аналитиков и исследователей отмечают, что выход из этого образовательного кризиса требует пересмотра теоретических, экономических, правовых оснований функционирования системы образования в обществе и разработки новой образовательной парадигмы. Целевыми установками такой парадигмы должны выступать:
· разработка и реализация деятельностного содержания обучения, способствующего не только усвоению школьниками или студентами готовых знаний, но и способов мышления и деятельности; способностей к работе и жизни в условиях быстро меняющегося окружения; формированию у них готовности к постоянному самообразованию и самосовершенствованию;
· создание и внедрение развивающих технологий, направленных на эффективное личностное развитие каждого учащегося и превращение его в субъект учебно-исследовательской общественно- созидательной деятельности, а также собственной жизнедеятельности.
Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения.
1. Назовите основные цели функционирования системы образования в современном обществе.
2. Определите основные направления развития образования в современных условиях? За счет чего обеспечивается индивидуализация образовательного процесса в школе и вузе?
3. Раскройте позитивные тенденции развития образования.
4. Выделите и обоснуйте негативные тенденции функционирования современной системы образования.
5. Какова направленность новой образовательной парадигмы?