В соответствии со спецификой предмета «Основы православной культуры» задачи программы конкретизированы
Образовательная ПРОГРАММА
курса «Основы православной культуры»
Возраст обучающихся – 7-9 лет
Срок реализации программы – 2 года (2-3 класс)
Пояснительная записка
I. Во все века люди высоко ценили духовно-нравственное развитие личности. Анализ ситуации в обществе за последние годы показал:
- нравственные ценности в нашем обществе из области сопричастности к общему, коллективному, соборному (в православном понимании) идеалу ответственности человека за человека, из области сопереживания другим людям сместились на переживание прагматических ценностей личной выгоды и удачи;
- в результате этого усиливается разобщенность людей, ухудшается нравственность, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, криминализация сознания, нарастание форм девиантного поведения (наркомания, бродяжничество, алкоголизм, половая распущенность, правонарушения). Все это ведет к нравственной деградации общества.
Такие негативные явления особенно заметны в молодежной среде. Это ставит перед государством и школой неотложную задачу социально-педагогической коррекции и реабилитации юных членов нашего общества.
Таким образом, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.
Данная программа курса «Основы православной культуры» рассчитана на 2 года обучения в начальной школе (2, 3 класс).
Программа разработана в соответствии с федеральным базисным учебным планом на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
II. Цель программы:формирование базовой культуры личностишкольника.
Программой определяются основные задачи обучения и воспитания:
- передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности;
- воспитание школьников как граждан, обладающих главными добродетелями (милосердия, терпимости, дружелюбия и др.), осознающих нравственные нормы и необходимость их осуществления в своем поведении по отношению к каждому человеку.
В соответствии со спецификой предмета «Основы православной культуры» задачи программы конкретизированы.
Задачи духовно-нравственного образования:
- дать знания о библейской истории происхождения мира, христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской этики;
- развивать нравственные чувства (сопереживания ответственности за другого человека, благодарения, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории и культуры и христианских святых;
- формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры.
Задачи эстетического образования:
- развивать эстетического восприятия и чувств на примере феноменов православной культуры;
- развивать художественных представлений и понятий о православной культуре;
- развивать эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры;
- развивать навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства.
III. Содержание программы «Основы православной культуры» позволяет младшим школьникам узнать о том, что во все века составляло славу нашей земли (о ее святых и героях, памятниках христианской культуры, традициях), закладывает основы общих представлений о православной культуре, основы познания ребенком связей светской культуры с традициями православной культуры.
Младший школьный возраст, характеризуется образным восприятием и мышлением. Поэтому предполагается, работая по программе, исходить из близкого, понятного ребенку: мира природы, сказки, объектов окружающего мира. Знакомство с объектами православной культуры: классической литературой, поэзией духовной и светской музыкой, живописью и зодчеством и так далее – позволяет выделить школьникам основные понятия православной культуры. Посредством нравственно-эстетических и религиозных понятий, категорий закладываются представления о христианском понимании красивого и доброго, злого и безобразного в окружающем мире.
Изучение отечественного историко-педагогического наследия (К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и др.), святоотеческих трудов показывает, что для того, чтобы решить задачи духовно-нравственного образования, необходимо вначале открыть для детей в их собственных сердцах то доброе, что они уже знают и любят. Для этого предстоит научить детей через знакомые им образы и реалии окружающего мира замечать и самим стремиться к доброму и красивому. Прекрасное пробуждает доброе. Умение детей видеть прекрасное возрождает в них нравственные качества: доброты, сочувствия, заботы об окружающем мире.
Постепенно ребенок может быть подведен к пониманию того, как в течение почти десяти веков в традициях добрососедства и веротерпимости русская история слагалась христианами. Великие люди, которые по сей день остаются для всех лицом истории нашего Отечества, строили и благоукрашали христианские храмы, города и села. История древнерусского искусства неразрывна с историей Русской Православной Церкви. Смысл этого искусства невозможно понять тому, кто не имеет представления о христианской культуре. Без знания родной культуры человек не может быть культурным.
Вводя своих учеников в радостный мир православной культуры, учитель идет путем ответственной педагогической работы: он сам учится любить учеников, стремится передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура.