Физическая культура в системе НОТ
Увеличение механизации и автоматизации трудовых процессов приводит, с одной стороны, к значительному сокращению двигательной активности человека, а с другой – к увеличению психоэмоциональной нагрузки людей, занятых во многих отраслях промышленности, особенно людей умственного труда. В этих условиях покой, как форма отдыха, уже не удовлетворяет потребностям организма. Возникла проблема: как добиться высокой работоспособности и производительности труда без ущерба для здоровья человека, как избавиться от вредного влияния гиподинамии и гипокинезии?
Изучая эту проблему, ученые пришли к выводу о необходимости применения физических упражнений с целью профилактики профессионального утомления, более быстрого и качественного отдыха в процессе работы и нормализации деятельности функциональных систем организма человека после работы. Дальнейшее развитие физической культуры (ФК) в сфере производства связано с научным обоснованием новых форм организации и методов проведения занятий.
Во-первых, ФК в системе НОТ является целесообразной деятельностью, направленной на всестороннее и гармоническое развитие человека, обеспечение необходимой и достаточной подготовки, а также на сохранение надежной и стабильной готовности к труду и повышение результативности труда.
Во-вторых, ФК-НОТ является специфической инфраструктурой в системе социальной организации производства, народного хозяйства и культуры, имеющей свою организацию, свою материально-техническую базу, теоретическую, программно-методическую, административно-правовую основу, а также специальное медико-биологическое и кадровое обеспечение.
Связь физической культуры и НОТ осуществляется по следующим направлениям:
1. Создание благоприятных условий труда и отдыха. Здесь с помощью средств физической культуры обеспечивается оптимальный для конкретных производственно-трудовых условий режим труда и отдыха человека, выполняющего определенную профессиональную деятельность.
2. Рационализация приемов и методов труда на рабочем месте. Физическая культура содействует сокращению энергозатрат человека в процессе труда за счет лучшей координации движений в выполнении приемов работы, двигательных действий, экономизации движений, ритмичности работы.
3. Подготовка кадров, повышение культурно-технического и общеобразовательного уровня работника. Физическая культура содействует всестороннему и гармоническому развитию личности, укреплению здоровья, повышению общей работоспособности, более плодотворному общему и социальному обучению.
4. Правильное использование трудовых ресурсов. Физическая культура играет положительную роль в повышении социальной мобильности человека, содействует подготовке и выполнению профессиональной деятельности, регулирует миграцию трудовых ресурсов, способствует развитию и сплоченности, что позволяет повысить эффективность коллективного труда.
5. Повышение производительности труда. Занятие физической культурой и спортом повышают уровень общей дееспособности и специфической работоспособности человека.
6. Развитие творческой инициативы и дисциплины.
Показатели развития физической культуры и спорта в трудовых коллективах включаются в коллективные договоры, в планы социального развития.
Основная цель физической культуры в системе НОТ – активное содействие всесторонней подготовки человека к труду, сохранение постоянной и надежной готовности к работе, повышение результативности трудовой деятельности и сохранение здоровья и работоспособности трудящихся на достаточно высоком уровне.
Конкретными задачами физической культуры в системе НОТ данной отрасли являются:
1. Рационализация и совершенствование профессиональной и двигательной деятельности работников умственного труда, поиск и внедрение наиболее экономичных форм двигательной деятельности для конкретных производственных операций.
2. Создание прочной основы общей физической подготовленности для развития профессионально важных способностей и двигательных навыков, которые позволяли бы быстро и качественно осваивать специфические движения и действия.
3. Теоретическая разработка и внедрение в практику работы на производстве оптимальных условий режима труда и отдыха, внедрение производственной гимнастики, организация активного отдыха, физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий в конце рабочего дня, недели, в период отпуска.
Место и роль ППФП в системе НОТ
Говоря о месте и роли ППФП в системе НОТ, мы, по сути дела, рассматриваем проблему использования средств физической культуры и спорта для решения задач, позволяющих наилучшим образом соединить технику и людей в едином производственном процессе.
Проблема ППФП студентов, в связи с научной организацией их будущего труда, состоит в том, что все задачи НОТ могут быть сгруппированы следующим образом:
• экономические задачи, т. е. использование материальных, трудовых и денежных ресурсов;
• психофизиологические задачи, т. е. создание на производстве наиболее благоприятных условий труда и сохранения здоровья и трудоспособности;
• социальные задачи, т. е. обеспечение условий роста культурно-технического уровня работников, всестороннего и гармоничного развития.
Эти задачи реализуются через основные направления НОТ, в которых место и роль ППФП далеко не одинаковы. Наиболее существенное значение профессионально-прикладная подготовка имеет при разработке таких направлений НОТ, какими являются: подготовка и повышение квалификации кадров, рационализация приемов и методов труда.
Следующими направлениями НОТ, с которыми ППФП специалистов имеет тесную и непосредственную связь, являются улучшение условий труда на производстве и рационализация режимов труда и отдыха (продолжительность рабочего времени, напряженность труда, комфортность производственной среды, охрана труда и техника безопасности).
Вопросы к зачету по теоретическому разделу программы
1. Физические (двигательные) качества. Понятие, структура, взаимосвязь.
2. Физическое качество – сила. Формы проявления силовых качеств.
3. Режимы проявления. Абсолютная сила. Относительная сила.
4. Средства развития силы. Методы развития силовых способностей.
5. Основы развития скоростных способностей.
6. Формы проявления быстроты. Показатель скорости.
7. Какими факторами определяются скоростные качества человека.
8. Методы скоростной подготовки.
9. Методы облегчения внешних усилий при воспитании быстроты.
10. Понятие о выносливости. Методы развития выносливости.
11. Виды и показатели выносливости. Рекомендации по развитию выносливости.
12. Методы развития специальной выносливости.
13. Гибкость как физическое (двигательное) качество. Формы проявления.
14. Методика и методы развития гибкости.
15. Понятие ловкости. Критерии ловкости.
16. Виды ловкости. Методические приемы развития ловкости.
17. Понятие прыгучести. Виды прыгучести.
18. Методы воспитания прыгучести.
19. Система контроля ППФП студентов.
20. Особенности утомления и динамики работоспособности в течение рабочего дня, недели, сезона.
21. Методика подбора средств ППФП.
22. Влияние географо-климатических, региональных условий на жизнедеятельность работников.
23. Определение понятия ППФП, ее цели и задачи.
24. Факторы, определяющие содержание ППФП.
25. ППФП в системе физического воспитания студентов.
26. Значение и роль ППФП в формировании специалистов.
27. Педагогические основы ППФП.
28. Взаимосвязь, взаимозависимость между физическими качествами.
29. Взаимосвязь между интенсивностью занятий и ЧСС. Признаки чрезмерной нагрузки.
30. Принцип волнообразности динамики физических нагрузок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любая учебная программа по физической культуре предполагает наличие обязательного теоретического раздела. Эта часть физического воспитания и обучения излагается студентам в форме лекций в логической последовательности. Тем самым формируется теоретический пласт знаний у студентов по физической культуре. Это будет служить основой для формирования умений у студентов по выполнению физических упражнений.
Основываясь на общественной практике и давая целостные, достоверные, систематически развиваемые знания о существующих связях и закономерностях действительности, теория выступает как наиболее совершенная форма научного обоснования и программирования практической деятельности. При этом роль теории не ограничивается обобщением опыта практической деятельности и перенесением его на новые ситуации, а связана с творческой переработкой этого опыта, благодаря чему теория открывает новые перспективы перед практикой, расширяет ее горизонты.
Качество профессиональной подготовки студентов вузов существенно зависит от сформированности индивидуального стиля учебной деятельности. При этом эффективным средством его развития выступает физическая культура, позволяющая выявить личностные особенности студентов и создавать условия для их реализации в педагогическом процессе высшей школы. Уровень индивидуального стиля учебной деятельности является результатом целенаправленного организованного процесса развития личности, включающего осмысление и принятие ценностей физического воспитания, формирование собственного отношения к целям и задачам профессиональной подготовки, их реализацию средствами физической культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бердников И.Г. и др. Массовая физическая культура в вузе: учебное пособие // под ред. В.А. Маслякова, В.С. Матяжова. – М.: Высшая школа, 1991. – 240 с.
2. Быков В.А., Никитушкина В.Г. Теоретико-методологическое обоснование комплексной системы спортивной подготовки студентов высших учебных заведений физической культуры // Теория и практика физической культуры. – 2004. - № 2. – С. 50-53.
3. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. - № 1. – С. 27-32.
4. Вучева В.В. Аспекты гуманизации образования по физической культуре студентов вуза // Теория и практика физической культуры. – 2006. - № 7. – С. 24-29.
5. Грачев О.К. Физическая культура: учебное пособие / под ред. Е.В. Харламова. – М. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2005. – 464 с.
6. Дворкин Л.С., Степанов С.В. Методика общесиловой подготовки: учебно-методическое пособие. – Краснодар: КубГАФК, 2001. – 48 с.
7. Дворкин Л.С., Новаковский С.В., Степанов С.В. Инновационная методика интенсивной силовой подготовки в молодом возрасте: лекция для студентов вузов физической культуры. – Краснодар: КубГАФК, 2002. – 72 с.
8. Ильинич В.И. Физическая культура студентов: учебник. – М.: Гардарика, 1999. – 448 с.
9. Новаковский С.В., Степанов С.В. Педагогические и физиологические аспекты развития силы: лекция для студентов вузов физической культуры. – Краснодар: КубГАФК, 2002. – 37 с.
10. Чесноков Н.Н. Тестирование уровня знаний по физической культуре. – М.: СпортАкадемПресс, 2002.