III. Подведение итогов занятия. Логопед задает детям различные вопросы: Чем занимались?
Логопед задает детям различные вопросы: Чем занимались? Чему научились? Что запомнили?И т.д.
ЗАНЯТИЕ № 3. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Скворцы прилетели!»
Цель: обучение связному, последовательному изложению событий по ССК.
Задачи: развитие долговременной памяти, словесно-логического мышления и произвольного внимания; составление рассказа по ССК с опорой на план и с помощью слова-подсказки логопеда; обогащение повествования рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами); стимулирование положительных эмоций детей; воспитание бережного, заботливого отношения к птицам.
Оборудование: серия сюжетных картин «Скворцы прилетели!» (№ 1-4).
Ход занятия
/. Интеллектуальная разминка
Логопед предлагает детям расставить в логической последовательности картины серии на доске. Припоминается название рассказа и пункты плана (с опорой на ССК и пиктограммы, схематичные рисунки).
Основная часть занятия
1. Коллективное составление вариантов предложений к каждому пункту плана (части рассказа, картине).
Упражнение выполняется по подсказке логопеда - одному данному слову.
- Картина № 1: Дети... Учитель... Ребята... На столе...
- Картина № 2: Мальчики... Девочки... Получились...
- Картина № 3: Дети... К стволам... Мальчики... Девочки... Учитель...
- Картина № 4: Учитель... В скворечнике... Скворцы... Ребята...
В процессе составления предложений проводится обсуждение и выбор наиболее удачных вариантов.
2.Физкультминутка.
По ходу стихотворений дети выполняют соответствующие движения.
Спал птенец и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Повернулся, оглянулся, Прыгнул вверх и полетел.
3.Введение в предложения однородных членов, синонимов, эпитетов.
Игра «Скажи иначе» (на подбор синонимов).
Дети по очереди называют слова, близкие по значению (синонимы) к каждой картине.
- Картина № 1: Ребята решили скворечники построить (сконструировать, сделать, смастерить)... Учителя слушали заинтересованно (внимательно, сосредоточенно)... Инструменты на столе лежали (находились, располагались, размещались)...
- Картина № 2: Работа началась (закипела, пошла, продолжилась)... Ребята делали (трудились, мастерили, шли к цели)...
- Картина № 3: День погожий (светлый, теплый, ясный)... Скворечники вешали (прикрепляли, закрепляли)...
- Картина № 4: Скворцы прилетели (прибыли, поселились, обживают новый скворечник)... Дети радовались (веселились, были счастливы)...
4.Объединение отработанных предложений в связные фрагменты
рассказа в соответствии с повествовательным планом
и 4 картинами серии.
5.Рассказывание детьми по иепочке (принимают участие все дети).
Логопед дает детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить*.
III. Подведение итогов занятия
Логопед задает детям различные вопросы: Чем занимались на трех занятиях? Что делали? Чему научились? Какие новые слова запомнили? Как отнеслись дети к птицам в рассказе? Как должны люди относиться к птицам и животным, природе? И т.д.
* Используя маленькие картинки серии «Скворцы прилетели!», логопед и воспитатель закрепляют навыки рассказывания у каждого ребенка на индивидуальных занятиях.