Безошибочное определение глагольной формы

Положите перед собой заполненную глагольную «решетку» и перерисованные вами схемы. Вы увидите на «решетке», что все сложные глагольные формы второго и третьего вертикального рядов начинаются соответственно с личной формы глаголов to have и to be для лицевой стороны решетки (т. е. для активного залога). На оборотной стороне (для пассивного залога) личные формы глагола to be захватывают и первый вертикальный ряд.

Соответственно строгому порядку слов в вопросительных предложениях, наглядно показанному в схемах, общие вопросы (т. е. такие, где отсутствует вопросительное слово) начинаются со второго члена вопросительного предложения схем 3, 4, 5, т. е. со вспомогательного глагола.

Начнем с группы Continuous. Сличая «лягушку» и схему, учащиеся смогут заметить следующее:

1) в каждой форме группы Continuous должна быть форма от глагола to be;

2) когда в предложениях, построенных по схеме, в роли вспомогательного глагола выступают am, is, are, was, were, то этим самым требование о наличии формы от to be уже выполнено, а в качестве смыслового глагола должна фигурировать «инговая» форма - taking, working, sleeping и т. д.;

3) когда же в роли вспомогательных (первый кружок схемы 3) выступают глаголы shall, will, should, would или же когда первым компонентом сложного сказуемого являются глаголы can, may, must, то к «инговой» форме основного глагола (второй кружок) необходимо прибавить инфинитив to be, иначе нарушится обязательный принцип построения, требующий непременного участия to be в любой форме группы Continuous.

Чтобы не заблудиться в двадцати шести формах глагола, необходимо очень строго соблюдать принцип построения каждой группы. Как пример возьмем, наверное, всем запомнившееся симоновское Wait for me and I'll come back. Здесь, задавая вопрос по-английски, можно применить форму Continuous. Ведь человек пишет с фронта, и его волнует вопрос, продолжает ли любимая ждать его.

Are you waiting for me? - Ждешь ли ты меня?

Will you be waiting for me? - Будешь ли ты меня ждать?

безошибочное определение глагольной формы - student2.ru

Схема 3.

Возьмем другой пример. Речь идет о забастовке. Это - явление длительное.

What are the postmen in. England striking for? - Из-за чего бастуют почтовые работники Англии?

What were the postmen in England striking for? - Из-за чего бастовали почтовые работники Англии?

Will they be striking for a wage increase? - Будут ли они бастовать, добиваясь прибавки к заработной плате?

безошибочное определение глагольной формы - student2.ru

Схема 4.

Вопросительные предложения с глаголами активного залога (группы Continuous) отличаются от вопросительных предложений с глаголами пассивного залога только формой смыслового глагола.

Все сказанное о вспомогательных и модальных глаголах применительно к конструкции Continuous полностью относится и к вопросительным предложениям с глаголами страдательного залога. Пользуясь схемой 3, формой, образованной от вспомогательного глагола to be, и причастием прошедшего времени смыслового глагола, вы получите единственно правильный вариант вопросительного предложения в Passive Voice.

Was the manuscript sent to the printing-shop yesterday? - Была ли рукопись послана в типографию вчера?

Will the manuscript be sent to the printing-shop tomorrow? - Будет ли рукопись послана в типографию завтра?

Should the manuscript be sent... just now? - Следовало ли послать рукопись ... сейчас?

Must the manuscript be sent... immediately? - Должна ли рукопись быть послана ... немедленно?

безошибочное определение глагольной формы - student2.ru

Схема 5.

На очереди схема, посвященная вопросительным предложениям группы Perfect. Тут речь идет о действиях, законченных к определенному моменту, об итоге нескольких однородных действий и т. д.

И схема «лягушка» и схема 5 напоминают, что вспомогательным глаголом для всех перфектных форм является глагол to have, а неизменяемой частью смыслового глагола служит третья форма (taken, seen, heard, gone и т.д.) или Past Participle - точно такая же форма, с помощью которой образуются рее временные формы страдательного залога.

Предупреждаю - если все «змеиные» схемы не перекочуют под стекло вашего письменного стола, за их эффективность поручиться нельзя. Сделайте схемы поярче, змею пострашнее, почаще с ней беседуйте и увидите, как английские вопросы начнут с легкостью соскакивать у вас с языка.

Where have you found your lost watch? - Гдевы нашли свои потерянные часы?

Where has Vova proved himself the bravest of the brave? - Где Вова доказал, что он - храбрейший из храбрых?

Why have you bought new frames for these old pictures? - Почему вы купили новые рамы для этих старых картин?

Where have you come to an arrangement at last? - Гдевы, наконец, пришли к соглашению?

Has anyone called during my absence? - Заходилли кто-нибудь в мое отсутствие?

Where could I have put the keys, I cannot find them? - Куда я могла положить ключи, не могу их найти?

Have you ever heard the poet Michael Dudin reciting his poems? - Слышали ли вы, как поэт Михаил Дудин читает свои стихи?

Все формы Present Perfect, в особенности в вопросительных предложениях, очень хорошо сочетаются с неопределенными наречиями времени, например:

Have you ever been to the Caucasus? - Былили вы когда-либо на Кавказе?

Have you already decorated the hall for the festival? - Вы уже украсили зал для фестиваля?

Have you sometimes picniced in this forest? - Случалось ли вам иногда устраивать пикник в этом лесу?

Have you often watched the world Figure Skating Championship on TV? - Часто ли вы смотрели чемпионат по фигурному катанию по телевизору?

Думается, что отчетливое знание вопросительных конструкций будет для учащихся хорошей основой в практической работе. В английском языке имеются более сложные вопросительные конструкции - они образованы с глаголами в Perfect Continuous, с которыми учащиеся встретятся при более углубленном изучении английского языка.

Наши рекомендации