Рассмотрим жанровую специфику рецензии и отзыва.
Список использованных источников
1. Баранов, М.Т. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М Шанский // Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: русский язык. 5-9 / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2002. – С. 3-49.
2. Богданова, Г.А. Отзыв и рецензия (материалы к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров») / Г.А. Богданова // Русский язык в школе. – 1985. – № 4. – С. 29-34.
3. Богданова, Г.А. Отзыв о самостоятельно прочитанном художественном произведении как вид ученического сочинения / Г.А. Богданова // Русский язык в школе. – 1984. – №1. – С. 32-37.
4. Власенков, А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений (профильный уровень) / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2001. – 351 с.
5. Калганова, Т.А. Выпускное сочинение в 11 классе / Т.А. Калганова // Литература в школе. – 1995. – № 2. – С. 34-39.
6. Котельникова, С.А. Аннотация – отзыв – рецензия – эссе / С.А. Котельникова // Русский язык в школе. – 1998. – № 1. – С. 12-18.
7. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / под ред. Т.А. Ладыженской, А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. – М.: Флинта. Наука, 1998. – 456 с.
РАЗЛИЧИЯ между ОТЗЫВОМ И РЕЦЕНЗИЕЙ
О.И. Царева,
доцент кафедры риторики и методики
преподавания языка и литературы БГУ
ОБ ОТЗЫВЕ
Сочинение о литературном произведении: отзыв или рецензия?
Традиционными жанрами сочинений на литературном материале являются рецензия иотзыв, а так же литературно-критическое эссе. Последний вид творческой работы отличает подчеркнуто выраженный индивидуальный взгляд автора сочинения на предмет речи. Художественный текст в этом случае становится лишь «трамплином» для самораскрытия пишущего эссе. Основным признаком сочинения-отзыва и сочинения-рецензии является оценочный характер речевых высказываний. В школьной практике используются также такие понятия, как «отзыв-рецензия», «отзыв с элементами рецензии», «отзыв, близкий к рецензии».
Рассмотрим жанровую специфику рецензии и отзыва.
Категории | Отзыв | Рецензия |
Жанровые признаки | Развернутое личностное высказывание о художественном произведении | Развернутая характеристика-оценка художественного произведения |
Отнесенность жанра | Публицистика, эмоционально-оценочный тип текста | Жанр критики, оценочно-критический тип текста |
Цель | Передать впечатление о художественном произведении | Дать аргументированное истолкование и оценку художественного произведения на основе его анализа в единстве формы и содержания; та же, что в отзыве |
Особенности подхода | Автор отзыва знакомит со своим интеллектуально-эмоциональным восприятием произведения; система аргументации основана на личном читательском опыте, вкусе и предпочтениях | Преобладает не эмоционально-субъективная, а объективная оценка произведения как художественного текста, поэтики автора, его позиции и средств ее выражения; самостоятельность мышления автора рецензии определяется индивидуальностью стиля, глубиной суждений, свободой ассоциаций, убедительностью аргументов. |
Композиция | Свободная (впечатления с обоснованием), рассуждение, аргументирующее высказанную оценку | Строгая (вступление, основная часть, заключение), истолкование и оценка своеобразия произведения |
Язык | Эмоционально окрашенная лексика с использованием выразительных средств языка | Оценочная лексика с использованием профессионализмов и терминов (демонстрация филологической компетенции автора рецензии) |
Коммуникативная цель отзыва и рецензии – дать оценку предмету речи (художественный текст). Оценочное высказывание включает в себя информационную составляющую и собственно оценку. Первая может быть представлена описанием или повествованием, оценочная составляющая представлена рассуждением. Их соотношение в сочинении-отзыве и в сочинении-рецензии неодинаково. Различны и способы включения оценки в структуру высказывания и ее аргументации.
Цель отзыва – поделиться впечатлением о прочитанном произведении литературы. Субъективный подход в выборе содержания отзыва раскрывает не существенные стороны художественного произведения, а личность пишущего отзыв. Из отзыва мы узнаем о жизненной позиции автора сочинения, его личностных качествах, отношении к тем или иным сторонам жизни, нашедшим воплощение в литературном произведении. Оценочная составляющая в отзыве имеет бо́льшее значение, чем информационная. Оценка, сформулированная в начале сочинения-отзыва в виде тезиса, аргументируется в основной части. При этом доказательства, раскрывающие мысли и чувства автора сочинения, носят эмоционально-оценочный характер. Отзыв может быть как развернутым, по сути походим на рецензию, так и кратким. Только после объективного анализа можно приступать к субъективной оценке произведения. Чем больший объем литературоведческих знаний привлекается автором отзыва, чем глубже проводиться анализ литературного произведения, тем сочинение становится ближе к собственно рецензии.
Рецензия создается не только для того, что бы поделиться впечатлением от прочитанного.Цель рецензии – дать аргументированное истолкование и оценку идейно-художественного своеобразия произведения. Рецензии произведения, уделяет внимание мастерству писателя в выражении авторской позиции, особенностями стиля художника слова. Все утверждения рецензент подкрепляет примерами из текста. Поэтому более важно в рецензии как речевом высказывании будет информационная составляющая. По стилю рецензия может быть публицистична, носить полемический характер, а может тяготеть к жанру эссе или литературоведческой статье.
В рецензии аргументы, раскрывающие позицию автора сочинения, могут не иметь эмоционально-оценочного оттенка. Целью же любого отзыва является выражение такой оценки. Собственное мнение пишущего рецензию может быть спорным, но если субъективный взгляд основан на понимании сущности произведения, он не будет восприниматься как попытка соригинальничать.
Существует несколько способов включения оценки в структуру высказывания:
1) Оценочное суждение идет в начале сочинения, далее следует его раскрытие, доказательство;
2) Предложения, содержащие рассуждения, являются аргументами, подводящими к оценочному выводу;
3) Рассуждение состоит из цепочки оценочных и аргументирующих высказываний, которые находятся в причинно-следственных отношениях;
В сочинении, целью которого является комплексный анализ литературного произведения, более уместен комбинированный путь.
Итак, отзыв-рецензия о литературном произведении – это речевой жанр, который обладает следующими признаками:
— полифункциональность (совмещает функции информации, воздействия, убеждения, анализа);
— аргументированность (обязательны обоснованность, объективность авторской оценки);
— эмоциональность (допустимы субъективность, личные вкусы и пристрастия пишущего);
— полиадресность (предназначен для широкого круга читателей);
— индивидуальность (автор отзыва – конкретный человек);
— стилистическая гибридность (совмещает элементы публицистического и научного стиля).