Объект и предмет: целое и часть
Тема 6. Научный аппарат исследования
Научный аппарат исследования – это последовательность логико-познавательных действий, обеспечиваюших выполнение исследования по конкретной проблеме.
Научный аппарат дает возможность организовать поисковую деятельность в определенном порядке и последовательности. В социальных и социально-педагогических исследованиях в качестве теоретической модели используется научный аппарат, включающий последовательность логико-познавательных действий, планируемых и осуществляемых на основе идей целостного подхода.
Целостный подход базируется на философских категориях – целое и часть этого целого.
Философские категории –целое и часть, выражают отношение между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связями, которые объединяют эти предметы в единое целое.
Такое целостное объединение частных элементов приводит к появлению у данной совокупности новых (интегративных) свойств и закономерностей, не присущих предметам в их разобщённости. Благодаря этой связи образуется целое, по отношению к которому отдельные предметы выступают в качестве частей.
Исследователь, используя метод теоретического моделирования, разрабатывает научный аппарат (объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования), то есть определяет, формулирует, записывает определения – формулировки каждой части научного аппарата.
На основе научного аппарата исследователь разрабатывает структуру и определяет содержание своей исследовательской работы.
Структура работы – это основные части исследовательской работы (введение, главы, параграфы, заключение, библиографический список, приложения).
Содержание – это конкретные исследовательские материалы, которые представлены в соответствующей главе и параграфе. Названия основных глав и параграфов работы исследователь определяет и формулирует в соответствии с научным аппаратом, используя те термины, понятия и категории, которые он использовал при формулировке всех частей научного аппарата.
Поэтому, научный аппарат исследования можно назвать – маршрутом исследования. Ведь, определив точно и грамотно научный аппарат, автор дает название основным частям своей работы, тем самым определяет основное содержание – тот теоретический и эмпирический материал, который будет представлен в его исследовательской работе.
Объект и предмет исследования
В объекте исследования «отражается» проблема исследования.
Объект исследования
Определяя объект, следует дать ответ на вопрос «Что рассматривается»?
Реальная социальная действительность бесконечно разнообразна, а в исследовании надо прийти к определенному результату, поэтому важно определить главное направление в исследовании. Этим главным направлением и является – объект.
В социальном исследовании в качестве объекта выступают социальные, педагогические проблемы и явления негативного характера, различные трудные, сложные, конфликтные ситуации жизни и деятельности человека, отдельных социальных и возрастных подгрупп населения.
При определении объекта исследования необходимо определить «открытые научные знания», то есть, какая есть научная информация, с помощью которой можно дать обобщенную характеристику изучаемой проблемы. Эта исходная информация, которую исследователь получает на основе изучения и анализа научной литературы является теоретической основой исследования, а аналитический материал, который обобщает и систематизирует исследователь, составляет первую теоретическую главу исследовательской работы.
С другой стороны, научное знание, относительно которого исследователь получает новую информацию, то есть, дополняет, уточняет, систематизирует теоретическую информацию и, в свою очередь, «открывает новое знание» по данной проблеме, определяет теоретическую значимость результатов исследования.
Теоретическая значимость результатов исследования, т.е. то новое, что открывает исследователь, может выделяться как специальный и оригинальный аспект изучения проблемы и это будет реальным вкладом в теорию социальной педагогики или социально-педагогической работы.
В качестве объекта исследования могут выступать:
· Проблемы конкретного человека;
· Проблемы социальной группы;
· Проблемы возрастной группы;
· Конкретная жизненная ситуация человека, группы, социума;
· Негативное явление в обществе;
· Методы, приемы и технологии социально-педагогической работы, социально-психологической и педагогической помощи, поддержки, профилактики.
Предмет исследования
Предмет – это часть объекта, его конкретная сторона, специфика, особенность, характеристика.
Предмет – обозначает конкретный аспект изучения объекта и дает представление о том, как, в каком направлении рассматривается объект. Такое определение предмета избавляет от безнадежных попыток объять необъятное.
Предмет может включать ответ на следующие вопросы:
· Какие новые отношения описываются в данном исследовании;
· Какие новые аспекты, свойства и функции раскрывает исследование;
· Какие средства дают возможность эффективно решать проблемы человека, группы, социума;
· Определение предмета: результат учета задач, реальных возможностей и имеющихся эмпирических описаний объекта.
· Предмет исследования чаще всего совпадает с определением темы исследовательской работы.
Объект и предмет: целое и часть