Письмо, как психический процесс в период его формирования
Классификатор
Индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих образовательных программ для детей, нуждающихся
В психолого-педагогической и медико-социальной помощи
общая направленность программ, определяемая направлением деятельности по оказанию помощи | конкретизация направленности программ через категорию детей, нуждающихся в помощи | уровень программы (Д- дошкольное образование Н- начальное образование О – общее образование С – среднее образование) |
логопедическая | · Дети с заиканием | ДНО |
· Дети с дезартрией | ||
· Дети с дислалией | ||
· Дети с дислексией | ||
· Дети с дисграфией | НО | |
· Дети с дискалькулией | ||
· Дети с леворукостью | ||
· Дети с дизорфографией | ОС | |
дефектологическая | · Дети с нарушением интеллекта | ДНСО |
· Дети с церебрастеническими явлениями | ||
· Дети со сложными дефектами | ||
Психолого-педагогическая | · Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы: | ДНС |
ü страхи | ||
ü тревожно-фобические расстройства («школьный невроз») | НС | |
ü агрессивность | ДНСО | |
ü тревожность | СО | |
ü пассивность | Н | |
ü гиперактивность | ||
· дети с проблемой готовности к школе | ДН | |
· дети с проблемами общения | ДНСО | |
· дети с задержкой психического развития | НС | |
· дети с проблемами личностного развития | СО | |
· дети с проблемами сексуального развития | ||
· дети с астеническими нарушениями и соматоморфными расстройствами | НС | |
· дети с невротическими расстройствами | НСО | |
· дети с хроническим стрессом | ||
· дети с асоциальным поведением (отклоняющееся сексуальное поведение, систематические правонарушения) | СО |
письмо, как психический процесс в период его формирования
составляющее звено | функциональное значение в процессе письма | зона мозга | нейро-психологический фактор |
зрительный образ буквы | ü анализ элементов, включённых в букву ü различение письменных и печатных букв | затылочные отделы | перцептивный |
зрительно-пространствен-ный | ü различение букв, имеющих сходные конструкцию (н-п, р-ь) и пространствен-ные детали (ш-щ, у-ц, б-д) ü положение буквы в зеркальном пространстве | теменно-височно-затылочная подобласть | пространственный |
исполнение написания | ü схема движения, соответс-твующая образу буквы | теменная область | кинестетический |
ü тонкие движения руки, плавность перехода от одного элемента к другому, от одной буквы к другой | задне-лобная (премоторная) область | ||
инициация написания | ü постановка целей ü выбор программы сочетаний букв, слов ü контроль за написанием с пониманием смысла ü расстановка знаков препинания | лобные отделы | произвольная регуляция |
соотнесение звука и буквы через проговаривание | ü различение сходных по артикуляции звуков (д-н, б-м) ü а также дифференцировка звуков в сложных сочетаниях согласных («кораблекруше-ние», «подполковник») | теменная область | кинестетический |
восприятие звуков речи | ü различение звуков, сходных по звучанию, но с различным или особым написанием: глухие и звонкие согласные ü твёрдые и мягкие гласные ü написание с мягким знаком | верхне-височная зона | фонематический |
слухоречевая память | ü удержание в кратковременной памяти материала, требующего перевода в письменную речь | широкая височная зона | модально-специфический |
стабильность написания | ü равномерность темпа письма ü сохранение размеров букв по всей длине строки, от начала до конца страницы ü соразмерность интервалов | глубинные структуры | нейро-динамический |