Выступление представителей лета
1. Вступительное слово учителя.
— Приступило к работе жаркое лето. Оно пришло совсем незаметно. Лес лето расписало сочной зеленью. На деревьях в саду развесило яблоки и груши, по кустикам ягоды разбросало. Заглянуло на луга и затеяло там веселый сенокос. Дышится легко — воздух прогрет и настоен на запахе трав и листвы.
2. Учащиеся читают стихотворение.
Если в небе ходят грозы.
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли.
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна,
Значит, что уже лето!
Значит, кончилась весна!
В. Трутнева
3. Анализ стихотворения.
— Что вы представляли, слушая стихотворение?
— Какие иллюстрации можно нарисовать к этому произведению?
— Какие приметы лета описаны в стихотворении?
— Как вы понимаете выражение «в небе ходят грозы..?»
— Почему летом гнутся былинки до земли?
— Опишите росинки. С чем их можно сравнить? Как сказать это по-другому?
— Какие слова использует поэт, чтобы передать радость прихода лета?
— Каких насекомых можно встретить летом? Кто радуется летом солнышку?
— Что чувствовал поэт, написавший эти строки?
— Какие стихи о лете вы еще знаете? Назовите писателей и поэтов, которые писали о лете? (Учащиеся отвечают и демонстрируют подготовленные иллюстрации.)
4. Календарь народных примет. Лешие приметы. (Читают
учащиеся.)
• Если летом на небе много звезд — к ясной погоде,
• Пчелы сидят на стенках улья — к сильной жаре.
• Появились опёнки — лето кончилось.
• Первый туман лета — верная грибная примета.
• .Летом ворона купается — к дождю.
5. Загадки о лете. (Члены подгруппы загадывают остальным учащимся.)
1. Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила. (Гроза.)
2. Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!....
В них ни въехать, ни войти. (Радуга.)
Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже.
Тем дождик ближе. (Облака.)
4. Рассыпался горох
На тысячу дорог. (Звёзды.)
Итог урока.
Дата:
Урок внеклассного чтения.
Тема: ЕВГЕНИЙ ЧАРУШИН ЭТИ ЗАБАВНЫЕ ЖИВОТНЫЕ
Цель: развивать речевое дыхание, умение отчетливо произносить звуки; совершенствовать умение читать вслух, молча, шепотом, регулируя громкость и скорость чтения, развивать умение восстанавливать правильный порядок частей; совершенствовать умение находить слова и выражения, с помощью которых можно охарактеризовать действия персонажей произведения; активизировать познавательную деятельность, содействовать расширению знаний о животных, прививать любовь к книге.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
III. Дыхательная, артикуляционная и речевая разминка
1. Дыхательная разминка. Упражнение «Цветочный магазин»
— Представьте, что вы и цветочном магазине. Берите в руки воображаемый цветок и вдыхайте его аромат. Следите за тем, чтобы не напрягались мышцы лица.
2. Артикуляционная разминка: артикуляция звуков [а], [о], [у], [э].
— Опадайте загадку о лесных жителях:
С «у» — ползучий,
С «ё» — колючий. (Уж - ёж.)
3. Речевая разминка.
— Произнесите скороговорку: «У ужа — ужата, у ежа ежата».
IV. Подготовка к восприятию произведения
Сообщение об авторе.
1. Вступительное слово учителя.
— Прочитайте стихотворение (записано на доске) и вы узнаете, кто является героем нашего следующего рассказа.
— Что ж ты, ёж, такой колючий?
— Эго я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи.
В. Заходер
— Кто же является героем нашего рассказа?
— Назовите признаки, которые отличают ежа от других лесных обитателей?
— Есть ли у ежа враги? Как вы думаете, кто что?
2. Работа по совершенствованию навыка чтения.
— Что ж ты, ёж, такой колючий? Тихо.
— Эго я на всякий случай: С ударением на каждом слове.
Знаешь, кто мои соседи? Шепотом.
Лисы, волки и медведи. Громко и быстро.
V. Работас произведением Е.Чарушина «Страшный рассказ»
1. Лексическая работа.
• Чулан — подсобное помещение, кладовка.
• Сени — помещение между частью дома и крыльцом.
2. Чтение произведения учителем (с. 43).
3. Проверка эмоционального восприятия произведения.
— Страшно вам было или смешно, когда слушали рассказ?
4. Анализ произведении.
— Можно ли назвать детей смелыми? Почему?
— Что сказано про мальчиков в начале рассказа? Зачитайте.
— Какими их показал автор? Назовите черты характера.
— Как вы думаете, сколько им было лет?
— Как вы считаете, в каком месте происходит переломный момент? Зачитайте.
— Почему еж свернулся шариком?
— Подумайте, для чего держат ежика в доме?
— Где настоящий дом ежа?
— Почему рассказ называется «'Страшный»
— Случалось ли с вами что-либо подобное?
5. Чтение произведения учащимися:
а) чтение вполголоса;
б) чтение «цепочкой» по предложению;
в) чтение с восстановлением порядка событий в рассказе. Мама и папа вернулись.
Топот за дверью.
Шура и Петя остались одни.
Ёжик в доме.
Физкультминутка
(Учащиеся слушают стихотворение, которое читает учитель, и выполняют разнообразные действия и движения.)
Экологическая азбука
Целый день Ежи Ежовичи Осторожно носят в норы...
Собирают фрукты-овощи. Знают, если есть еда.
Сливы, яблоки и груши Не страшны им холода.
На пеньках и кочках сушат, С. Тишковец
VI.Работа вгруппах
Задание для I группы
— Подчеркните слова и выражения, которые характеризуют действия мальчиков.
Умылись, зажгли лампу, ушли и гости, топает ногами, воров не боимся, закрылись с головой, свернулся шариком, ходит и шлепает, прижались друг к другу, уснули, колет колючками, легли спать, ползает и шуршит, пробежал в угол, пыхтел и топал.
Задание для 2 группы
— Прочитайте слова. С помощью стрелок соотнесите персонажей (мальчики, ёжик) и выполняемые ими действия.
колет колючками
пробежал в угол
умылись
пыхтел
зажгли лампу
ползает — шуршит
разделись
ушли в гости
легли спать
лежат и молчат
топает ногами
закрылись с головой
свернулся шариком
ходит
шлепает
прижались друг к другу
А. Неборская
Задание для 3 группы
— Найдите в тексте и запишите в 2 столбика (группы) слова, характеризующие действия мальчиков и ёжика. Ответ:
Мальчики: умылись, разделись, легли спать, лежат, молчат, разговаривают, испугались.
Ежик: ползает, шуршит, топает, шлепает, пробежал, свернулся, забрался.
Задание для 4 группы
1.Прочитайте текст.
Ёж — маленький симпатичный зверёк, с ног до головы покрытый иголками, видоизмененными волосами, состоящими из кератина —- того же материала, из которого состоят наши волосы и ногти.
Ёж всеяден. Он ест орешки, улиток, пчёл, дождевых червей, ящериц, лягушек, змей, фрукты, овощи, птенцов и яйца птиц.
В конце мая у ежихи рождается 4—6 детёнышей. Ежата появляются слепыми и без колючек, но в первый же день из кожицы начинают высовываться мягкие белые иголочки. Через месяц ежата ещё сосут молоко, но уже с удовольствием поедают любую пищу.
Сворачиваясь в шар, ёж может легко спастись от собаки или лисы, но не от филина. Эта громадная сова при помощи мощных когтей может отнести ежа к себе в гнездо. Легко может справиться с ежом и обыкновенный хорёк.
Филя. 2004. № 7
2. Ответые на поп росы.
— Какую пользу приносит еж?
— Как ведёт себя ёж, почуяв опасность?
— Кто самые страшные враги ежа?