Тле И||ицс1:сы И ИВЛеНИЯ В МЭЛЫХ 4 страница

Принято выделять два основных условия возникновения кон­фликта:

1) наличие базы, основы конфликта в виде возникновения конфликтной ситуации (КС);

2) наличие инцидента (И), т.е. люди должны пойти на конф­ликт, столкновение, противоборство.

I

В таком случае формула конфликта могла бы выглядеть следу­ющим образом:

К=КС + И.

Конфликтная ситуация — это ситуация, которую хотя бы один из партнеров по общению воспринимает как угрожающую, огра­ничивающую его возможности, ущемляющую его личное досто­инство, честь и т. п.

Выделяют следующие виды конфликтных ситуаций.

1. Реальные и мнимые. Многое зависит не только от внешних обстоятельств, но и от их значимости для человека, от особенно­стей их восприятия, понимания, оценки личностью, а последние могут оказаться ошибочными, иллюзорными.

2. Внутриличностные и межличностные. Обычно конфликтная ситуация возникает вначале на личностном уровне, но человек может длительное время не выражать это внешне, что, безуслов­но, отрицательно сказывается на его психическом здоровье. При этом внутриличностная конфликтная ситуация может быть как односторонней, так и двусторонней, когда обе стороны находят­ся в конкурентных отношениях, однако внешне это не демонст­рируют, скрывают друг от друга.

Межличностная конфликтная ситуация — это личностно на­правленное и внешне выраженное, негативно окрашенное отно­шение, поведение, действия, реакции партнера (партнеров) по общению.

3. Рациональная — это такая конфликтная ситуация, когда про­тиворечия между людьми возникают по проблемам внеличност-ного характера (например, как лучше решить задачу; совместный анализ объективных обстоятельств, причин срыва какого-либо дела и т.п.) и делаются попытки их разрешить путем аргументации, доказательства правоты своей позиции, осмысления позиции парт­нера и т.п.

4. Эмоциональная конфликтная ситуация возникает, когда ущем­ляются, задеваются глубинные личностные основы: ценности, позиции человека, его честь, достоинство и т.п.; когда основную причину возникающих трудностей человек видит в халатности, безответственности, лености и других отрицательных качествах партнера по общению, сотрудника. Такие ситуации оставляют более глубокий след в психике человека, потому важно их не допускать в межличностном общении.

Известный дагестанский поэт Гамзат Цадаса справедливо под­черкивает:

Словом стреляй осторожнее в споре, Помни всегда, дорогой человек: Рана от пули затянется вскоре. Рана от слова зияет весь век.

Общая закономерность такова: длительное существование (за­тягивание, неразрешение либо частое возникновение) рациональ­ных конфликтных ситуаций имеет тенденцию перерастания их в эмоциональные конфликтные ситуации.

При анализе конфликтных отношений важно установить их исходный предмет, по поводу чего они возникли. Нередко при конфликтном столкновении сторон и в ходе разрешения воз­никшего противоречия непроизвольно (а в ряде случаев и спе­циально, умышленно) осуществляется подмена предмета конф-; ликтных отношений. И тогда конфликт, возникший между людь­ми, по одной причине как бы переводится (переходит) на совершенно иные рельсы (основы), не соответствующие инте­ресам, выгоде, возможностям одной из сторон, а иногда и обе­им сторонам одновременно.

При возникновении межличностных конфликтных ситуаций, а затем и конфликта каждая из его сторон имеет вполне опреде­ленный социальный и социально-психологический статус, ранг. Эти ранги могут быть неодинаковы (начальник — подчиненный, старший — младший, отец — сын и т.п.), что объективно со­здает преимущества одной из сторон. При неправильном поведе­нии личности в конфликтных отношениях (например, наруше­ние этических и правовых норм и т.п.) человек может утрачи­вать свои преимущества и даже уступать их более слабой по рангу стороне.

По своим последствиям конфликты могут быть конструктив­ными, ведущими к оздоровлению ситуации, снятию барьеров и других трудностей в развитии ситуации и т.п., и деструктивны­ми, имеющими разрушительный, негативный характер для соци­альной среды и участвующих в конфликте людей.

Так, например, разновидностью конструктивных конфлик­тов могут быть кризисы возрастного развития (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин).

Разработанная А. С. Макаренко теория педагогического взрыва также иллюстрирует идею специально создаваемых в интересах оздоровления отношений в коллективе и развития личности кон­фликтов конструктивного характера.

Вместе с тем любой конфликт не может не иметь и негатив­ных проявлений для участвующих в нем сторон: тратятся вре­мя, физический и нервный потенциал, нарастает психическая напряженность, учащается пульс, повышается артериальное дав­ление и т. п. Любой конфликт имеет негативные последствия для физического и психического здоровья участвующих в нем людей.

Конфликт как социально-психологический феномен в своем развитии проходит несколько этапов и стадий.

Первый этап — предконфликт, имеющий три стадии:

1) конфликтная ситуация носит внутриличностный характер и внешне не выражается: стадия возникновения конфликтной си­туации и скрытой формы конфликтных отношений;

2) противоречие начинает проявляться и внешне: недомолв­ки, неуместные шутки, колкости в адрес партнера по общению игнорирование его в разных формах и т.п.;

3) противоречие между людьми обостряется и становится внещ-не отчетливо выраженным. Люди не скрывают неприязни по от­ношению друг к другу, демонстрируют готовность вступить в борь­бу, но реальных действий (инцидента) пока нет: стадия перехода к конфликтному поведению.

Второй этап — собственно конфликт, когда происходит столкновение сторон и реализуется стремление каждой из них раз­решить ситуацию по своему сценарию, сообразуясь со своими по­требностями, интересами, целями.

Третий этап — послеконфликтная ситуация, которая может оказаться неблагоприятной как для одной, так и для обеих сторон. В таком случае это может стать основой для дальнейшего нарастания конфликтных отношений, новым витком конфликт­ного взаимодействия и возникновением постстрессовых психиче­ских состояний с негативными последствиями.

Динамика развития и протекания конфликта

Тле И||ицс1:сы И ИВЛеНИЯ В МЭЛЫХ 4 страница - student2.ru

Примечания:

S — величина эмоционального напряжения; / — время общения конфликтующих;

А, Д — оптимальный уровень эмоционального напряжения; Б — предконфликтная ситуация, когда растет эмоциональная напряженность, В — конфликт, наивысшее эмоциональное напряжение и столкновения сто­рон;

/ — разрешение конфликта, спад напряжения во взаимоотношениях.

Существуют различные подходы к классификации конфлик­тов. М. М. Рыбакова выделяет три вида конфликтов: деятельно­сти, поведения (поступков) и отношений.

В.И.Андреев предлагает следующую классификацию кон­фликтов:

по степени остроты: недовольство, разногласие, противодей­ствие, раздор, вражда;

предметно-деятельностному признаку: управленческие, педа­гогические, производственные, экономические, творческие, по­литические и др.;

степени вовлечения людей: межличностные, межгрупповые, межгосударственные, межпартийные и др.

В работах А. Я. Анцупова выделяется четыре типа конфликтов: ролевые, нравственные, борьба за ресурсы и инновационные (меж­ду консерваторами и новаторами).

Поведение людей в конфликтных отношениях может быть раз­ным. Выделяют пять основных типов такого поведения:

сотрудничество, при котором человек активно стремится к раз­решению конфликтной ситуации с учетом интересов партнера. Если сотрудничество становится взаимным, то трудности во взаимоот­ношениях и в решении деловых вопросов успешно разрешаются и до конфликтных отношений обычно не доходит;

приспособление, когда человек проявляет пассивность и готов­ность согласиться с позицией партнера, принять его точку зрения. В таком случае конфликтные отношения разрешаются успешно уже на этапе предконфликта;

уклонение: при таком стиле поведения человек активно избегает столкновения с партнером, оставаясь при своем мнении, по сути, сохраняя свое лицо, позицию в конфликтных отношениях;

конкуренция, противостояние: в таком случае человек активно отстаивает и даже стремится навязать другому, партнеру по обще­нию, свою позицию. При взаимном соперничестве, противодей­ствии и возникает конфликт, последствия которого могут быть труднопредсказуемы;

компромисс, когда в конфликтных отношениях человек в зави­симости от ситуации использует элементы всех вышеназванных типов, стилей поведения и их соотношение, в конкретном случае может быть разным (любой из первых четырех стилей может ока­заться и доминантным). При использовании компромиссного типа поведения обеими сторонами конфликтные отношения обычно разрешаются уже на первом этапе.

Причины конфликтных отношений многообразны, и их мож­но свести в две группы: объективные и субъективные.

Объективные причины конфликтных отношений:

1) интересы людей объективно различаются и потому могут приводить к столкновению;

L

2) недостаток значимых для людей материальных и других благ

3) слабая материально-техническая и другая обеспеченность деятельности;

4) объективно имеющая место в обществе тенденция к нарас­танию социальной напряженности и, как следствие, повышение невротизма, агрессивности, конфликтности людей;

5) недостаточная продуманность, разноплановость, размытость правовых норм и др.

Субъективные (психологические) причины конфликтных отноше­ний:

1) причины, связанные с действиями и поведением третьей стороны: руководителей, родителей, детей (в супружеских конф­ликтах);

2) причины, находящиеся в самих участниках конфликтных отношений.

Основные причины конфликтных отношений в трудовых кол­лективах, связанные с деятельностью и личностью руководителя:

• недостатки в организации деятельности сотрудников и ошибки в распределении между ними функциональных обязан­ностей;

• низкое материально-техническое обеспечение деятельно­сти сотрудников в организации по вине отдельных должностных лиц;

• недостатки в стимулировании труда (как материального, так и морального характера). Психологически неверная оценочная деятельность руководителя, его неумение правильно использовать средства и методы стимулирующего характера;

• особенности поведения и деятельности руководителя, от­сутствие единства слова и дела в его практических действиях;

• низкая психолого-педагогическая подготовленность руко­водителя, его неспособность видеть и психологические послед­ствия своих решений, действий;

• некоторые психотипические особенности личности руково­дителя, наличие акцентуаций личности конфликтного характера и др.

Основные причины конфликтных отношений, находящиеся в самих участниках таких отношений:

1) особенности субъективного восприятия ситуации как кон­фликтной, хотя реально она таковой не является;

2) несовместимость людей, которая может быть:

• социальной (в том числе и на религиозной, этнической ос­нове);

• психологической: например, в зависимости от темпера­мента люди могут оказаться несовместимыми: холерик с холе­риком, холерик и меланхолик. Несовместимость людей может быть связана с большим различием, противоположностью и*

ценностно-смысловых оценочных суждений, позиций. Частным случаем психологической несовместимости выступает социаль­но-психологическая. Например, два деловых лидера при реше­нии общих задач несовместимы, а лидеры эмоциональный и деловой совместимы;

• психофизиологической: например, у одних на тот или иной запах духов аллергическая реакция, а другим эти запахи нравятся;

• функциональной, связанной с различным уровнем подго­товленности, физических возможностей людей при решении ими совместных задач, с различными показателями здоровья;

3) наличие в коллективе так называемых перманентно-конф­ликтных личностей. Основные типы таких людей: демонстратив­ный (стремится постоянно быть на виду, впереди, лучше других), ригидный (шаблонная, стереотипная личность), эмоционально-лабильный (неуравновешенная, импульсивная личность), риго­ристический (рассматривает человека лишь как средство решения задач, своим отношением к людям способствует разрушению со­циума пропорционально своему социальному статусу), сверхточ­ная, сверхпедантичная личность (характеризуется повышенными требованиями к себе и другим, от чего создает вокруг себя поле психического напряжения), личность с чрезмерно завышенными притязаниями (самооценкой), человек с «Я»-родительской доми­нантой в его «Я»-сознании, человек с доминантным конкуриру­ющим стилем поведения в конфликтных обстоятельствах и др.;

4) несоответствие и даже противоположность индивидуальных и групповых ценностей, позиций, ожиданий;

5) низкая культура общения, использование в общении так называемых пересекающихся и негативно скрытых трансакций, отсутствие аттракции, создание персонифицированных и других барьеров в общении;

6) общее снижение психологической защищенности людей. По­вышение неустойчивости их психики и использование ими неадекватных форм психологической защиты и др.

Могут быть и другие причины конфликтных отношений субъек­тивного характера:

• низкий уровень профессионализма и в целом недостаточная трудовая закалка сотрудников;

• низкий уровень общей, правовой и нравственной культуры сотрудников, культуры поведения;

• слабая волевая подготовленность сотрудников, их низкая способность к самоконтролю и саморегуляции;

• притупление, а порой и отсутствие у сотрудников чувства че­сти, собственного достоинства, национальной гордости, проявле­ние социального и профессионального инфантилизма, безразличия;

• наличие в трудовом коллективе отрицательно направлен­ных, негативных лидеров и др.

■'I Л Сластенин 417

L

При изучении психологических проблем конфликтных отно­шений в межличностном общении важно обратить внимание на их профилактику и правильное разрешение. Исходным пунктом такой работы являются прогноз и диагностика конфликтных от­ношений. При этом целесообразно правильно ответить на следую­щие вопросы:

1. Ктоучаствует в конфликтных отношениях?

2. По поводу чеговозникли эти отношения?

3. Каковы причинытаких отношений?

4. Для чего,какие личные интересы, цели реализуют люди, втянутые в конфликтные отношения, какова действительная мо­тивация их конфликтного поведения?

Очевидно, что разрешение конфликтных отношений может осуществляться несколькими способами, которые будут иметь и разные психологические последствия:

1) полная победа одной стороны над другой;

2) компромисс, взаимные уступки, что маложелательно для сторон;

3) взаимная интеграция позиций сторон, взаимное принятие, внутреннее согласие с общим решением, в котором исполняются основные желания сторон.

В целом лучший способ разрешения конфликтных отноше­ний — их недопущение вообще. Когда же конфликтные отно­шения возникают, возможны разные подходы к их разрешению. В отечественной психологии выделяют два основных пути:

1. Административный, когда конфликтующие стороны разво­дят друг от друга по месту и времени. Это не лучший путь, по­скольку конфликтная ситуация здесь полностью не снимается: она разрешается лишь по месту и времени.

2. Педагогический, в котором может быть рекомендовано не­сколько вариантов действий арбитра, третьей стороны:

а) воздействие на ситуацию и снятие (или снижение) ее кон­фликтности, уровня значимости для сторон (либо разъяснение людям ее неконфликтности, если конфликтная ситуация реально отсутствует, либо чрезмерно переоценивается);

б) воздействие на цели конфликтующих сторон, сближение этих целей, их взаимная интеграция;

в) одновременное воздействие на ситуацию и цели сторон с пока­зом негативных последствий их конфронтации, неуступчивости;

г) демонстрация своих возможностей: правовых, нравствен­ных, материальных, физических и др.

Важно помнить, что неоправданной и неуспешной будет дея­тельность арбитра по разрешению конфликтных отношений, если он встанет на позицию одной из сторон. При возникновении кон­фликтных отношений в межличностном общении, как правило, определенная доля вины есть у обеих сторон.

^

Возможные позиции третьей стороны (рефери) в отношении к конфликту:

авторитарное вмешательство; нейтралитет;

избегание участия в разрешении конфликтов; целесообразное вмешательство в конфликтные отношения. Наиболее эффективной является последняя позиция. При этом третья сторона может помочь в разрешении конфликтных отно­шений при следующих условиях:

максимальной объективности при анализе конфликтных отно­шений;

наличии доверия обеих сторон; принятии обеими сторонами в качестве рефери; стремлении помочь сторонам найти оптимальную дистанцию при разрешении конфликтных отношений и поднять уровень со­знания, рациональности сторон;

желании понять высокую меру личной ответственности и того, что он в качестве третьей стороны реально влияет на процесс всем своим поведением.

Основные методы разрешения конфликтных отношений: убеждение (поиск взаимовыгодных решений); принуждение (насильственных действий); комплексное использование вышеназванных методов. Могут быть две стратегии в отношении к конфликтам:

а) конфликт умалчивается, не выносится из среды, о нем обыч­но не говорят. Такая стратегия эффективна во временно существу­ющих группах;

б) все, что связано с конфликтными отношениями, обсуждает­ся, выносится на поверхность, постоянно находится в поле зрения и воздействия коллектива. Такая стратегия предполагает наличие определенной культуры отношений у сотрудников, выдержки, такта.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Покажите значение проблемы конфликтных отношений для профессиональной деятельности специалиста.

2. Раскройте понимание конфликта как социально-психологического феномена.

3. Как соотносятся понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация»?

4. Дайте типологию конфликтных ситуаций.

5. Что принято понимать под конструктивными и деструктивными последствиями конфликтов?

6. Раскройте динамику развития и протекания конфликта.

7. Проанализируйте подходы к классификации конфликтов.

8. Каковы основные причины межличностных конфликтных отноше­ний? Раскройте субъективные (психологические) причины таких отно­шений.

I

9. Дайте анализ основных стилей (типов) поведения личности в конфликтных отношениях.

10. Проанализируйте основные виды несовместимости людей как ис­точника конфликтных отношений.

11. Представьте типологию конфликтных личностей.

12. Что необходимо делать для профилактики межличностных кон­фликтных отношений?

13. Как вы представляете деятельность специалиста по разрешению конфликтных отношений (в коллективе, семье и т.д.)?

14. Проанализируйте основные пути разрешения межличностных конфликтных отношений.

ГЛАВА 28. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА

Проблема адаптации человека длительное время является од­ним из направлений теоретических и прикладных исследований многих наук: социологии, психологии, педагогики, медицины, био­логии и др.

Возникновение понятия «адаптация» (от лат. adapto — при­способляю, adaptane — приспособление, adaptacio — приспо­собляемость, приспосабливаемость) относится ко второй поло­вине XVIII в., когда немецкий физиолог Ауберт использовал этот термин для характеристики явлений приспособления чувствитель­ности органов зрения и слуха в ответ на действия адекватных раз­дражителей. В дальнейшем проблемы адаптации получили разви­тие в рамках эволюционной теории и общей биологии (Ж. Ламарк, Ж.Сент-Иллер, Г.Спенсер, Ч.Дарвин). Расширились и границы применения термина «адаптация»: наряду с биологами явлением адаптации заинтересовались врачи, психологи, педагоги, социо­логи, философы. В наше время уже нет ни одной общественной, антропологической науки, которая бы прямо или косвенно не изучала проблемы адаптации человека в различных условиях его жизни и деятельности.

В целом, рассматривая проблемы адаптации человека, целесо­образно исходить из общеизвестного факта: человек предстает в совокупности двух систем — биологической и психической. Каж­дая из них состоит из многих подсистем. (В психике, например, выделяют такие подсистемы, как интеллектуально-познаватель­ная, эмоциональная, волевая, психомоторная, потребностно-мо-тивационная.) В этом смысле выделяется два основных вида (уров­ня) адаптации человека: биологический и психологический.

Первые научные трактовки сущности адаптации встречаются в работах Ч.Дарвина и его последователей. Под адаптацией пони­малась совокупность изменений, происходящих в организме, бо-

лее или менее адекватных изменяющимся раздражителям внеш­ней среды. Изменения в организме соответственно осуществля­ются в диалектическом процессе наследственности — изменчи­вости.

Теоретические и медико-биологические проблемы адаптации наиболее полно представлены в работах У. Кеннона, Г. Селье, И.П.Павлова, Л.А.Орбели, П.К.Анохина и др.

В 1932 г. в книге У. Кеннона «Мудрость тела» организм рассмат­ривается как единое целое, способное оптимально приспосабли­ваться к изменениям внешней обстановки. У. Кеннон вводит по­нятие «гомеостаз» для обозначения силы устойчивости организма, его функциональных систем при воздействиях внешних раздра­жителей. При нарушении гомеостаза возникает дезадаптационное состояние, выступающее источником адаптационного процесса. Организм, чтобы существовать, вынужден неуклонно поддержи­вать свой гомеостаз, т.е. уравновешивать себя с изменяющейся природной средой. Кроме биологического науке известен также и нейропсихологический гомеостаз, отражающий физиологическое состояние мозга, центральной нервной системы и отдельных ана­лизаторов (например, зрительного, слухового и др.). Серьезное нарушение равновесия между средой и организмом приводит к болезням или даже к гибели человека.

Исследования И. П. Павлова позволили говорить о новом уровне в теории адаптации. Благодаря научным изысканиям И. П. Павло­ва и его последователей выявлено значение нервной системы как главного фактора уравновешивания, как механизма, который орга­низует в стройную адаптивную систему многочисленные конкрет­ные биологические отражения, позволяющие организму, не изме­няя своей морфологической организации, приблизительно верно отражать изменяющиеся условия среды. Разработка в нейрофи­зиологии этого направления позволяет понять пути надстройки индивидуальной приспособляемости над наследственной.

Биолого-физиологическая адаптацияприсуща и человеку и жи­вотным, но важно отметить, что адаптация человека как организ­ма так или иначе подвержена воздействию социальных обстоя­тельств.

Э. Фромм считал, что одним из отличий биологической адап­тации человека от животных является наличие у него «биологи­ческой слабости», под которой ученый понимал «относительный недостаток у человека инстинктивной регуляции в процессе адап­тации к окружающему миру». Животные адаптируются инстинк­тивно, изменяя себя в соответствии с изменяющейся средой, а не среду. Но если инстинкты более не в состоянии успешно справ­ляться с изменением среды, вид гибнет.

В соответствии с вышеизложенным подходом Э.Фромм вы­двигает оригинальную гипотезу, согласно которой именно не-

L

развитость инстинктов способствует развитию мозга, а «появле­ние человека можно определить как возникновение той точки в процессе эволюции, где инстинктивная адаптация свелась к ми­нимуму».

Э.Фромм считает, что человек может адаптироваться и к не­желательным, отрицательным для себя социальным явлениям например к рабству, фашизму, диктатуре. Но эта адаптация будет происходить в ущерб человеку как личности, за счет снижения «интеллектуальных и моральных качеств личности», «развития у нее ментальных и эмоциональных нарушений, которые в конце концов приведут к изменению среды, так как свою природу чело­век изменить не в состоянии. Человек — не чистый лист бумаги, на котором культура может писать свой текст; он существо, заря­женное энергией и структурированное определенным образом, существо, которое, адаптируясь, реагирует специфическим и ус­тановленным образом на внешние условия. Человеческая эволю­ция обусловлена человеческой адаптируемостью и определенны­ми неразрушимыми свойствами природы человека, которые заставляют его никогда не прекращать поиск условий, более со­ответствующих его внутренним потребностям» (Э. Фромм).

Согласно этой точке зрения отличия адаптации человека от животных на биолого-физиологическом уровне определяются низ­кой инстинктивной адаптируемостью, вследствие чего человек вынужден искать другие пути адаптации, что способствует, в свою очередь, эволюции человека.

Таким образом, биологический уровень адаптации общий и для человека и для животных. Он включает в себя приспособления организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды (тем­пературе, атмосферному давлению, влажности, освещению и др.), внешним физическим условиям, а также изменения в организме. К проявлениям физиологической адаптации относят ряд психо­физиологических реакций. Человек может использовать разнооб­разные вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности (например, теплую одежду, жилье и т.д.). У него обнаруживаются способности к произвольной психической регу­ляции некоторых биологических процессов и состояний, что рас­ширяет его адаптационные возможности.

В биологической адаптации используется понятие «адаптаци­онный синдром» (Г. Селье). Адаптационный синдром— совокупность адаптационных реакций организма человека и животных, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия — стрес~ соры. Функциональные состояния, развивающиеся под действием стрессоров, называются стрессовыми состояниями. Основными симптомами адаптационного синдрома являются увеличение над­почечников, уменьшение вилочковой железы, селезенки и лим-

фатических узлов, нарушение обмена веществ с преобладанием процессов распада. В развитии адаптационного синдрома выделя­ют три стадии:

1. Стадия тревоги: продолжается от нескольких часов до двух суток и включает две фазы: шока и противошока, на последней из которых происходит мобилизация защитных реакций орга­низма.

2. Стадия сопротивляемости: устойчивость организма к различ­ным воздействиям повышена. Эта стадия либо приводит к стаби­лизации состояния и выздоровлению, либо сменяется последней стадией.

3. Стадия истощения: резкое снижение сопротивляемости орга­низма, нарушение его функций, что приводит к заболеваниям и может окончиться гибелью организма.

Наряду с биологическими и нейропсихологическими подхода­ми в разработке проблем адаптации человека появляются и утверж­даются и другие, в первую очередь психологические и социологи­ческие.

Психологическая адаптация— это процесс психологической включенности личности в системы социальных, социально-пси­хологических и профессионально-деятельностных связей и отно­шений, в исполнение соответствующих ролевых функций.

Выделяют следующие основные сферы жизни и деятельности человека, в которых осуществляется его психологическая адапта­ция (и соответственно основные разновидности психологической адаптации):

социальную во всем многообразии ее содержательных сторон, компонентов: нравственного, политического, правового и т.д. В этой сфере происходит социальная психологическая адаптация личности;

социально-психологическую: системы психологических связей и отношений личности, включения ее в исполнение различных со­циально-психологических ролей (социально-психологическая адаптация личности);

сферу профессиональных, учебно-познавательных и других деятель-ностных связей и отношений личности (профессионально-деятель-ностная психологическая адаптация личности);

взаимосвязи с экологической средой (экологическая психологи­ческая адаптация).

Соответственно с этими четырьмя сферами жизни и деятель­ности человека выделяют четыре основных вида психологической адаптации:

профессионально-деятельностную;

социальную;

социально -психологическую;

экологическую.

Эти же виды можно выделять и в адаптации биологической.

Выделяют и так называемые интегральные, системные виды психологической адаптации: профессиональную, семейно-быто-вую и др., представляющие собой своеобразное сочетание всех названных выше видов психологической адаптации личности.

Процесс психологической адаптации личности характеризует­ся активностью человека, выраженной в целенаправленности его действий по преобразованию действительности, среды как с ис­пользованием различных средств, так и с подчиненными ему при­способительными актами. Таким образом, в активной целена­правленно приспособительной деятельности человека проявляются две в разной степени выраженные и параллельно идущие тенден­ции: адаптивная, приспособительная и адаптирующая, преобра­зующая, приспособляющая среду к индивиду.

Наши рекомендации