Тле И||ицс1:сы И ИВЛеНИЯ В МЭЛЫХ 4 страница
Принято выделять два основных условия возникновения конфликта:
1) наличие базы, основы конфликта в виде возникновения конфликтной ситуации (КС);
2) наличие инцидента (И), т.е. люди должны пойти на конфликт, столкновение, противоборство.
I
В таком случае формула конфликта могла бы выглядеть следующим образом:
К=КС + И.
Конфликтная ситуация — это ситуация, которую хотя бы один из партнеров по общению воспринимает как угрожающую, ограничивающую его возможности, ущемляющую его личное достоинство, честь и т. п.
Выделяют следующие виды конфликтных ситуаций.
1. Реальные и мнимые. Многое зависит не только от внешних обстоятельств, но и от их значимости для человека, от особенностей их восприятия, понимания, оценки личностью, а последние могут оказаться ошибочными, иллюзорными.
2. Внутриличностные и межличностные. Обычно конфликтная ситуация возникает вначале на личностном уровне, но человек может длительное время не выражать это внешне, что, безусловно, отрицательно сказывается на его психическом здоровье. При этом внутриличностная конфликтная ситуация может быть как односторонней, так и двусторонней, когда обе стороны находятся в конкурентных отношениях, однако внешне это не демонстрируют, скрывают друг от друга.
Межличностная конфликтная ситуация — это личностно направленное и внешне выраженное, негативно окрашенное отношение, поведение, действия, реакции партнера (партнеров) по общению.
3. Рациональная — это такая конфликтная ситуация, когда противоречия между людьми возникают по проблемам внеличност-ного характера (например, как лучше решить задачу; совместный анализ объективных обстоятельств, причин срыва какого-либо дела и т.п.) и делаются попытки их разрешить путем аргументации, доказательства правоты своей позиции, осмысления позиции партнера и т.п.
4. Эмоциональная конфликтная ситуация возникает, когда ущемляются, задеваются глубинные личностные основы: ценности, позиции человека, его честь, достоинство и т.п.; когда основную причину возникающих трудностей человек видит в халатности, безответственности, лености и других отрицательных качествах партнера по общению, сотрудника. Такие ситуации оставляют более глубокий след в психике человека, потому важно их не допускать в межличностном общении.
Известный дагестанский поэт Гамзат Цадаса справедливо подчеркивает:
Словом стреляй осторожнее в споре, Помни всегда, дорогой человек: Рана от пули затянется вскоре. Рана от слова зияет весь век.
Общая закономерность такова: длительное существование (затягивание, неразрешение либо частое возникновение) рациональных конфликтных ситуаций имеет тенденцию перерастания их в эмоциональные конфликтные ситуации.
При анализе конфликтных отношений важно установить их исходный предмет, по поводу чего они возникли. Нередко при конфликтном столкновении сторон и в ходе разрешения возникшего противоречия непроизвольно (а в ряде случаев и специально, умышленно) осуществляется подмена предмета конф-; ликтных отношений. И тогда конфликт, возникший между людьми, по одной причине как бы переводится (переходит) на совершенно иные рельсы (основы), не соответствующие интересам, выгоде, возможностям одной из сторон, а иногда и обеим сторонам одновременно.
При возникновении межличностных конфликтных ситуаций, а затем и конфликта каждая из его сторон имеет вполне определенный социальный и социально-психологический статус, ранг. Эти ранги могут быть неодинаковы (начальник — подчиненный, старший — младший, отец — сын и т.п.), что объективно создает преимущества одной из сторон. При неправильном поведении личности в конфликтных отношениях (например, нарушение этических и правовых норм и т.п.) человек может утрачивать свои преимущества и даже уступать их более слабой по рангу стороне.
По своим последствиям конфликты могут быть конструктивными, ведущими к оздоровлению ситуации, снятию барьеров и других трудностей в развитии ситуации и т.п., и деструктивными, имеющими разрушительный, негативный характер для социальной среды и участвующих в конфликте людей.
Так, например, разновидностью конструктивных конфликтов могут быть кризисы возрастного развития (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин).
Разработанная А. С. Макаренко теория педагогического взрыва также иллюстрирует идею специально создаваемых в интересах оздоровления отношений в коллективе и развития личности конфликтов конструктивного характера.
Вместе с тем любой конфликт не может не иметь и негативных проявлений для участвующих в нем сторон: тратятся время, физический и нервный потенциал, нарастает психическая напряженность, учащается пульс, повышается артериальное давление и т. п. Любой конфликт имеет негативные последствия для физического и психического здоровья участвующих в нем людей.
Конфликт как социально-психологический феномен в своем развитии проходит несколько этапов и стадий.
Первый этап — предконфликт, имеющий три стадии:
1) конфликтная ситуация носит внутриличностный характер и внешне не выражается: стадия возникновения конфликтной ситуации и скрытой формы конфликтных отношений;
2) противоречие начинает проявляться и внешне: недомолвки, неуместные шутки, колкости в адрес партнера по общению игнорирование его в разных формах и т.п.;
3) противоречие между людьми обостряется и становится внещ-не отчетливо выраженным. Люди не скрывают неприязни по отношению друг к другу, демонстрируют готовность вступить в борьбу, но реальных действий (инцидента) пока нет: стадия перехода к конфликтному поведению.
Второй этап — собственно конфликт, когда происходит столкновение сторон и реализуется стремление каждой из них разрешить ситуацию по своему сценарию, сообразуясь со своими потребностями, интересами, целями.
Третий этап — послеконфликтная ситуация, которая может оказаться неблагоприятной как для одной, так и для обеих сторон. В таком случае это может стать основой для дальнейшего нарастания конфликтных отношений, новым витком конфликтного взаимодействия и возникновением постстрессовых психических состояний с негативными последствиями.
Динамика развития и протекания конфликта
Примечания:
S — величина эмоционального напряжения; / — время общения конфликтующих;
А, Д — оптимальный уровень эмоционального напряжения; Б — предконфликтная ситуация, когда растет эмоциональная напряженность, В — конфликт, наивысшее эмоциональное напряжение и столкновения сторон;
/ — разрешение конфликта, спад напряжения во взаимоотношениях.
Существуют различные подходы к классификации конфликтов. М. М. Рыбакова выделяет три вида конфликтов: деятельности, поведения (поступков) и отношений.
В.И.Андреев предлагает следующую классификацию конфликтов:
по степени остроты: недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда;
предметно-деятельностному признаку: управленческие, педагогические, производственные, экономические, творческие, политические и др.;
степени вовлечения людей: межличностные, межгрупповые, межгосударственные, межпартийные и др.
В работах А. Я. Анцупова выделяется четыре типа конфликтов: ролевые, нравственные, борьба за ресурсы и инновационные (между консерваторами и новаторами).
Поведение людей в конфликтных отношениях может быть разным. Выделяют пять основных типов такого поведения:
сотрудничество, при котором человек активно стремится к разрешению конфликтной ситуации с учетом интересов партнера. Если сотрудничество становится взаимным, то трудности во взаимоотношениях и в решении деловых вопросов успешно разрешаются и до конфликтных отношений обычно не доходит;
приспособление, когда человек проявляет пассивность и готовность согласиться с позицией партнера, принять его точку зрения. В таком случае конфликтные отношения разрешаются успешно уже на этапе предконфликта;
уклонение: при таком стиле поведения человек активно избегает столкновения с партнером, оставаясь при своем мнении, по сути, сохраняя свое лицо, позицию в конфликтных отношениях;
конкуренция, противостояние: в таком случае человек активно отстаивает и даже стремится навязать другому, партнеру по общению, свою позицию. При взаимном соперничестве, противодействии и возникает конфликт, последствия которого могут быть труднопредсказуемы;
компромисс, когда в конфликтных отношениях человек в зависимости от ситуации использует элементы всех вышеназванных типов, стилей поведения и их соотношение, в конкретном случае может быть разным (любой из первых четырех стилей может оказаться и доминантным). При использовании компромиссного типа поведения обеими сторонами конфликтные отношения обычно разрешаются уже на первом этапе.
Причины конфликтных отношений многообразны, и их можно свести в две группы: объективные и субъективные.
Объективные причины конфликтных отношений:
1) интересы людей объективно различаются и потому могут приводить к столкновению;
L
2) недостаток значимых для людей материальных и других благ
3) слабая материально-техническая и другая обеспеченность деятельности;
4) объективно имеющая место в обществе тенденция к нарастанию социальной напряженности и, как следствие, повышение невротизма, агрессивности, конфликтности людей;
5) недостаточная продуманность, разноплановость, размытость правовых норм и др.
Субъективные (психологические) причины конфликтных отношений:
1) причины, связанные с действиями и поведением третьей стороны: руководителей, родителей, детей (в супружеских конфликтах);
2) причины, находящиеся в самих участниках конфликтных отношений.
Основные причины конфликтных отношений в трудовых коллективах, связанные с деятельностью и личностью руководителя:
• недостатки в организации деятельности сотрудников и ошибки в распределении между ними функциональных обязанностей;
• низкое материально-техническое обеспечение деятельности сотрудников в организации по вине отдельных должностных лиц;
• недостатки в стимулировании труда (как материального, так и морального характера). Психологически неверная оценочная деятельность руководителя, его неумение правильно использовать средства и методы стимулирующего характера;
• особенности поведения и деятельности руководителя, отсутствие единства слова и дела в его практических действиях;
• низкая психолого-педагогическая подготовленность руководителя, его неспособность видеть и психологические последствия своих решений, действий;
• некоторые психотипические особенности личности руководителя, наличие акцентуаций личности конфликтного характера и др.
Основные причины конфликтных отношений, находящиеся в самих участниках таких отношений:
1) особенности субъективного восприятия ситуации как конфликтной, хотя реально она таковой не является;
2) несовместимость людей, которая может быть:
• социальной (в том числе и на религиозной, этнической основе);
• психологической: например, в зависимости от темперамента люди могут оказаться несовместимыми: холерик с холериком, холерик и меланхолик. Несовместимость людей может быть связана с большим различием, противоположностью и*
ценностно-смысловых оценочных суждений, позиций. Частным случаем психологической несовместимости выступает социально-психологическая. Например, два деловых лидера при решении общих задач несовместимы, а лидеры эмоциональный и деловой совместимы;
• психофизиологической: например, у одних на тот или иной запах духов аллергическая реакция, а другим эти запахи нравятся;
• функциональной, связанной с различным уровнем подготовленности, физических возможностей людей при решении ими совместных задач, с различными показателями здоровья;
3) наличие в коллективе так называемых перманентно-конфликтных личностей. Основные типы таких людей: демонстративный (стремится постоянно быть на виду, впереди, лучше других), ригидный (шаблонная, стереотипная личность), эмоционально-лабильный (неуравновешенная, импульсивная личность), ригористический (рассматривает человека лишь как средство решения задач, своим отношением к людям способствует разрушению социума пропорционально своему социальному статусу), сверхточная, сверхпедантичная личность (характеризуется повышенными требованиями к себе и другим, от чего создает вокруг себя поле психического напряжения), личность с чрезмерно завышенными притязаниями (самооценкой), человек с «Я»-родительской доминантой в его «Я»-сознании, человек с доминантным конкурирующим стилем поведения в конфликтных обстоятельствах и др.;
4) несоответствие и даже противоположность индивидуальных и групповых ценностей, позиций, ожиданий;
5) низкая культура общения, использование в общении так называемых пересекающихся и негативно скрытых трансакций, отсутствие аттракции, создание персонифицированных и других барьеров в общении;
6) общее снижение психологической защищенности людей. Повышение неустойчивости их психики и использование ими неадекватных форм психологической защиты и др.
Могут быть и другие причины конфликтных отношений субъективного характера:
• низкий уровень профессионализма и в целом недостаточная трудовая закалка сотрудников;
• низкий уровень общей, правовой и нравственной культуры сотрудников, культуры поведения;
• слабая волевая подготовленность сотрудников, их низкая способность к самоконтролю и саморегуляции;
• притупление, а порой и отсутствие у сотрудников чувства чести, собственного достоинства, национальной гордости, проявление социального и профессионального инфантилизма, безразличия;
• наличие в трудовом коллективе отрицательно направленных, негативных лидеров и др.
■'I Л Сластенин 417
L
При изучении психологических проблем конфликтных отношений в межличностном общении важно обратить внимание на их профилактику и правильное разрешение. Исходным пунктом такой работы являются прогноз и диагностика конфликтных отношений. При этом целесообразно правильно ответить на следующие вопросы:
1. Ктоучаствует в конфликтных отношениях?
2. По поводу чеговозникли эти отношения?
3. Каковы причинытаких отношений?
4. Для чего,какие личные интересы, цели реализуют люди, втянутые в конфликтные отношения, какова действительная мотивация их конфликтного поведения?
Очевидно, что разрешение конфликтных отношений может осуществляться несколькими способами, которые будут иметь и разные психологические последствия:
1) полная победа одной стороны над другой;
2) компромисс, взаимные уступки, что маложелательно для сторон;
3) взаимная интеграция позиций сторон, взаимное принятие, внутреннее согласие с общим решением, в котором исполняются основные желания сторон.
В целом лучший способ разрешения конфликтных отношений — их недопущение вообще. Когда же конфликтные отношения возникают, возможны разные подходы к их разрешению. В отечественной психологии выделяют два основных пути:
1. Административный, когда конфликтующие стороны разводят друг от друга по месту и времени. Это не лучший путь, поскольку конфликтная ситуация здесь полностью не снимается: она разрешается лишь по месту и времени.
2. Педагогический, в котором может быть рекомендовано несколько вариантов действий арбитра, третьей стороны:
а) воздействие на ситуацию и снятие (или снижение) ее конфликтности, уровня значимости для сторон (либо разъяснение людям ее неконфликтности, если конфликтная ситуация реально отсутствует, либо чрезмерно переоценивается);
б) воздействие на цели конфликтующих сторон, сближение этих целей, их взаимная интеграция;
в) одновременное воздействие на ситуацию и цели сторон с показом негативных последствий их конфронтации, неуступчивости;
г) демонстрация своих возможностей: правовых, нравственных, материальных, физических и др.
Важно помнить, что неоправданной и неуспешной будет деятельность арбитра по разрешению конфликтных отношений, если он встанет на позицию одной из сторон. При возникновении конфликтных отношений в межличностном общении, как правило, определенная доля вины есть у обеих сторон.
^
Возможные позиции третьей стороны (рефери) в отношении к конфликту:
авторитарное вмешательство; нейтралитет;
избегание участия в разрешении конфликтов; целесообразное вмешательство в конфликтные отношения. Наиболее эффективной является последняя позиция. При этом третья сторона может помочь в разрешении конфликтных отношений при следующих условиях:
максимальной объективности при анализе конфликтных отношений;
наличии доверия обеих сторон; принятии обеими сторонами в качестве рефери; стремлении помочь сторонам найти оптимальную дистанцию при разрешении конфликтных отношений и поднять уровень сознания, рациональности сторон;
желании понять высокую меру личной ответственности и того, что он в качестве третьей стороны реально влияет на процесс всем своим поведением.
Основные методы разрешения конфликтных отношений: убеждение (поиск взаимовыгодных решений); принуждение (насильственных действий); комплексное использование вышеназванных методов. Могут быть две стратегии в отношении к конфликтам:
а) конфликт умалчивается, не выносится из среды, о нем обычно не говорят. Такая стратегия эффективна во временно существующих группах;
б) все, что связано с конфликтными отношениями, обсуждается, выносится на поверхность, постоянно находится в поле зрения и воздействия коллектива. Такая стратегия предполагает наличие определенной культуры отношений у сотрудников, выдержки, такта.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Покажите значение проблемы конфликтных отношений для профессиональной деятельности специалиста.
2. Раскройте понимание конфликта как социально-психологического феномена.
3. Как соотносятся понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация»?
4. Дайте типологию конфликтных ситуаций.
5. Что принято понимать под конструктивными и деструктивными последствиями конфликтов?
6. Раскройте динамику развития и протекания конфликта.
7. Проанализируйте подходы к классификации конфликтов.
8. Каковы основные причины межличностных конфликтных отношений? Раскройте субъективные (психологические) причины таких отношений.
I
9. Дайте анализ основных стилей (типов) поведения личности в конфликтных отношениях.
10. Проанализируйте основные виды несовместимости людей как источника конфликтных отношений.
11. Представьте типологию конфликтных личностей.
12. Что необходимо делать для профилактики межличностных конфликтных отношений?
13. Как вы представляете деятельность специалиста по разрешению конфликтных отношений (в коллективе, семье и т.д.)?
14. Проанализируйте основные пути разрешения межличностных конфликтных отношений.
ГЛАВА 28. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Проблема адаптации человека длительное время является одним из направлений теоретических и прикладных исследований многих наук: социологии, психологии, педагогики, медицины, биологии и др.
Возникновение понятия «адаптация» (от лат. adapto — приспособляю, adaptane — приспособление, adaptacio — приспособляемость, приспосабливаемость) относится ко второй половине XVIII в., когда немецкий физиолог Ауберт использовал этот термин для характеристики явлений приспособления чувствительности органов зрения и слуха в ответ на действия адекватных раздражителей. В дальнейшем проблемы адаптации получили развитие в рамках эволюционной теории и общей биологии (Ж. Ламарк, Ж.Сент-Иллер, Г.Спенсер, Ч.Дарвин). Расширились и границы применения термина «адаптация»: наряду с биологами явлением адаптации заинтересовались врачи, психологи, педагоги, социологи, философы. В наше время уже нет ни одной общественной, антропологической науки, которая бы прямо или косвенно не изучала проблемы адаптации человека в различных условиях его жизни и деятельности.
В целом, рассматривая проблемы адаптации человека, целесообразно исходить из общеизвестного факта: человек предстает в совокупности двух систем — биологической и психической. Каждая из них состоит из многих подсистем. (В психике, например, выделяют такие подсистемы, как интеллектуально-познавательная, эмоциональная, волевая, психомоторная, потребностно-мо-тивационная.) В этом смысле выделяется два основных вида (уровня) адаптации человека: биологический и психологический.
Первые научные трактовки сущности адаптации встречаются в работах Ч.Дарвина и его последователей. Под адаптацией понималась совокупность изменений, происходящих в организме, бо-
лее или менее адекватных изменяющимся раздражителям внешней среды. Изменения в организме соответственно осуществляются в диалектическом процессе наследственности — изменчивости.
Теоретические и медико-биологические проблемы адаптации наиболее полно представлены в работах У. Кеннона, Г. Селье, И.П.Павлова, Л.А.Орбели, П.К.Анохина и др.
В 1932 г. в книге У. Кеннона «Мудрость тела» организм рассматривается как единое целое, способное оптимально приспосабливаться к изменениям внешней обстановки. У. Кеннон вводит понятие «гомеостаз» для обозначения силы устойчивости организма, его функциональных систем при воздействиях внешних раздражителей. При нарушении гомеостаза возникает дезадаптационное состояние, выступающее источником адаптационного процесса. Организм, чтобы существовать, вынужден неуклонно поддерживать свой гомеостаз, т.е. уравновешивать себя с изменяющейся природной средой. Кроме биологического науке известен также и нейропсихологический гомеостаз, отражающий физиологическое состояние мозга, центральной нервной системы и отдельных анализаторов (например, зрительного, слухового и др.). Серьезное нарушение равновесия между средой и организмом приводит к болезням или даже к гибели человека.
Исследования И. П. Павлова позволили говорить о новом уровне в теории адаптации. Благодаря научным изысканиям И. П. Павлова и его последователей выявлено значение нервной системы как главного фактора уравновешивания, как механизма, который организует в стройную адаптивную систему многочисленные конкретные биологические отражения, позволяющие организму, не изменяя своей морфологической организации, приблизительно верно отражать изменяющиеся условия среды. Разработка в нейрофизиологии этого направления позволяет понять пути надстройки индивидуальной приспособляемости над наследственной.
Биолого-физиологическая адаптацияприсуща и человеку и животным, но важно отметить, что адаптация человека как организма так или иначе подвержена воздействию социальных обстоятельств.
Э. Фромм считал, что одним из отличий биологической адаптации человека от животных является наличие у него «биологической слабости», под которой ученый понимал «относительный недостаток у человека инстинктивной регуляции в процессе адаптации к окружающему миру». Животные адаптируются инстинктивно, изменяя себя в соответствии с изменяющейся средой, а не среду. Но если инстинкты более не в состоянии успешно справляться с изменением среды, вид гибнет.
В соответствии с вышеизложенным подходом Э.Фромм выдвигает оригинальную гипотезу, согласно которой именно не-
L
развитость инстинктов способствует развитию мозга, а «появление человека можно определить как возникновение той точки в процессе эволюции, где инстинктивная адаптация свелась к минимуму».
Э.Фромм считает, что человек может адаптироваться и к нежелательным, отрицательным для себя социальным явлениям например к рабству, фашизму, диктатуре. Но эта адаптация будет происходить в ущерб человеку как личности, за счет снижения «интеллектуальных и моральных качеств личности», «развития у нее ментальных и эмоциональных нарушений, которые в конце концов приведут к изменению среды, так как свою природу человек изменить не в состоянии. Человек — не чистый лист бумаги, на котором культура может писать свой текст; он существо, заряженное энергией и структурированное определенным образом, существо, которое, адаптируясь, реагирует специфическим и установленным образом на внешние условия. Человеческая эволюция обусловлена человеческой адаптируемостью и определенными неразрушимыми свойствами природы человека, которые заставляют его никогда не прекращать поиск условий, более соответствующих его внутренним потребностям» (Э. Фромм).
Согласно этой точке зрения отличия адаптации человека от животных на биолого-физиологическом уровне определяются низкой инстинктивной адаптируемостью, вследствие чего человек вынужден искать другие пути адаптации, что способствует, в свою очередь, эволюции человека.
Таким образом, биологический уровень адаптации общий и для человека и для животных. Он включает в себя приспособления организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды (температуре, атмосферному давлению, влажности, освещению и др.), внешним физическим условиям, а также изменения в организме. К проявлениям физиологической адаптации относят ряд психофизиологических реакций. Человек может использовать разнообразные вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности (например, теплую одежду, жилье и т.д.). У него обнаруживаются способности к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.
В биологической адаптации используется понятие «адаптационный синдром» (Г. Селье). Адаптационный синдром— совокупность адаптационных реакций организма человека и животных, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия — стрес~ соры. Функциональные состояния, развивающиеся под действием стрессоров, называются стрессовыми состояниями. Основными симптомами адаптационного синдрома являются увеличение надпочечников, уменьшение вилочковой железы, селезенки и лим-
фатических узлов, нарушение обмена веществ с преобладанием процессов распада. В развитии адаптационного синдрома выделяют три стадии:
1. Стадия тревоги: продолжается от нескольких часов до двух суток и включает две фазы: шока и противошока, на последней из которых происходит мобилизация защитных реакций организма.
2. Стадия сопротивляемости: устойчивость организма к различным воздействиям повышена. Эта стадия либо приводит к стабилизации состояния и выздоровлению, либо сменяется последней стадией.
3. Стадия истощения: резкое снижение сопротивляемости организма, нарушение его функций, что приводит к заболеваниям и может окончиться гибелью организма.
Наряду с биологическими и нейропсихологическими подходами в разработке проблем адаптации человека появляются и утверждаются и другие, в первую очередь психологические и социологические.
Психологическая адаптация— это процесс психологической включенности личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций.
Выделяют следующие основные сферы жизни и деятельности человека, в которых осуществляется его психологическая адаптация (и соответственно основные разновидности психологической адаптации):
социальную во всем многообразии ее содержательных сторон, компонентов: нравственного, политического, правового и т.д. В этой сфере происходит социальная психологическая адаптация личности;
социально-психологическую: системы психологических связей и отношений личности, включения ее в исполнение различных социально-психологических ролей (социально-психологическая адаптация личности);
сферу профессиональных, учебно-познавательных и других деятель-ностных связей и отношений личности (профессионально-деятель-ностная психологическая адаптация личности);
взаимосвязи с экологической средой (экологическая психологическая адаптация).
Соответственно с этими четырьмя сферами жизни и деятельности человека выделяют четыре основных вида психологической адаптации:
профессионально-деятельностную;
социальную;
социально -психологическую;
экологическую.
Эти же виды можно выделять и в адаптации биологической.
Выделяют и так называемые интегральные, системные виды психологической адаптации: профессиональную, семейно-быто-вую и др., представляющие собой своеобразное сочетание всех названных выше видов психологической адаптации личности.
Процесс психологической адаптации личности характеризуется активностью человека, выраженной в целенаправленности его действий по преобразованию действительности, среды как с использованием различных средств, так и с подчиненными ему приспособительными актами. Таким образом, в активной целенаправленно приспособительной деятельности человека проявляются две в разной степени выраженные и параллельно идущие тенденции: адаптивная, приспособительная и адаптирующая, преобразующая, приспособляющая среду к индивиду.