Нотная запись и пение по нотам. Знать расположение нот: до1 — до2, следить по нотам за мело­дией при разучивании песен в пределах до1 — до2; узнавать вы­ученные песни по потной записи;

Знать расположение нот: до1 — до2, следить по нотам за мело­дией при разучивании песен в пределах до1 — до2; узнавать вы­ученные песни по потной записи; определять исполнение учителем мелодии (4—5 звуков) в знакомом диапазоне; уметь петь упраж­нения, части песен в до мажоре в пределах звукоряда до1 — до2 и ля миноре.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

петь хором, выполняя требования художественного исполнения; ясно и четко произносить слова в песнях подвижного харак­тера;

исполнять песни без сопровождения.

Учащиеся должны знать:

основные жанры русских народных песен и песен народов

СССР;

особенности музыкального цикла народной песни, ее идейное и

художественное содержание;

запись нот на добавочных линейках, запись размера, деление на такты, такт и тактовую черту, запись длительностей (целая, половинная, четверть, восьмая).

VI КЛАСС(35 ч)

ПЕНИЕ

Уметь петь в диапазоне лям - ре2. Петь напевно, звонко. При пении не допускать резкого, форсированного звучания. Экономно расходовать дыхание при исполнении напевных песен, петь на одном дыхании более длинные фразы в медленном темпе. В отры­вистых, быстрых песнях уметь брать быстрый вдох.

Уметь петь песни с элементами двухголосия.

Уметь петь песни без сопровождения всем классом и отдель­ными группами.

Музыкальный материал

Дружное наше звено. Муз. И. Дунаевского, сл. Ц. Солодаря. Светлячок. Грузинская народная песня (двухголосно).

* Ой, по-над Волгой. Современная народная песня. Обр. В. Локтева (двухголосно).

* Бородино. Обр. М. Иорданского, сл. М. 'Лермонтова (двух­голосно, а капелла).

* Сусанин. Русская народная песня (двухголосно).

Ой, ты, Волга-реченька. Современная русская народная песня (двухголосно, а капелла).

* Пионер шагает по планете. Муз. Е. Тиличеевой, сл. В. Коркина.

Орленок. Муз. В. Белого, сл. Я. Шведова.

Ты, соловушка, умолкни. Муз. М. Глинки, сл. В. Забеллы

* Песня о Ленине, Муз. Л. Новикова, сл. Р. Селянина.

* Варшавянка. Старая революционная песня.

Хор птиц из оперы «Снегурочка». Муз. Н. Римского-Корсакова.

Я держу путь в страну свободы. Негритянская народная песня. Обр. Т. Попатенко, пер. Ю. Хазанова.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

Краткое знакомство с музыкой западноевропейских компози­торов.

Становление оперы и симфонии. Знакомство с оперой и ее эле­ментами: увертюра, ария, речитатив, хоры, танцы.

Симфонический оркестр: группы инструментов, их звучание и выразительное значение. Роль дирижера.

Знакомство с симфоническим творчеством Л. Бетховена, герои­ка его музыки.

Знакомство с творчеством М. Глинки, основоположником рус­ской классической музыки. Особенности его творчества: патрио­тизм, народность, национальный эпос.

Знакомство с творчеством Н. Римского-Корсэкова. Отличи­тельные особенности его творчества: интерес к истории народа, к фольклору (былинам, сказкам, песням).

Знакомство с общественно-музыкальной деятельностью и твор­чеством Д. Кабалевского. Знакомство с его музыкой для детей.

Музыкальный материал

Зарубежная музыка

В. Моцарт. 40-я симфония соль минор.

Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт». V симфония (фрагменты).

Русская музыка

М. Глинка. Мазурка, романс Антониды, ария Сусанина, сцена в лесу, заключительный хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»; увертюра из оперы «Руслан и Людмила».

Н. Римский-Кор саков. Вступление, ария Снегурочки, 3-я песня Леля из оперы «Снегурочка»; вступления «Океан — море синее», песня Садко «Ой ты, темная дубравушка», колыбельная Волховы, хор «Высота», песня Варяжского гостя, песня Индийского гостя из оперы «Садко».

Советская музыка

Д. Кабалевский. Ш концерт для фортепиано с оркестром (2-я часть); Реквнем-хор «Наши дети»; увертюра к опере «Мастер из Кламси».

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

Расширение знаний и навыков в области лада и мстроритма. Уметь различать на слух мажорное и минорное трезвучие, тон и полутон (от одного звука). Размер 4/4. Нотная запись и пение но нотам.

Уметь разучивать песни по нотам. Знать знаки альтерации (диез, бемоль, бекар), правила их употребления.

Знать и понимать знаки при ключе. Знать ноты: четверть с точкой, паузы (1/2, ¼, 1/8).

Наши рекомендации