На примере Отечественной войны 1812 года
Среди проблем воспитания одно из важных мест принадлежит формированию патриотизма у школьников. Какого человека можно назвать патриотом? В словаре В.И.Даля понятие патриотизм трактуется как «любовь к Отчизне», а патриот – как любитель Отечества. Патриотизм – сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе. Оно начинается с почитания мест своего рождения, уважения местных традиций, гордости за историческое прошлое своего народа.
К сожалению, современные тенденции в обществе говорят о снижении духовных ценностей, об утрате патриотического сознания и широком распространении равнодушия и эгоизма.
В этих условиях школа является основным носителем и средством формирования патриотизма у каждого гражданина России с детских лет. Изучение истинной истории нашего Отечества, его боевых и культурных традиций остается важнейшим направлением на уроках истории в воспитании чувств гордости и любви к своей Родине.
Огромным патриотическим потенциалом обладает тема Отечественной войны 1812 года. Отечественная война - один из самых драматических и вместе с тем самых значительных по своим последствиям моментов русской истории. Приближается 200-летие со дня этих героических событий. Задача учителей истории - воссоздать со всей правотой события тех лет и отдать дань памяти и чести бесстрашному русскому воинству России.
Какие методы и приемы содействуют повышению эффективности патриотического воспитания по данной теме? При проведении урока по теме «Отечественная война 1812 года» использую проблемно-диалоговую технологию, которая помогает сделать учебное занятие открытием новых знаний. Это обеспечивает создание мотивации, повышение интереса, а главное – позволяет подготовить учеников к самостоятельному решению возникающих проблем. Вместе с обучающимися выдвигаем проблему урока: «Почему Великая армия Наполеона, считавшаяся непобедимой, не смогла завоевать Россию?». Обращаясь к уже изученному материалу, ученики стараются высказать свои версии. На следующем этапе урока в ходе продуктивных заданий, анализа фактов или побуждающим диалогом подвожу к открытию новых знаний. Проблемно-диалоговый урок заканчивается выражением решения проблемы.
Обращение к истории региона поможет школьникам глубже осознать исторические события. В дополнение к материалу учебного пособия учащимся будет интересно знать об участии башкирского народа в войне 1812 года. В начале XIX века башкир превратили в военных людей. Вместо уплаты налогов они отныне должны были нести военную службу. Башкиры охраняли восточные границы Русского государства. Вместе с русскими войсками они участвовали во всех войнах России. Самый большой след оставили башкирские конники в Отечественной войне 1812 года. Башкирские полки приняли активное участие в сражениях и в период вторжения Наполеона в Россию и в период заграничных походов русских войск.
Знакомство с биографией таких величайших полководцев, как М.И.Кутузов, П.И.Багратион, М.Б.Барклай де Толли, Н.Н.Раевский, сделает содержательными уроки истории. Подвиг этих людей – бесценный пример для подражания потомкам. К урокам ребята с удовольствием готовят доклады, содержащие биографические сведения о героях войны.
Для осознания таких понятий, как «гражданин», «толерантность», «патриотизм» по данной теме организую интеллектуальные игры, конкурс сочинений, конкурс презентаций, ролевые игры. Мышление обучающихся 8-х классов следует развивать и готовить к самостоятельным и глубоким обобщениям для дальнейшего нравственного гражданско-патриотического самоопределения. В этом направлении по теме Отечественной войны можно организовать диспуты, круглые столы, вечера вопросов и ответов. Можно провести дискуссию с сочетанием оценок прошлого времени и современности. Так, вопрос о победе в Бородинском сражении мы с учащимися рассматриваем с позиций французов, русских солдат и полководцев и с современной точки зрения историков. Существуют разнообразные варианты уроков-дискуссий: «Заседания экспертной группы», «Симпозиум», «Дебаты», «Судебное заседание». Например, используя последнюю форму проведения урока, наше судебное заседание по делу «Стратегия отступления или нападения?» содержало обвинительную речь Александра I в адрес своих полководцев и защитное слово адвоката. Именно эти формы и приемы работы позволяют сформировать собственное отношение к событиям, при этом ученики овладевают приемами ораторского искусства и умениями вести полемику.
Привлечение и анализ исторических источников по теме Отечественной войны 1812 г. важен и необходим для создания «исторической атмосферы» на уроке. По теме войны 1812 г. делаю выставку книг. Всякая работа с книгой, газетой, статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. Моя практика показывает, что художественные книги постоянно будят мысль. Ян Амос Коменский писал: «….напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют мудрые книги, полные благих наставлений, примеров, законов и благочестивых правил».
Глубоко убеждена в том, что гражданская позиция, патриотическое сознание учащихся, формирующиеся при изучении исторического прошлого своей Родины будут способствовать возрождению духовных ценностей и определять будущее России.
С.С. Волкова,
преподаватель-организатор ОБЖ
МОБУ лицей с. Булгаково
(Уфимский р-н РБ)