Подготовка мастером материально-технической базы к уроку

Определив цели, содержание, структуру урока и методы его проведения мастер приступает к подготовке материально-технической базы. Особое внимание мастер уделяет своевременной и качественной подготовке своего рабочего места, необходимых инструментов, приспособле­нии материалов, заготовок, наглядных пособий, чертежей, документа­ции и т.п.

Важно обеспечить учащихся таким количеством учебных работ, инструментов, приспособлений, материалов, чтобы в процессе проведения урока не имели места простои и потери учебного времени. При подготовке инструмента, приспособлений, оборудования нужно лично убедиться в их исправности. Необходимо опробовать в работе инструменты, приспособления, оборудование, на котором будет производиться показ трудовых приемов.

При подготовке рабочего места нужно иметь в виду следующее: наглядные пособия, чертежи, карты, учебно-техническая документация должны быть чистыми и аккуратно выполненными; модели, приборы и наглядные пособия необходимо располагать в шкафу или на демонстрационном щите в порядке использования.

Тема 12. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

1. Задачи методической работы в училище

Они заключаются в том, чтобы оказать мастерам и преподавателям в училище практическую помощь в совершенствовании методов обучения учащихся, а также в повышении квалификации инженерно-педагогиче­ских работников, изучении, обобщении и распространении передового педагогического и производственного опыта в учебно-воспитательной работе.

~^\ Общее руководство методической работой в училище осуществляет директор, а непосредственном организатором ее является зам. директора по уЧебно-производственной работе.

Участие в методической работе всех мастеров и педагогических ра­ботников является обязательным, так как методическая работа — со­ставная часть их педагогической деятельности.

Методическая работа в училище проводится в различных организа­ционных формах и подразделяется на коллективные и индивидуальные. К коллективным формам методической работы относятся педагогиче­ский совет училища, методические предметные (цикловые) комиссии, методические совещания, проблемные практикумы, семинары, школы передового опыта, педагогические чтения.

Индивидуальная работа включает самостоятельную методическую ра­боту по повышению квалификации и помощь мастерам и преподавате­лям со стороны руководителей училища.

2. Коллективные формы методической работы

Педагогический совет является органом коллективного педагогиче­ского руководства учебно-воспитательным процессом в училище. В со­став его входят руководители училища, мастера, преподаватели, воспита­тели, представители базового предприятия, учащиеся. Совет работает под председательством директора и проводит свои заседания не реже одного раза в месяц. План работы совета составляется на полугодие и утверждается на заседании совета. Педагогический совет заслушивает и обсуждает:

1) мероприятия по совершенствованию форм и методов учебно-воспитательного процесса;

2) реализацию приказов, распоряжений, указаний органов профес­сионального образования;

3) подготовку к новому учебному году и набору учащихся;

4) деятельность методических комиссий, учебных кабинетов, вопросы повышения квалификации мастеров и преподавателей;

5) опыт лучших мастеров и преподавателей и внедрение в учебный процесс передового педагогического и производственного опыта;

6) состояние учебно-воспитательной и методической работы по отдельным конкретным вопросам (квалификационные экзамены, работа в группе, кружке, успеваемость и посещаемость);

7) отчеты заведующих кабинетами и председателей методических ко­миссий.

Заседания педагогического совета гонятся заранее. Вопросы, поставленные в повестку дня очередного заседания, изучают члены совета, которым поручено готовить его. После обсуждения совет принимает по заслушанному вопросу решение, выполнение которого систематически контролирует директор училища, привлекая к этому и членов совета. Лица, ответственные за выполнение этих решений, периодически отчитываются за их исполнение. О выполнении принятых решений на совете докладывают на очередном заседании Протоколы заседаний ведет секретарь совета, избираемый на учебный год.

Методические предметные (цикловые) комиссии создаются по конкретным профессиям или специальностям и предметам для рассмотре­нии и разработки частных методических вопросов, которые относятся к организации и методике обучения, воспитания и преподавания.

В состав входят не менее 3-х членов комиссии. Руководят методическими комиссиями председатели, назначаемые директором училища на учебный год из числа наиболее опытных инженерно-педагогических работников. План работы комиссия составляет на полугодие, обсуждает на заседании и представляет на утверждение зам. директора по учебно-воспитательной работе или зам. директора по учебно-производственной работе.

Комиссии на своих заседаниях ведут протокол, в который записывают принятые решения и рекомендации. Работа комиссий строится по трем основным направлениям:

- повышение качества учебно-воспитательной работы с учащимися;

— изучение и разработка учебно-методической документации;

- повышение педагогической квалификации мастеров и преподавателей.

Методические комиссии рассматривают на своих заседаниях разнообразные вопросы, в их числе:

1) изучение новых учебных планов и программ, инструктивно-методических писем, приказов, инструкций, положений, разработкамероприятий по их выполнению;

2) обсуждение перечней учебно-производственных работ, выполняе­мых в учебных мастерских, учебно-технической документации, норм времени на учебно-производственные работы, организацию и оснаще­ние рабочих мест учащихся в учебных мастерских;

3) изучение и обсуждение новых учебников, учебных пособий, мето­дических разработок;

4) организация проведения и обсуждения открытых уроков;

5) обсуждение вопросов организации и методики изучения очередных тем учебных программ путем постановки докладов наиболее квалифици­рованных мастеров и преподавателей;

6) обсуждение вопросов о подготовке и проведении проверочных ра­бот и выпускных квалификационных экзаменов (перечни пробных ра­бот, задания на выпускные экзаменационные работы, графики выпол­нения пробных работ);

7) обсуждение календарно-урочных планов преподавателей, экзаме­национных билетов;

8) воспитательная работа преподавателей и мастеров в учебных груп­пах, совершенствование методики проведения внеклассной работы с учащимися;

9) сообщение мастеров и преподавателей об опыте учебно-воспи­тательной работы, об изучении с учащимися передовых достижений тех­ники, производства и передовых методов труда.

Методические совещанияпроводятся руководителями училища с пре­подавателями и мастерами или совместно, или раздельно. На этих сове­щаниях ежемесячно могут рассматриваться вопросы общеметодического характера, а также отдельные проблемные вопросы. Например, «Мето­дика использования наглядных пособий и ТСО на уроках» (апрель); «Организация и методика руководства самостоятельной работой учащих­ся на уроке» (май); «О проведении выпускных квалификационных экза­менов» (июнь).

Проблемные семинары проводятся в течение всего учебного года или даже несколько лет по единой педагогической теме. Например, «Повышение эффективности применения ТСО и т.п.». Мастера и пре­подаватели заняты в рамках единой темы, методической разработкой во­проса в соответствии с особенностями своей профессии, предмета. Затем на основе единой тематики в результате коллективной деятельности соз­даются методические разработки.

Методические практикумы проводятся для совершенствования мето­дической подготовки мастеров и преподавателей, например, по ТСО, ЭВМ, компьютерам, программированному обучению, разработке и со­ставлению инструкционных карт и т.п.

Школы передового опыта организуются несколькими училищами для распространения и внедрения передового опыта квалифицированного коллеги или новатора производства. Проводятся педагогические чтения, лекции, доклады, конференции на темы педагогики, методики, науки и техники производства, профессионального образования в современных условиях реформ и рыночной экономики.

Наши рекомендации