Подготовка мастером материально-технической базы к уроку
Определив цели, содержание, структуру урока и методы его проведения мастер приступает к подготовке материально-технической базы. Особое внимание мастер уделяет своевременной и качественной подготовке своего рабочего места, необходимых инструментов, приспособлении материалов, заготовок, наглядных пособий, чертежей, документации и т.п.
Важно обеспечить учащихся таким количеством учебных работ, инструментов, приспособлений, материалов, чтобы в процессе проведения урока не имели места простои и потери учебного времени. При подготовке инструмента, приспособлений, оборудования нужно лично убедиться в их исправности. Необходимо опробовать в работе инструменты, приспособления, оборудование, на котором будет производиться показ трудовых приемов.
При подготовке рабочего места нужно иметь в виду следующее: наглядные пособия, чертежи, карты, учебно-техническая документация должны быть чистыми и аккуратно выполненными; модели, приборы и наглядные пособия необходимо располагать в шкафу или на демонстрационном щите в порядке использования.
Тема 12. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
1. Задачи методической работы в училище
Они заключаются в том, чтобы оказать мастерам и преподавателям в училище практическую помощь в совершенствовании методов обучения учащихся, а также в повышении квалификации инженерно-педагогических работников, изучении, обобщении и распространении передового педагогического и производственного опыта в учебно-воспитательной работе.
~^\ Общее руководство методической работой в училище осуществляет директор, а непосредственном организатором ее является зам. директора по уЧебно-производственной работе.
Участие в методической работе всех мастеров и педагогических работников является обязательным, так как методическая работа — составная часть их педагогической деятельности.
Методическая работа в училище проводится в различных организационных формах и подразделяется на коллективные и индивидуальные. К коллективным формам методической работы относятся педагогический совет училища, методические предметные (цикловые) комиссии, методические совещания, проблемные практикумы, семинары, школы передового опыта, педагогические чтения.
Индивидуальная работа включает самостоятельную методическую работу по повышению квалификации и помощь мастерам и преподавателям со стороны руководителей училища.
2. Коллективные формы методической работы
Педагогический совет является органом коллективного педагогического руководства учебно-воспитательным процессом в училище. В состав его входят руководители училища, мастера, преподаватели, воспитатели, представители базового предприятия, учащиеся. Совет работает под председательством директора и проводит свои заседания не реже одного раза в месяц. План работы совета составляется на полугодие и утверждается на заседании совета. Педагогический совет заслушивает и обсуждает:
1) мероприятия по совершенствованию форм и методов учебно-воспитательного процесса;
2) реализацию приказов, распоряжений, указаний органов профессионального образования;
3) подготовку к новому учебному году и набору учащихся;
4) деятельность методических комиссий, учебных кабинетов, вопросы повышения квалификации мастеров и преподавателей;
5) опыт лучших мастеров и преподавателей и внедрение в учебный процесс передового педагогического и производственного опыта;
6) состояние учебно-воспитательной и методической работы по отдельным конкретным вопросам (квалификационные экзамены, работа в группе, кружке, успеваемость и посещаемость);
7) отчеты заведующих кабинетами и председателей методических комиссий.
Заседания педагогического совета гонятся заранее. Вопросы, поставленные в повестку дня очередного заседания, изучают члены совета, которым поручено готовить его. После обсуждения совет принимает по заслушанному вопросу решение, выполнение которого систематически контролирует директор училища, привлекая к этому и членов совета. Лица, ответственные за выполнение этих решений, периодически отчитываются за их исполнение. О выполнении принятых решений на совете докладывают на очередном заседании Протоколы заседаний ведет секретарь совета, избираемый на учебный год.
Методические предметные (цикловые) комиссии создаются по конкретным профессиям или специальностям и предметам для рассмотрении и разработки частных методических вопросов, которые относятся к организации и методике обучения, воспитания и преподавания.
В состав входят не менее 3-х членов комиссии. Руководят методическими комиссиями председатели, назначаемые директором училища на учебный год из числа наиболее опытных инженерно-педагогических работников. План работы комиссия составляет на полугодие, обсуждает на заседании и представляет на утверждение зам. директора по учебно-воспитательной работе или зам. директора по учебно-производственной работе.
Комиссии на своих заседаниях ведут протокол, в который записывают принятые решения и рекомендации. Работа комиссий строится по трем основным направлениям:
- повышение качества учебно-воспитательной работы с учащимися;
— изучение и разработка учебно-методической документации;
- повышение педагогической квалификации мастеров и преподавателей.
Методические комиссии рассматривают на своих заседаниях разнообразные вопросы, в их числе:
1) изучение новых учебных планов и программ, инструктивно-методических писем, приказов, инструкций, положений, разработкамероприятий по их выполнению;
2) обсуждение перечней учебно-производственных работ, выполняемых в учебных мастерских, учебно-технической документации, норм времени на учебно-производственные работы, организацию и оснащение рабочих мест учащихся в учебных мастерских;
3) изучение и обсуждение новых учебников, учебных пособий, методических разработок;
4) организация проведения и обсуждения открытых уроков;
5) обсуждение вопросов организации и методики изучения очередных тем учебных программ путем постановки докладов наиболее квалифицированных мастеров и преподавателей;
6) обсуждение вопросов о подготовке и проведении проверочных работ и выпускных квалификационных экзаменов (перечни пробных работ, задания на выпускные экзаменационные работы, графики выполнения пробных работ);
7) обсуждение календарно-урочных планов преподавателей, экзаменационных билетов;
8) воспитательная работа преподавателей и мастеров в учебных группах, совершенствование методики проведения внеклассной работы с учащимися;
9) сообщение мастеров и преподавателей об опыте учебно-воспитательной работы, об изучении с учащимися передовых достижений техники, производства и передовых методов труда.
Методические совещанияпроводятся руководителями училища с преподавателями и мастерами или совместно, или раздельно. На этих совещаниях ежемесячно могут рассматриваться вопросы общеметодического характера, а также отдельные проблемные вопросы. Например, «Методика использования наглядных пособий и ТСО на уроках» (апрель); «Организация и методика руководства самостоятельной работой учащихся на уроке» (май); «О проведении выпускных квалификационных экзаменов» (июнь).
Проблемные семинары проводятся в течение всего учебного года или даже несколько лет по единой педагогической теме. Например, «Повышение эффективности применения ТСО и т.п.». Мастера и преподаватели заняты в рамках единой темы, методической разработкой вопроса в соответствии с особенностями своей профессии, предмета. Затем на основе единой тематики в результате коллективной деятельности создаются методические разработки.
Методические практикумы проводятся для совершенствования методической подготовки мастеров и преподавателей, например, по ТСО, ЭВМ, компьютерам, программированному обучению, разработке и составлению инструкционных карт и т.п.
Школы передового опыта организуются несколькими училищами для распространения и внедрения передового опыта квалифицированного коллеги или новатора производства. Проводятся педагогические чтения, лекции, доклады, конференции на темы педагогики, методики, науки и техники производства, профессионального образования в современных условиях реформ и рыночной экономики.