Интерес детей к разным видам деятельности

Воз­раст­ная группа Разные виды деятельности
Игра Книга Изодеятель-ность Конст­руиро­вание Труд Наблюдения за живыми существами
Крат- ковре- мен- ная Долго-вре-мен-ная Лепка Рисо­вание Расте­ния Животные
Крат- ковре- мен- ные Долго-вре-мен-ные
Вто­рая млад­шая
Сред­няя      
Стар­шая    
Под-гото-ви-тель-ная к шко­ле      

В целом материалы эксперимента позволяют сделать следующие вы­воды.

Ситуация «экспериментальная комната» с множеством новых инте­ресных предметов, являющихся атрибутами различных видов деятельно­сти, адекватна задачам исследования. Она позволяет выявить особенно­сти пребывания детей в предметной среде, направленность детских ин­тересов, формы и степень их интенсивности освоения новой обстановки. Было установлено, что активность детей направлена на ориентировку и использование новых предметов.

Характер поведения детей в процессе такого использования позволил установить две ступени активности детей в разных формах ее проявления. Первая ступень — общее активное поведение детей, когда после ориенти­ровки они самостоятельно действуют с предметами уже сформированны­ми, зафиксированными в их опыте способами, т.е. дети реализуют свои умения и навыки на новых предметах. Вторая ступень — собственно по­знавательная активность, которая позволяет дошкольникам приобрести новые сведения о предметах, получить дополнительную содержательную информацию и таким образом самостоятельно расширить кругозор, осво­ить качественно новые способы познания окружающего.

Исследование показало: в новой обстановке познавательная актив­ность дошкольников проявляется в речевой, практической форме, а также в форме наблюдения. В ряде случаев было обнаружено сочетание этих форм с тенденцией преобладания одной из них. Речевая форма познава-

тельной активности — это способ поиска новой информации и средство получения ее. Практическая форма познавательной деятельности — это пробующие действия, короткое обыгрывание предметов и игрушек. Се­рия пробующих действий (а в отдельных случаях и игровых), позволяю­щих ребенку получить новые сведения, дает возможность считать их осо­бой формой познавательной деятельности — экспериментированием. Экс­периментирование с предметами и игрушками (т.е. с неживыми предме­тами), позволяющее ребенку получить максимальную информацию о структурно-функциональных особенностях предметов, можно рассмат­ривать как чрезвычайно значимую для умственного развития детей фор­му познавательной деятельности. Экспериментирование с живыми объек­тами можно рассматривать и положительно, и отрицательно, в зависи­мости от того, как оно протекает: с учетом или без учета жизненных потребностей живых существ. Можно предположить, что именно в прак­тическом экспериментировании с живыми объектами могут брать нача­ло как гуманные, так и негуманные формы отношения к живой природе. Материалы показали также, противоречивые отношения детей к объек­там живой природы: высокий уровень познавательной активности по отношению к животным и низкий — к растениям.

В целом же, нет сомнения, разнообразная предметная среда — это сти­мул для индивидуально-личностных проявлений детей, возможность для ре­ализации их практических, интеллектуальных, эмоциональных устремлений.

Приложение 7

Экологический анализ содержания циклов наблюдений за предметами в разных возрастных группах

Вторая младшая группа

1. Знакомимся с птицей. Цель: познакомить с птицей, внесенной в уголок природы, сообщить ее название; обратить внимание на то, что она красивая, веселая, живет в клетке; бойко скачет и щебечет.

2. Чем птица питается? Цель: показать, что птицу кормят зерносме-сью (зерна мелкие, разного цвета), тертой морковью, крошками творо­га, яйца, дают воду. Корм кладут в кормушку, воду наливают в поилку. У птицы есть клюв. Им она клюет корм и пьет воду.

3. Птицу кормят каждый день. Цель: в течение нескольких (пяти) дней демонстрировать детям, что птицу надо каждый день утром кормить.

4. Что птица делает в клетке? (Задание детям для самостоятельного наблюдения.) Цель: побуждать к самостоятельным наблюдениям — учить замечать различные действия птицы, называть их словами.

5. Кто заботится о птице? Цель: обратить внимание на то, что птица в клетке не может сама себя накормить. О ней заботятся воспитатель и дети: дают корм, наливают чистую воду, чистят клетку.

6. Какие части тела есть у птицы? Цель: уточнить особенности внеш­него вида птицы (голова, туловище, ноги, хвост, крылья; на голове — глаза, клюв, которым она клюет корм, пьет воду; с помощью ног скачет по клетке, сидит на жердочке; крыльями машет).

7. Как птица купается? Цель: показать, как птица купается в воде. Для этого поставить в клетку купалку. Птица ногами залезает в воду, приседает, бьет крыльями. Ей нравится купаться.

Средняя группа

1. Познакомимся с птицей. Цель: познакомить детей с птицей, кото­рая будет жить в уголке природы. Определить, чем она отличается от той, которую дети наблюдали в прошлом году (размер, окраска и пр.). Установить черты сходства во внешности птиц (голова, туловище, хвост, крылья, ноги, на голове глаза и клюв).

2. Какие условия нужны для птицы? Цель: познакомить детей с усло­виями содержания птицы. Она живет в просторной клетке, в которой есть жердочки, песок и мелкие камни, кормушка с кормом и поилка с водой. Объяснить необходимость таких условий: в большой клетке птица может летать, порхать; она садится на жердочки, скачет по ним; клюет песок, питается кормом; пьет воду, купается в ней.

3. Кто и как ухаживает за птицей? Цель: показать, что жизнь птицы зависит от человека (воспитателя и детей). Чтобы она хорошо себя чув­ствовала, была здоровой и веселой, за ней надо ухаживать: чистить клет­ку, просеивать песок, мыть кормушки, давать корм и воду. Все следует делать осторожно, чтобы не пугать ее, — все птицы пугливы.

4. Как птица ведет себя после уборки клетки? (Задание детям для са­мостоятельного наблюдения.) Цель: приучать проявлять инициативу в наблюдениях, учить замечать особенности поведения птицы, связывать их с хорошими условиями, которые создаются трудом людей, ухажива­ющих за ней. Поощрять высказывания детей об увиденном.

5. Какие, звуки издает птица? (Задание детям для самостоятельного наблюдения.) Цель: учить самостоятельно прислушиваться к звукам, из­даваемым птицей, слушать пение, чувствовать его красоту. Объяснить: пение птицы — это ее радостное состояние, которое бывает при хорошем уходе.

6. Какие части тела есть у птицы? Сколько их? Цель: уточнить пред­ставления о ее внешнем виде (одна голова, один хвост и клюв, два кры­ла, две ноги, два глаза, много перьев, покрывающих все тело, кроме клюва и ног; перья разного цвета, мягкие, легкие).

7. Как птица купается? (Заданиедетям для самостоятельного наблю­дения.) Цель: поощрять самостоятельные наблюдения и высказывания об увиденном. Учить замечать действия птицы во время купания и по­том, когда, сидя на жердочке, она укладывает клювом перышки, сушит их, прихорашивается.

8. Зачем птице ноги и крылья? Цель: уточнить функции органов пере­движения птицы. При помощи ног она прыгает по клетке, сидит на жер­дочке, почесывает тело; при помощи крыльев летает по клетке, пере­пархивает с места на место, купается в воде.

Старшая группа

1. Познакомимся с птицей. Цель: выявить отличительные особенности птицы во внешнем строении по сравнению с птицей, за которой наблю­дали в средней группе, найти черты сходства.

2. Какие условия нужны птице? Цель: уточнить, что жизненно важно для птицы в условиях ее обитания в живом уголке природы (клетка,




жердочки, песок, корм, вода). Показать значение каждого из атрибутов (в клетке птица живет — это ее дом; на жердочках она отдыхает, скачет по ним; кормом питается, воду пьет, песок клюет — при его помощи пища переваривается). Чтобы птица была здоровой, веселой, должны быть соответствующие условия (большая клетка, несколько жердочек, чистый песок и чистая вода, разнообразные корма: зерносмесь, мягкие корма — творог, яйцо, морковь, зелень — букетики трав, минеральная подкормка — уголь, мел, скорлупа).

3. Как дежурные заботятся о птице? Цель: объяснить, что трудом де­журных по уголку природы создаются все необходимые условия для пти­цы. Продемонстрировать последовательность трудовых действий, каче­ственное их выполнение, осторожное поведение возле клетки.

4. Какую зелень птицы лучше едят? (Задание детям для самостоятель­ного наблюдения.) Цель: продолжать учить самостоятельно наблюдать за поведением птицы. Предложить выяснить, как она будет реагировать на поставленные в клетку коробки с зеленым овсом и черенками традес­канции, что из зелени будет клевать, что склюет раньше.

5. Какие ноги у птицы? Цель: уточнить особенности строения ног пти­цы, их приспособительные особенности: ноги тонкие, сверху покрыты перьями, снизу — чешуйками. На ногах четыре пальца, они широко рас­ставлены — три вперед, один назад (у попугая — два вперед и два назад). Это придает птице устойчивость. На пальцах тонкие загнутые острые когти. Пальцы могут сгибаться, ими птица обхватывает толстые и тонкие ветки. При помощи когтей легко удерживается на ветках и жердочках.

6. Есть ли у птицы шея? Цель: показать, что короткая, почти неза­метная шея птицы может вытягиваться, и тогда ее хорошо видно. С по­мощью шеи птица легко поворачивает голову в разные стороны.

7. Слышит ли птица? Цель: выяснить, как птица реагирует на звуки. Сообщить, что она хорошо слышит, уши расположены по бокам головы под перьями, их не видно. Птица на звук поворачивает голову, замолкает, перестает есть, прислушивается. Неожиданных громких звуков она боится.

8. При каких условиях птица поет? (Задание детям для самостоятельного наблюдения.) Цель: предложить выяснить, когда птица поет: до еды (купа­ния) или после, в пасмурную или солнечную погоду; какие издает звуки, приятно ли ее слушать, отличаются ли ее трели от пения других птиц.

9. Как птица отдыхает и спит? Цель: показать, что птица отдыхает, сидя на жердочке, крепко обхватив ее пальцами. При этом она распуша­ет перья на теле и закрывает глаза. Засыпая, прячет голову под крыло, во сне крепко держится за жердочку. Засыпает с наступлением темноты, а просыпается с рассветом.

Наши рекомендации