Интерес детей к разным видам деятельности
Возрастная группа | Разные виды деятельности | |||||||||
Игра | Книга | Изодеятель-ность | Конструирование | Труд | Наблюдения за живыми существами | |||||
Крат- ковре- мен- ная | Долго-вре-мен-ная | Лепка | Рисование | Растения | Животные | |||||
Крат- ковре- мен- ные | Долго-вре-мен-ные | |||||||||
Вторая младшая | ||||||||||
Средняя | ||||||||||
Старшая | ||||||||||
Под-гото-ви-тель-ная к школе |
В целом материалы эксперимента позволяют сделать следующие выводы.
Ситуация «экспериментальная комната» с множеством новых интересных предметов, являющихся атрибутами различных видов деятельности, адекватна задачам исследования. Она позволяет выявить особенности пребывания детей в предметной среде, направленность детских интересов, формы и степень их интенсивности освоения новой обстановки. Было установлено, что активность детей направлена на ориентировку и использование новых предметов.
Характер поведения детей в процессе такого использования позволил установить две ступени активности детей в разных формах ее проявления. Первая ступень — общее активное поведение детей, когда после ориентировки они самостоятельно действуют с предметами уже сформированными, зафиксированными в их опыте способами, т.е. дети реализуют свои умения и навыки на новых предметах. Вторая ступень — собственно познавательная активность, которая позволяет дошкольникам приобрести новые сведения о предметах, получить дополнительную содержательную информацию и таким образом самостоятельно расширить кругозор, освоить качественно новые способы познания окружающего.
Исследование показало: в новой обстановке познавательная активность дошкольников проявляется в речевой, практической форме, а также в форме наблюдения. В ряде случаев было обнаружено сочетание этих форм с тенденцией преобладания одной из них. Речевая форма познава-
тельной активности — это способ поиска новой информации и средство получения ее. Практическая форма познавательной деятельности — это пробующие действия, короткое обыгрывание предметов и игрушек. Серия пробующих действий (а в отдельных случаях и игровых), позволяющих ребенку получить новые сведения, дает возможность считать их особой формой познавательной деятельности — экспериментированием. Экспериментирование с предметами и игрушками (т.е. с неживыми предметами), позволяющее ребенку получить максимальную информацию о структурно-функциональных особенностях предметов, можно рассматривать как чрезвычайно значимую для умственного развития детей форму познавательной деятельности. Экспериментирование с живыми объектами можно рассматривать и положительно, и отрицательно, в зависимости от того, как оно протекает: с учетом или без учета жизненных потребностей живых существ. Можно предположить, что именно в практическом экспериментировании с живыми объектами могут брать начало как гуманные, так и негуманные формы отношения к живой природе. Материалы показали также, противоречивые отношения детей к объектам живой природы: высокий уровень познавательной активности по отношению к животным и низкий — к растениям.
В целом же, нет сомнения, разнообразная предметная среда — это стимул для индивидуально-личностных проявлений детей, возможность для реализации их практических, интеллектуальных, эмоциональных устремлений.
Приложение 7
Экологический анализ содержания циклов наблюдений за предметами в разных возрастных группах
Вторая младшая группа
1. Знакомимся с птицей. Цель: познакомить с птицей, внесенной в уголок природы, сообщить ее название; обратить внимание на то, что она красивая, веселая, живет в клетке; бойко скачет и щебечет.
2. Чем птица питается? Цель: показать, что птицу кормят зерносме-сью (зерна мелкие, разного цвета), тертой морковью, крошками творога, яйца, дают воду. Корм кладут в кормушку, воду наливают в поилку. У птицы есть клюв. Им она клюет корм и пьет воду.
3. Птицу кормят каждый день. Цель: в течение нескольких (пяти) дней демонстрировать детям, что птицу надо каждый день утром кормить.
4. Что птица делает в клетке? (Задание детям для самостоятельного наблюдения.) Цель: побуждать к самостоятельным наблюдениям — учить замечать различные действия птицы, называть их словами.
5. Кто заботится о птице? Цель: обратить внимание на то, что птица в клетке не может сама себя накормить. О ней заботятся воспитатель и дети: дают корм, наливают чистую воду, чистят клетку.
6. Какие части тела есть у птицы? Цель: уточнить особенности внешнего вида птицы (голова, туловище, ноги, хвост, крылья; на голове — глаза, клюв, которым она клюет корм, пьет воду; с помощью ног скачет по клетке, сидит на жердочке; крыльями машет).
7. Как птица купается? Цель: показать, как птица купается в воде. Для этого поставить в клетку купалку. Птица ногами залезает в воду, приседает, бьет крыльями. Ей нравится купаться.
Средняя группа
1. Познакомимся с птицей. Цель: познакомить детей с птицей, которая будет жить в уголке природы. Определить, чем она отличается от той, которую дети наблюдали в прошлом году (размер, окраска и пр.). Установить черты сходства во внешности птиц (голова, туловище, хвост, крылья, ноги, на голове глаза и клюв).
2. Какие условия нужны для птицы? Цель: познакомить детей с условиями содержания птицы. Она живет в просторной клетке, в которой есть жердочки, песок и мелкие камни, кормушка с кормом и поилка с водой. Объяснить необходимость таких условий: в большой клетке птица может летать, порхать; она садится на жердочки, скачет по ним; клюет песок, питается кормом; пьет воду, купается в ней.
3. Кто и как ухаживает за птицей? Цель: показать, что жизнь птицы зависит от человека (воспитателя и детей). Чтобы она хорошо себя чувствовала, была здоровой и веселой, за ней надо ухаживать: чистить клетку, просеивать песок, мыть кормушки, давать корм и воду. Все следует делать осторожно, чтобы не пугать ее, — все птицы пугливы.
4. Как птица ведет себя после уборки клетки? (Задание детям для самостоятельного наблюдения.) Цель: приучать проявлять инициативу в наблюдениях, учить замечать особенности поведения птицы, связывать их с хорошими условиями, которые создаются трудом людей, ухаживающих за ней. Поощрять высказывания детей об увиденном.
5. Какие, звуки издает птица? (Задание детям для самостоятельного наблюдения.) Цель: учить самостоятельно прислушиваться к звукам, издаваемым птицей, слушать пение, чувствовать его красоту. Объяснить: пение птицы — это ее радостное состояние, которое бывает при хорошем уходе.
6. Какие части тела есть у птицы? Сколько их? Цель: уточнить представления о ее внешнем виде (одна голова, один хвост и клюв, два крыла, две ноги, два глаза, много перьев, покрывающих все тело, кроме клюва и ног; перья разного цвета, мягкие, легкие).
7. Как птица купается? (Заданиедетям для самостоятельного наблюдения.) Цель: поощрять самостоятельные наблюдения и высказывания об увиденном. Учить замечать действия птицы во время купания и потом, когда, сидя на жердочке, она укладывает клювом перышки, сушит их, прихорашивается.
8. Зачем птице ноги и крылья? Цель: уточнить функции органов передвижения птицы. При помощи ног она прыгает по клетке, сидит на жердочке, почесывает тело; при помощи крыльев летает по клетке, перепархивает с места на место, купается в воде.
Старшая группа
1. Познакомимся с птицей. Цель: выявить отличительные особенности птицы во внешнем строении по сравнению с птицей, за которой наблюдали в средней группе, найти черты сходства.
2. Какие условия нужны птице? Цель: уточнить, что жизненно важно для птицы в условиях ее обитания в живом уголке природы (клетка,
жердочки, песок, корм, вода). Показать значение каждого из атрибутов (в клетке птица живет — это ее дом; на жердочках она отдыхает, скачет по ним; кормом питается, воду пьет, песок клюет — при его помощи пища переваривается). Чтобы птица была здоровой, веселой, должны быть соответствующие условия (большая клетка, несколько жердочек, чистый песок и чистая вода, разнообразные корма: зерносмесь, мягкие корма — творог, яйцо, морковь, зелень — букетики трав, минеральная подкормка — уголь, мел, скорлупа).
3. Как дежурные заботятся о птице? Цель: объяснить, что трудом дежурных по уголку природы создаются все необходимые условия для птицы. Продемонстрировать последовательность трудовых действий, качественное их выполнение, осторожное поведение возле клетки.
4. Какую зелень птицы лучше едят? (Задание детям для самостоятельного наблюдения.) Цель: продолжать учить самостоятельно наблюдать за поведением птицы. Предложить выяснить, как она будет реагировать на поставленные в клетку коробки с зеленым овсом и черенками традесканции, что из зелени будет клевать, что склюет раньше.
5. Какие ноги у птицы? Цель: уточнить особенности строения ног птицы, их приспособительные особенности: ноги тонкие, сверху покрыты перьями, снизу — чешуйками. На ногах четыре пальца, они широко расставлены — три вперед, один назад (у попугая — два вперед и два назад). Это придает птице устойчивость. На пальцах тонкие загнутые острые когти. Пальцы могут сгибаться, ими птица обхватывает толстые и тонкие ветки. При помощи когтей легко удерживается на ветках и жердочках.
6. Есть ли у птицы шея? Цель: показать, что короткая, почти незаметная шея птицы может вытягиваться, и тогда ее хорошо видно. С помощью шеи птица легко поворачивает голову в разные стороны.
7. Слышит ли птица? Цель: выяснить, как птица реагирует на звуки. Сообщить, что она хорошо слышит, уши расположены по бокам головы под перьями, их не видно. Птица на звук поворачивает голову, замолкает, перестает есть, прислушивается. Неожиданных громких звуков она боится.
8. При каких условиях птица поет? (Задание детям для самостоятельного наблюдения.) Цель: предложить выяснить, когда птица поет: до еды (купания) или после, в пасмурную или солнечную погоду; какие издает звуки, приятно ли ее слушать, отличаются ли ее трели от пения других птиц.
9. Как птица отдыхает и спит? Цель: показать, что птица отдыхает, сидя на жердочке, крепко обхватив ее пальцами. При этом она распушает перья на теле и закрывает глаза. Засыпая, прячет голову под крыло, во сне крепко держится за жердочку. Засыпает с наступлением темноты, а просыпается с рассветом.