Тема 7. Развитие представлений о весе предметов и способах его измерения у детей дошкольного возраста
Цель. Проверить данные об особенностях восприятия детьми дошкольного возраста веса предметов и эффективности методических приемов обучения.
Примерный план
1. Анализ теоретических основ развития у детей умений определять вес предметов.
2. Содержание игр и упражнений диагностического характера.
3. Влияние игр и упражнений на развитие у детей «барического» чувства.
4. Педагогические выводы.
Методические рекомендации
В теоретической части работы необходимо показать значение овладения способами определения веса предметов для сенсорного, умственного и математического развития детей дошкольного возраста, раскрыть различные подходы к решению этой проблемы (М.Монтессори, Ю.И.Фаусек, Е.И.Тихеева и др.), охарактеризовать пути решения ее в современных условиях, исходя из основных положений теории сенсорного воспитания и развития математических представлений у дошкольников.
Используя диагностические задания, определить:
— своеобразие путей и способов определения веса на сенсорной основе;
— уровень знаний детей о способах измерения веса общепринятыми мерами;
—- развитие способности ребенка отражать свои представления в речи.
Полученные данные об особенностях детских представлений о весе предметов и способах его определения сравнить с имеющимися в литературе.
Опытную работу по освоению представлений о весе целесообразно осуществлять как в процессе обучения на занятиях, так и в повседневной жизни. При этом обеспечить активную деятельность каждого ребенка с предметами по овладению способами и приемами обследования; измерения: упражнения детей, точное словесное определение выделенного признака, результата действия и т. д.
Содержание обучения во второй младшей группе:
— представление о весе как признаке предметов;
— отражение результатов сравнения в речи, пользуясь прилагательными «тяжелее — легче*, «тяжелый — легкий*, «одинаковые — разные»>
Содержание обучения в средней группе:
— развитие точности восприятия, сравнения «на руку* менее контрастных по весу предметов;
— Определение относительности оценки веса: один и тот же предмет может быть тяжелее одного, но легче другого;
— установление отношений равенства и неравенства между предметами по их весу (при выборе по образцу);
— расположение трех предметов разного веса в возрастающем или убывающем порядке.
Содержание обучения в старшей груше:
— сопоставление предметов по весу с помощью чашечных весов, определение по положению стрелки и чашек весов результатов сопоставления;
— определение равенства и неравенства предметов по весу, независимо от их внешнего вида;
— группировка и классификация предметов по весу;
— построение сериационных рядов из 4-6 предметов в возрастающей и убывающей последовательности.
Содержание обучения в подготовительной к школе группе:
— измерение веса предметов условными Мерками;
— выяснение значения общепринятых мер измерения для получения объективных показателей: килограмм как единица измерения веса.
В обучении следует идти от освоения детьми представлений о том, что каждый предмет обладает тем или иным весом, и развития барического чувства у детей.
Дидактический материал способствует постепенному пере- I воду детей от сравнения тождественных по всем признакам (кроме веса) предметов к предметам с вариантным набором признаков, помогая абстрагированию веса как свойства предмета от цвета, формы, размера, материала и т.д. Следует предусмотреть последовательное увеличение круга сравниваемых повесу предметов (от двух в младшей группе до 5—6 и более в старшей) и постепенное уменьшение отношений (от 1:6 или 1:5 до 1:2 или 1:1,5).
Организуя обучение, необходимо включать задачи определения веса в практическую или познавательную деятельность: найти разные или равные по весу предметы, найти пару и т. д.
Обучение измерительной деятельности должно раскрыть детям некоторые свойства веса как величины, расширить знания о способах и мерах измерения различных тел и веществ.
В курсовой работе следует отразить результаты опытной работы с детьми в каждой возрастной группе.
Рекомендуемая литература
1. Велоус Н.Г. Характер действий детей дошкольного возраста при сопоставлении предметов по их тяжести. // 27-е Герц, чтения. Дошкольное воспитание: Научные доклады. — Л., 1074.
2. Велоус Н.Г. Различение детьми предметов по их тяжести и отражение этих свойств в речи // Умственное воспитание детей дошкольного возраст,— Л., 1976.
3. Веретна Р.Л., Непомнящая Р.Л. Обучение дошкольников элементам измерительной деятельности.-г Пермь, 1983.
4. Теория и методика развития математических представлений у дошкольников. Хрестоматия в 6 частях.— СПб, 1996.