Памятки студентам для успешной организации учебно-исследовательской работы
Памятка «Учись правильно выражать свои мысли»
1. Чтобы научиться грамотно говорить, нужно научиться читать и слушать.
2. Читая, не только вникай в смысл написанного, но и постарайся увидеть, услышать, понять и запомнить художественные особенности языка, речевые обороты.
3. Накоплению активного запаса слов поможет специальная работа: заведи словарь для записи новых слов, тренируй себя в их запоминании и произнесении, подбирай к словам антонимы и синонимы, изучай слова, употребляемые в переносном смысле.
4. Стремись не только понять смысл речи оратора, но и запоминай приемы ее построения.
5. Следи за тем, чтобы в рассказе не встречались слова-паразиты, не допускай ненужных повторов — это обедняет речь.
6. Следи за построением предложений, избегай особенно сложных конструкций.
7. Практикуй чтение вслух, вникай в смысл текста, определяй, где нужно сделать ударение, паузу, какой оттенок придать речи.
Памятка «Правила запоминания»
Чтобы разобраться в материале, в процессе чтения или слушания необходимо проводить активную мыслительную обработку материала. В этом случае запоминание будет результатом этой активной работы над материалом и без специальных усилий, направленных на запоминание, не потребуется.
Правила запоминания.
1. Сосредоточься, нацелься на запоминание.
2. Старайся понять основной смысл излагаемого материала, иначе будет действовать механическая память, которая менее продуктивна, чем логическая.
3. Удели особое внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая последовательность его изложения.
4. Найди смысловые опорные пункты в материале, составь план, соотнеси эти пункты с планом.
5. Отдели основополагающий материал от иллюстративного, который запоминать не нужно.
6. Уясни, что ты уже знал и что узнал нового, и сравни новое с тем, что ты знал раньше.
7. Произнеси несколько раз новые слова, даты.
8. Проговори вслух формулировки выводов, законов.
9. Воспроизведи весь материал по плану, стараясь мысленно вообразить прочитанное.
Памятка «Как делать записи в ходе слушания»
1. Не начинай записывать материал с первых слов преподавателя, сначала выслушай высказываемую им мысль до конца и пойми ее.
2. Приступай к записи в тот момент, когда педагог, заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать.
3. Не старайся записать материал дословно (при этом чаще теряется главная мысль, такую запись трудно вести), отбрасывай второстепенные слова, без которых не теряется главный смысл.
4. Старайся писать быстро (не менее 120 букв в минуту).
5. Если в лекции тебе что-то непонятно, оставь место в тетради, после урока обратись за объяснением к преподавателю.
6. Используй общие правила написания конспекта (соблюдай отступы, делай выделения и т.д.).
7. Сокращай слова, некоторые из них обозначай значками. После сокращения оставляй место, чтобы закончить запись дома.
8. В ближайшие дни обработай текст конспекта: выправь стиль, расставь знаки препинания, допиши текст, подчеркни главное и т.д.
Памятка «Требования и рекомендации к записи и оформлению текста»
Запись должна быть удобочитаемой.
1. Она должна быть компактной, убористой, чтобы на странице уместилось как можно больше текста.
2. В тексте необходимо применять выделения и разграничения:
« подчеркивание и отчеркивание (заголовков, подзаголовков, выводов смысловых слов, основных терминов и понятий). Для выделения следует использовать не более 2—3 цветов;
- отступы (для обозначения абзацев и пунктов плана);
« пробельные строки (для отделения одной мысли от другой);
» простую и сквозную нумерацию;
« выделение текста с помощью рамки (определения, формулы,
правила, законы). Со временем у вас выработается своя система выделений.
3. При записи текста необходимо пользоваться: общепринятыми сокращениями;
НТП — научно-технический прогресс;
ЭКГ — электрокардиограмма;
НОТ — научная организация труда и т.д.; Знаковыми сокращениями:
(!) — важное место, обратить особое внимание;
(?) — сомнение, надо проверить;
(+) — положительно;
(-)— отрицательно;
> — больше, более чем;
< — меньше, менее чем;
- Т — возрастает;
- 4- — понижается;
Сокращения, при которых используются только согласные звуки слова:
• пр. вс. — прежде всего; « птч. — потому что; » м.б. — может быть;
• д.б. — должно быть и т.д.;
сокращения, когда используются буквы только начала или начала и конца слова (особенно если слово часто употребляется):
• р-я — реакция;
• разв-е — развитие; « сод-ие — содержание; « ан-ры — анализаторы;
• эк. — экологический;
• ч-к — человек и т. д. 4. При оформлении записи лекции в тетради рекомендуется:
« оставлять поля (не менее 8 клеток) с левой стороны страницы. Они предназначены для фиксирования даты, ключевых, опорных слов, сигналов, выводов, используемых источников, дополнительной литературы, для ссылок, пометок и др.;
« использовать в основной записи лекции (с правой стороны) пасту разного цвета, подчеркивание, заключение в рамку, стрелки, указатели, простейшие схемы, сокращения и др.;
" выделять в абзацы смысловые куски строго;
» вести нумерацию страниц.
Памятка «Как работать над понятием»
Понятие — это логически оформленная мысль о предмете. Последовательность действий.
1. Назови рассматриваемое понятие, дай его определение.
2. Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.
3. Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения.
4. Попробуй связать его с другими понятиями данного предмета и смежных с ним дисциплин.
5. Составь небольшой рассказ, используя данное понятие.
Памятка «Как разъяснять теорию»
Теория — это учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающий закономерности природы, общества, мышления.
Последовательность действий.
1. Выяви, какие факты, наблюдения послужили основанием для формулирования теории.
2. Назови основные понятия, положения теории.
3. Определи крут явлений, объясняемых данной теорией.
4. Приведи опытные и экспериментальные данные, которые могут служить доказательством правильности теории.
5. Назови области практического применения данной теории.
Памятка «Как разъяснять закон»
Закон — это связь и взаимосвязь каких-либо явлений объективной действительности.
Последовательность действий.
1. Выяви, между какими явлениями или величинами устанавливает связь данный закон.
2. Опиши пути открытия закона.
3. Приведи формулировку закона.
4. Попытайся записать закон в символической форме или через математическое выражение.
5. Приведи доказательства в пользу существования закона.
6. Назови области практического применения данного закона
Памятка «Как изучать явление»
Явление — это то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования.
Последовательность действий.
1. Изучи внешние признаки явления.
2. Изучи условия, при которых оно обнаруживается.
3. Изучи сущность явления и механизм его протекания.
4. Найди связь с другими явлениями.
5. Опиши количественную характеристику (в случае необходимости).
6. Рассмотри использования явления в практике.
Памятка «Как проводить сравнение»
Сравнить — поставить рядом, сопоставить для установления сходства и различия.
Порядок сравнения.
1. Ответь на вопросы: «Кто такой?», «Что такое?».
2. Сопоставь определения двух предметов или явлений. Найди основное сходство.
3. Выдели существенные признаки каждого предмета.
4. Сопоставь оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам.
5. Выясни все признаки сходства и различия объектов.
6. Найди и объясни причины их сходства и различия.
Памятка «Как проводить анализ»
Анализ — это процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.
Порядок анализа.
1. Мысленно расчлени объект, предмет, явление на определенные составные части, имеющие конкретное функциональное значение.
2. Постарайся обнаружить в выделенных частях характерные особенности, детали изучаемого предмета.
3. Подумай о причинах такого разделения на части (блоки).
Памятка «Как проводить синтез»
Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.
Порядок синтеза.
1. Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: «На основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?».
2. Для ответа на этот вопрос проведи подробный анализ изучаемых явлений.
3. Найди связи между отдельными частями явления, объедини их, обобщи полученные сведения.
Памятка «Как проводить обобщение»
Обобщение — это мысленный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях.
Порядок обобщения.
1. Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях.
2. Определи их сходство.
3. Установи связь между ними.
4. Сформулируй общий вывод.
Памятка «Как проводить наблюдение»
1. Осмысли цель наблюдения.
2. Уточни предмет наблюдения.
3. Разработай план наблюдения.
4. Определи форму записи наблюдаемых явлений.
5. Повтори наблюдение 2—3 раза с целью повышения его объективности.
6. При описании наблюдаемых явлений обрати внимание на то, как они протекали во времени и при каких условиях.
7. Помни, что цель описания явлений — наиболее точно и полно выявить их признаки.
8. При описании результатов наблюдений обрати внимание на то, что было обнаружено нового и что общего с известным ранее.
9. Полученные результаты оформи в виде письменного отчета или графически (в виде рисунков, схем).
Примерный план проведения наблюдения и эксперимента
Эксперимент — это научный опыт, попытка сделать, предпринять что-либо.
Алгоритм эксперимента.
1. Формулирование цели проведения эксперимента, наблюдения:
• сделай предположение о возможных результатах, сформулируй
гипотезу; « выясни связи объекта, выбранного для наблюдения, с другими,
уже изученными объектами.
2. Планирование проведения эксперимента (наблюдения):
" выясни, какие условия, материалы необходимы для эксперимента;
• составь мысленно схему его проведения;
« выбери самый оптимальный способ фиксирования результатов.
3. Проведение эксперимента (наблюдения):
» последовательно осуществи все этапы эксперимента;
• сделай необходимые измерения, зарисовки, запиши результаты;
• проверь точность полученных результатов.
4. Обработка полученных результатов:
• сравни полученный результат с выдвинутой гипотезой; " сформулируй вывод;
• объясни, что доказывает данный эксперимент, свяжи его с изученными явлениями, теориями и законами.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7