Подготовка к написанию курсового сочинения
Выбрав направление исследования и примерную тему своего будущего произведения, курсанту, студенту, слушателю необходимо ознакомиться в библиотеке с перечнем литературы (нормативными правовыми актами, монографической и справочной литературой, научными статьями и т.п., а также материалами судебной практики, данными официальной статистики), чтобы понять глубину и полноту освещения материала предшественниками, практические возможности к доступу литературы, выяснить наличие материалов статистики, обзоров и обобщений судебной практики, а при необходимости подготовиться к проведению самостоятельных социологических исследований. На этом этапе следует еще раз проконсультироваться со специалистами, чтобы грамотно отобрать необходимые источники.
На подготовительном этапе формируется лишь замысел будущей работы. План ее составляется спустя некоторое время. Предварительное составление плана курсового сочинения представляется нецелесообразным, так как автор не может точно и подробно выстроить структурную схему будущей работы, пока «строительный материал» им еще не изучен.
Далее нужно определиться с теоретическим обоснованием исследуемых проблем, поиском необходимой литературы, систематизацией отбираемого материала.
План будущей работы студент составляет в процессе ознакомления с различными источниками информации, уже имея черновики рукописи.
Подготовительный этап написания работы может включать в себя следующие моменты:
– поиск и отбор необходимой литературы;
– группировку и систематизацию материалов в соответствии с предварительным планом работы;
– прогнозирование вероятного результата своего исследования и т. д. Поиск литературы следует начинать в библиотеке университета. К услугам курсантов, студентов, слушателей в нашем городе – фонды библиотек других вузов и книжные магазины.
При подготовке материала для написания курсовых работ можно рекомендовать в качестве примерного перечня следующую литературу:
– законодательство (Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, кодексы других отраслей права, отдельные законы);
– фундаментальные труды по проблемам философии, теории права и государства, теории уголовного права;
– монографии (научные труды по отдельным проблемам и темам);
- научные статьи, опубликованные в журналах («Государство и право», «Вестник» Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, «Законность», «Проблемы управления рисками в техносфере», «Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации» и др.);
- статьи из сборников научных трудов;
- статьи из материалов научно-практических конференций;
- авторефераты диссертаций;
- материалы печати;
- научно-практические комментарии;
- учебники;
– обзор судебной практики по рассматриваемой теме курсовой работы;
– информацию, имеющуюся в автоматизированных компьютерных справочных правовых базах (системах) «Гарант», «Консультант Плюс» и др.
Какие-либо рекомендации относительно порядка изучения литературы дать сложно, поскольку это связано как с множеством особенностей личности (психики, памяти, восприятия и т. п.), так и уровнем эрудиции, жизненным опытом, степенью усвоения материала, организованностью человека. Таким образом, подготовительный процесс сбора материала весьма индивидуален.
В большинстве случаев процесс отбора, изучения и систематизации материала проходит по следующей схеме: найдя необходимую книгу, статью, рецензию студент, курсант, слушатель в соответствии с замыслом осуществляет общее, предварительное знакомство с ней. На что необходимо обратить внимание? На титульный лист, выходные данные, краткую аннотацию (если она есть), оглавление, введение, заключение. Подобное поверхностное ознакомление позволит курсанту, студенту уяснить общее представление о тех научных проблемах, которые пытался разрешить автор книги. Оглавление поможет понять построение, последовательность и логику научного исследования. Отдельные названия глав и параграфов подскажут курсанту, студенту направление собственного творческого поиска и составления плана в чистовом варианте.
Названия всех отобранных источников следует заносить на отдельные листы или карточки с краткими записями сути произведения, затем эти карточки группируются и раскладываются по главам и параграфам рабочего варианта плана курсовой работы. Количество источников на данном этапе работы может существенно отличаться от окончательного варианта списка, использованной литературы, который будет приведен курсантом, студентом в своей работе.
Все собранные материалы автор приводит в определенную логическую систему. Затем начинается работа курсантов, студентов, слушателей по углубленному изучению книг, статей, материалов с конспектированием наиболее важных, с точки зрения автора, положений. Здесь также не надо бояться подробных записей исходных материалов.
К выпискам следует точно указывать выходные данные (фамилия и инициалы автора работы, ее точное и полное название, место издания, издательство, год издания и страницы цитируемого текста). Эти организационные моменты помогут вам существенно сэкономить время, как при оформлении сносок, так и при составлении списка литературы.
Законспектированные и собранные материалы лучше всего разложить по отдельным папкам, которые будут соответствовать разделам рабочего плана курсового сочинения. Собранная информация поможет вам определиться со структурой будущей работы, составлением плана ее написания в чистовом варианте.
Составление плана курсовой работы
Проект плана необходимо согласовать с научным руководителем, так как он сможет подсказать наиболее оптимальный вариант по объему, характеру, направленности, логике изложения материала, сложности и другим важным критериям подготовки работы.
Не следует забывать, что в процессе написания сочинения так называемый «чистовой» вариант плана тоже может претерпеть существенные изменения.
Как правило, план курсовой работы состоит из трех частей – введения, основной части (от двух до четырех глав, вопросов) и заключения.
Во введении обосновывается актуальность темы, кратко характеризуется степень ее разработанности, определяются цели и задачи исследования. По объему введение должно составлять примерно 10 процентов текста работы, то есть 2–3 страницы машинописного текста.
Основная часть отражается в плане как детально зафиксированный перечень взаимно согласующихся и взаимно увязанных между собой вопросов. План основной части предполагает наличие глав, каждая из которых включает несколько параграфов. По объему это примерно 80 процентов текста, то есть 20–22 машинописные страницы.
В заключительной части курсовой работы проводится обобщение наиболее важных положений, делаются выводы, подводятся итоги раскрытия темы, обосновываются предложения по совершенствованию тех или иных аспектов проблемы.
Для заключения достаточно 5–10 процентов от общего объема текста (1–2 страницы).
И, наконец, на основе плана курсовой работы составляется план-график выполнения курсовой работы, который предусматривает определение основных этапов ее написания. План-график утверждается руководителем (приложение № 1).