Схема - Классификация жанров, используемых в общении любящих

Схема - Классификация жанров, используемых в общении любящих - student2.ru

Эта схема в доступной форме позволяет студентам сориентироваться в классификации жанров любовного общения и используется ими при выполнении заданий различного характера (риторическом анализе текстов-образцов, творческих заданий и др.).

Преподаватель акцентирует внимание обучающихся на том, что все жанры, представленные в схеме могут характеризовать и другие сферы общения (деловую, повседневную и др.) за исключение признания в любви и любовной клятвы, которые реализуются исключительно в общении любящих людей. Отнести остальные жанры именно к любовному общению мы можем исходя из речевой ситуации, в которой они реализуются (интенция, адресант, анресат и т.д.). Кроме того, мы также отметили, что жанры, включаемые в общение любящих, могут быть как конструктивными, так и деструктивными. Однако, анализ «репертуара» речи любящих сосредотачивается преимущественно на конструктивных жанрах, поскольку наша задача помочь студентам овладеть риторическими знаниями, которые укрепляют взаимоотношения влюбленных. Кроме того,

На следующем этапе мы вновь обратились к раздаточномуматериалу, который используется для выполнения четвертого задания.

Онопредполагает работу с текстами, после прочтения которых студенты отвечают на вопросы:

- Что объединяет эти тексты?

- В чем, на ваш взгляд, разница между этими ситуациями общения?

Языковой материал

Фрагмент 1.

СЛАВА. Я таких еще не встречал.

МИЛА. Не смеши меня.

СЛАВА. Правда. Вы необыкновенная.

МИЛА. И что же во мне такого необыкновенного?

СЛАВА. Всё.

МИЛА. Что, всё?

СЛАВА. И голос. И походка. И волосы... Голос такой мягкий...

МИЛА. Ну что ты врешь так нагло! Разве я мягко с тобой говорю?

СЛАВА. Нет. Но это так... самозащита. А внутри - вы нежная. Это нерастраченное. Оно есть. Просто, не будете же вы на первого встречного все, что в вас есть... А я, к сожалению, первый встречный... Мы очень мало знакомы. Но мы же можем поближе познакомиться.

МИЛА. Поближе?

СЛАВА. Я имею в виду... Я ничем вас не хочу оскорбить. Мне очень хочется разговаривать с вами. Если бы это было можно, я бы говорил и говорил, и вас бы слушал... до утра.

МИЛА. Это можно.

Е. Исаева «Абрикосовый рай, или Сказка о женской дружбе»

Фрагмент 2.

МОЛЧАЛИН. Веселое созданье ты! живое!

ЛИЗА. Прошу пустить, и без меня вас двое.

МОЛЧАЛИН. Какое личико твое! Как я тебя люблю!

ЛИЗА. А барышню?

МОЛЧАЛИН Ее По должности, тебя... (Хочет ее обнять.)

ЛИЗА. От скуки. Прошу подальше руки!

МОЛЧАЛИН. Есть у меня вещицы три:

Есть туалет, прехитрая работа -

Снаружи зеркальцо, и зеркальцо внутри,

Кругом все прорезь, позолота;

Подушечка, из бисера узор;

И перламутровый прибор -

Игольничек и ножинки, как милы!

Жемчужинки, растертые в белилы!

Помада есть для губ, и для других причин,

С духами скляночка: резеда и жасмин.

ЛИЗА.Вы знаете, что я не льщусь на интересы;

Скажите лучше, почему

Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы?

МОЛЧАЛИН. Сегодня болен я, обвязки не сниму;

Приди в обед, побудь со мною;

Я правду всю тебе открою.

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Фрагмент 3.

СИЛЬВА. Здравствуйте, Наташа. МАКАРСКАЯ. Здравствуйте. СИЛЬВА. Не помешаю? МАКАРСКАЯ. Вроде бы нет. СИЛЬВА (садится рядом). Меня зовут Семеном. МАКАРСКАЯ. Неплохо. Откуда вы знаете мое имя? СИЛЬВА. Не удивляйтесь. Я давно за вами наблюдаю. МАКАРСКАЯ. Даже? СИЛЬВА. Вернее, любуюсь. МАКАРСКАЯ. И где вы меня видели? СИЛЬВА. Никогда не скажу. МАКАРСКАЯ. Вот оно что... Так я сама вам скажу. СИЛЬВА. Как? И вы меня видели? МАКАРСКАЯ. Вы где разводились? СИЛЬВА. Что-что? МАКАРСКАЯ. Вы в каком суде разводились? СИЛЬВА. Ну что вы! Никогда этого не было. Я не люблю впутыватьгосударство в свои личные дела. Зачем? У государства и так забот хватает. МАКАРСКАЯ. Я работаю в суде. Секретарем. Не там ли мы встречались? СИЛЬВА. Не там. К счастью. МАКАРСКАЯ. Мне кажется, что все мужчины побывали в нашем суде. Такое впечатление. СИЛЬВА. Надо же. Такая девушка - и на такой пыльной работе... Вашдомик? МАКАРСКАЯ. Мой. СИЛЬВА. Живете одна, мне известно. Нескромный вопрос - почему? МАКАРСКАЯ. Почему живу одна? Нравится - и живу. А вы что же,недовольны? СИЛЬВА. Нет, что вы! Наоборот. Романтично. Пригласите в гости. МАКАРСКАЯ. На каком основании? СИЛЬВА. Я вам не нравлюсь? МАКАРСКАЯ. Вы? Ничего. Симпатичный нахал. СИЛЬВА. Нахал, не возражаю. Но и нахалам тоже нужна любовь. МАКАРСКАЯ. Вот. Свет раскололся пополам: на женихов и нахалов. С женихами - скука, с нахалами - слезы. Вот и поживи! СИЛЬВА. Чем вы занимаетесь вечером? МАКАРСКАЯ. Иду в кино. (Поднимается, идет к дому.) СИЛЬВА (идет за ней). Кино... Хорошее занятие... А нельзя ли это самоекино перенести? На будущее. МАКАРСКАЯ (на пороге). А. зачем? СИЛЬВА. Как вы живете? Можно поинтересоваться? МАКАРСКАЯ. Входите. Все равно ворветесь. СИЛЬВА. Это действительно. (Входит вслед за Макарской в дом.)А. Вампилов «Старший сын»

В ходе репродуктивно-эвристической беседы студенты отметили, что все три образца представляют собой диалоги влюбленных, но ситуации различны относительно предмета разговора, интенции и жанрового наполнения, поэтому требуют анализа. Для более качественной работы преподаватель предлагает план анализа речевой ситуации, который был вынесен на стайд:

План анализа:

1) ситуация;

2) конструктивный жанр;

3) интенция (цель использования данного конструктивного жанра);

4) адресант (говорящий);

5) адресат (слушающий);

6) содержание (вербальное и невербальное наполнение)

Проанализировав языковойматериал, студенты правильно назвали жанры, которые использовали герои (комплимент, просьба, оправдание и др.), точно определили цели использования этих жанров и характер каждой ситуации.

На заключительном этапе закрепления полученной информации студенты выполняли комплексный анализ конкретной ситуаций любовного общения, опираясь на раздаточный материал и на план анализа, который был приведен выше.

Задание 5. Сейчас вашему вниманию будет представлен фрагмент кинофильма «Ромео и Джульета» итальянского режиссера Франко Дзеффирелли (1968г.), сцена на балконе. Ваша задача – внимательно посмотреть видеофрагмент и проанализировать речевую ситуацию согласно плану.

Выбор данного фрагмента, содержащего идеальный образец общения влюбленных, продиктован методической значимостью, кроме того данный текст хорошо известен обучаемым из школьного курса литературы, что позволяет осуществить его более качественный риторический анализ.

В ходе анализа фрагментом студенты правильно определили характер ситуации, точно указали и разобрали те конструктивнее жанры (комплимент, признание в любви, любовная клятва и др.), которые были представлены, а также подробно охарактеризовали невербальное наполнение диалога влюбленных.

Затем студенты получили домашнеезадание, которое состояло в следующем: найти в художественной литературе и проанализировать одну ситуацию любовного общения по плану (см. стр. 88).

Список примерных текстов для анализа: И. А. Гончаров «Обломов» (Ольга и Илья Ильич), Л. Т. Толстой «Война и мир» (Наташа Ростова и Андрей Болконский, Наташа и Пьер Безухов, Наташа и Анатоль Курагин), А. С. Пушкин «Евгений Онегин» и лирика, М. А. Шолохов «Тихий Дон» (Аксинья и Григорий Мелихов), М. А. Булгаков «мастер и Маргарита» и мн. др.

Выбор данных текстов обусловлен их методической значимостью.

Для обобщения основных сведений о специфике любовного общения и его жанровом наполнении было использовано итоговое слово преподавателя. В нём был сделан акцент на тех признаках, которые являются определяющими в характеристике данного вида общения. Затем сжато было сформули­ровано определение любовного общения (см. приложение 4 на стр. 182). Кроме того, при обобщении сведений о специфике данного вида общения мы обратили внимание обучающихся на то, что оно имеет определенные этапы развития, отличающиеся набором характеристик, что обусловлено особой социальной значимостью данного коммуникативного явления. Также были обобщены сведения о жанровом наполнении любовных высказываний. Заключительной частью занятия явилась краткая характеристика следующего занятия.

Таким образом, на первом занятии удалось выявить исходный уровень знаний студентов о любовном общении как коммуникативном явлении; были сообщены необходимые сведения о жанровом своеобразии данного вида общения с учетом результатов констатирующего эксперимента (анкеты, беседы); были сформированы умения выявлять и анализировать различные жанры в ситуациях общения влюбленных. Активность участников эксперимента и их заинтересованность в теме занятия позволили выполнить все запланированные задания. Тем самым удалось сформировать и систематизи­ровать знания студентов о специфике общения любящих и его жанровом разнообразии.

Занятие 2

Тема:«Конструктивные жанры любовного общения»

Обучающие задачи занятия:

- проверить качество усвоения знаний, полученных на предыдущем занятии;

- выявить умения студентов анализировать ситуации, возникающие в любовном общении, с точки зрения использования жанров, тактик поведения и использования невербальных средств выразительности устной речи партнеров;

- определить уровень овладения студентами практическими умениями реализовать конструктивные тактики поведения, создавать и использовать конструктивные речевые жанры в процессе выполнения творческого задания.

Ход занятия

Обучающие задачи решались следующим образом.

В начале занятия была проведена репродуктивная беседа, целью которой являлась проверка качества усвоения знаний, полученных на предыдущем занятии. Студентам предлагались следующие вопросы:

- В чем заключаются особенности любовного общения?

- Назовите этапы развития любовных отношений. Кратко охарактеризуем каждый из них.

- Какие речевые жанры можно отнести к любовному общению?

Обучающиеся успешно справились с поставленными вопросами и продемонстрировали высокий показатель усвоения знаний. В частности, характеризуя любовное общение, студенты отметили, что предметом разговора всегда является чувство. Кроме того, были абсолютно верно названо и охарактеризовано жанровое наполнение любовного общения. Обучающиеся заметили, что практически все жанры из перечисленных приобретают принадлежность к речевому взаимодействию влюбленных только исходя из ситуации (интенция, адресант, адресат и т.д.)

Далее последовало вводно-реферативное слово преподавателя, в котором была кратко актуализирована информация о содержании предыдущего занятия, а также была дана характеристика предстоящей работы.

Далее была проведена проверка домашнего задания, направленная на определение степени усвоения студентами знаний о специфике любовного общения и его жанровом наполнении, а также выяснение возникших в ходе выполнения задания затруднений. По желанию несколько студентов зачитали свои работы. Ни у кого из обучаемых не возникло вопросов по поводу выполнения домашнего задания, а предложенные образцы домашних анализов оказались достаточно содержательными и качественными.

В процессе выполнения задания 1 («Внимательно прочитайте текст, проанализируйте его согласно плану, выделите конструктивные жанры любовного общения и определите степень их эффективности») студенты показали высокий уровень владения теоретической информацией. К правильной характеристике жанрового наполнения добавилось точное определение степени эффективности использования жанров и тактик, выбираемых героями. Работа проводилась по группам, количество которых соответствовало количеству текстов-образцов. В качестве дидактических средств были использованы следующие фрагменты текстов, выбор которых продиктован их методической и риторической значимостью:

Фрагмент 1.

Она качнула кресло, вставая, - зашлепала вышитыми, надетыми на босые

ноги туфлями. Солнце просвечивало белое платье, и Митька видел смутные

очертания полных ног и широкое волнующееся кружево нижней юбки. Он дивился

атласной белизне оголенных икр, лишь на круглых пятках кожа молочно

желтела.

Митька толкнул Григория:

- Гля, Гришка, ну и юбка... Как скло, насквозь все видать.

Девушка вышла из коридорных дверей, мягко присела на кресло.

- Пройдите на кухню.

Ступая на носках, Григорий пошел в дом. Митька, отставив ногу, жмурился

на белую нитку пробора, разделявшую волосы на ее голове на два золотистых

полукруга. Девушка оглядела его озорными, неспокойными глазами.

- Вы здешний?

- Тутошний.

- Чей же это?

- Коршунов.

- А звать вас как?

- Митрием.

Она внимательно осмотрела розовую чешую ногтей, быстрым движением

подобрала ноги.

- Кто из вас рыбу ловит?

- Григорий, друзьяк мой.

- А вы рыбалите?

- Рыбалю и я, коль охота набредет.

- Удочками?

- И удочками рыбалим, по-нашему - притугами.

- Мне бы тоже хотелось порыбалить, - сказала она, помолчав.

- Что ж, поедем, коль охота есть.

- Как бы это устроить? Нет, серьезно?

- Вставать надо дюже рано.

- Я встану, только разбудить меня надо.

- Разбудить можно... А отец?

- Что отец?

Митька засмеялся.

- Как бы за вора не почел... Собаками ишо притравит.

- Глупости! Я сплю одна в угловой комнате. Вот это окно. - Она указала

пальцем. - Если придете за мной - постучите мне в окошко, и я встану.

В кухне дробились голоса: робкий - Григория, и густой, мазутный -

кухарки.

Митька, перебирая тусклое серебро казачьего пояска, молчал.

- Женаты вы? - спросила девушка, тепля затаенную улыбку.

- А что?

- Так просто, интересно.

Митька внезапно покраснел, а она, играя улыбкой и веточкой осыпавшейся

на пол тепличной клубники, спрашивала:

- Что же, Митя, девушки вас любят?

- Какие любят, а какие и нет.

- Ска-жи-те... А отчего это у вас глаза как у кота?

- У... кота? - вконец терялся Митька.

- Вот именно, кошачьи.

- Это от матери, должно... Я тут ни при чем.

- А почему же, Митя, вас не женят?

Митька оправился от минутного смущения и, чувствуя в словах ее

неуловимую насмешку, замерцал желтизною глаз.

- Женилка не выросла.

Она изумленно взметнула брови, вспыхнула и встала.

С улицы по крыльцу шаги.

Ее коротенькая, таящая смех улыбка жиганула Митьку крапивой. Сам

хозяин, Сергей Платонович Мохов, мягко шаркая шевровыми просторными

ботинками, с достоинством пронес мимо посторонившегося Митьки свое

полнеющее тело.

- Ко мне? - спросил, пройдя, не поворачивая головы.

- Это, папа, рыбу принесли.

Вышел с порожними руками Григорий.

Михаил Шолохов «Тихий Дон»

Фрагмент 2.

Предвижу всё: вас оскорбит

Печальной тайны объясненье.

Какое горькое презренье

Ваш гордый взгляд изобразит!

Чего хочу? с какою целью

Открою душу вам свою?

Какому злобному веселью,

Быть может, повод подаю!

Случайно вас когда-то встретя,

В вас искру нежности заметя,

Я ей поверить не посмел:

Привычке милой не дал ходу;

Свою постылую свободу

Я потерять не захотел.

Еще одно нас разлучило...

Несчастной жертвой Ленской пал...

Ото всего, что сердцу мило,

Тогда я сердце оторвал;

Чужой для всех, ничем не связан,

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан!

Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой всё ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

И я лишен того: для вас

Тащусь повсюду наудачу;

Мне дорог день, мне дорог час:

А я в напрасной скуке трачу

Судьбой отсчитанные дни.

И так уж тягостны они.

Я знаю: век уж мой измерен;

Но чтоб продлилась жизнь моя,

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днем увижусь я...

Боюсь: в мольбе моей смиренной

Увидит ваш суровый взор

Затеи хитрости презренной -

И слышу гневный ваш укор.

Когда б вы знали, как ужасно

Томиться жаждою любви,

Пылать - и разумом всечасно

Смирять волнение в крови;

Желать обнять у вас колени,

И, зарыдав, у ваших ног

Излить мольбы, признанья, пени,

Всё, всё, что выразить бы мог.

А между тем притворным хладом

Вооружать и речь и взор,

Вести спокойный разговор,

Глядеть на вас веселым взглядом!..

Но так и быть: я сам себе

Противиться не в силах боле;

Всё решено: я в вашей воле,

И предаюсь моей судьбе.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Фрагмент 3.

ОН. Женская логика: любит одного, спит с другим, замуж выходит за третьего.

ОНА. Ты виноват. Захотел – был бы и первым, и вторым, и третьим, и последним. Лёня, Лёнечка, две половинки, они ведь притягиваться должны, как плюс и минус. А если не так? Если одна притягивает, а вторая отталкивает? Значит, это не её половинка. Чужая. Ты ж электрик, ты должен понимать. Моя половинка твою притягивает, твоя – другую, другая – третью, третья – четвёртую… И мою половинку тоже притягивает кто-то, я даже знаю кто. И ему воздуху мало становится, когда он меня на улице встречает. И у тебя коленки подкашиваются, когда ты свою видишь где-нибудь. Только это неправильно всё. Где любовь-то? У кого? Почему говорят «неразделённая любовь»? Как раз разделённая, на две половины разрезанная, разорванная. У тебя своя половинка, у меня своя половинка, а целой нет.

ОН. Бедная моя девочка. Совсем запуталась. Половинки – серединки. Всё хорошо, Машенька. Всё будет хорошо, девочка моя. Ты разведёшься...

ОНА. И ты?

ОН. И я разведусь. И ты мне ребёнка родишь, мы с тобой родим, чтобы уж похож – так похож, без всяких там фотографий.

ОНА. Рожу, легко.

ОН. Машенька, Машенька, половинка моя, мы успеем ещё пожить. Мы будем жить долго и счастливо (целует её).<…>

А. Богачева «За стеклянными дверями…»

Фрагмент 4.

Однажды к вечеру Эраст долго ждал своей Лизы. Наконец пришла она, но так невесела, что он испугался; глаза ее от слез покраснели.

- Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось?

- Ах, Эраст! Я плакала!

- О чем? Что такое? -

- Я должна сказать тебе все. За меня

сватается жених, сын богатого крестьянина из соседней деревни; матушка

хочет, чтобы я за него вышла.

- И ты соглашаешься?

- Жестокий! Можешь ли об этом спрашивать? Да, мне жаль матушки; она плачет и говорит, что я не хочу ее спокойствия, что она будет мучиться при смерти, если не выдаст меня

при себе замуж. Ах! Матушка не знает, что у меня есть такой милый друг!

Эраст целовал Лизу, говорил, что ее счастие дороже ему всего на свете, что

по смерти матери ее он возьмет ее к себе и будет жить с нею неразлучно, в

деревне и в дремучих лесах, как в раю.

- Однако ж тебе нельзя быть моим

мужем! - сказала Лиза с тихим вздохом.

- Почему же?

- Я крестьянка".

- Ты обижаешь меня. Для твоего друга важнее всего душа, чувствительная невинная

душа, - и Лиза будет всегда ближайшая к моему сердцу.

Она бросилась в его объятия - и в сей час надлежало погибнуть

непорочности! Эраст чувствовал необыкновенное волнение в крови своей -

никогда Лиза не казалась ему столь прелестною - никогда ласки ее не трогали

его так сильно - никогда ее поцелуи не были столь пламенны - она ничего не

знала, ничего не подозревала, ничего не боялась - мрак вечера питал желания

- ни одной звездочки не сияло на небе - никакой луч не мог осветить

заблуждения. - Эраст чувствует в себе трепет - Лиза также, не зная, отчего,

не зная, что с нею делается... Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой? Где

- твоя невинность?

Заблуждение прошло в одну минуту. Лиза не понимала чувств своих,

удивлялась и спрашивала. Эраст молчал - искал слов и не находил их.

- Ах, ябоюсь, - говорила Лиза, - боюсь того, что случилось с нами! Мне казалось,

что я умираю, что душа моя... Нет, не умею сказать этого!.. Ты молчишь,

Эраст? Вздыхаешь?.. Боже мой! Что такое?

Между тем блеснула молния и грянул гром. Лиза вся задрожала.

- Эраст, Эраст! - сказала она. - Мне страшно! Я

боюсь, чтобы гром не убил меня, как преступницу!

Грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков - казалось, что натура сетовала о потерянной Лизииой невинности. Эраст старался успокоить Лизу и проводил ее до хижины. Слезы катились из глаз ее, когда она прощалась с ним.

- Ах, Эраст! Уверь меня, что мы будем по-прежнему счастливы!

- Будем, Лиза, будем! - отвечал он. -

- Дай бог! Мне нельзя не верить словам твоим: ведь я люблю тебя! Только в

сердце моем... Но полно! Прости! Завтра, завтра увидимся.

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

Фрагмент 5.

Одинцова протянула руку.

- Евгений Васильевич, извините меня, но я позвала вас сюда не с тем, чтобы рассуждать об учебниках. Мне хотелось возобновить наш вчерашний разговор. Вы ушли так внезапно... Вам не будет скучно?

- Я к вашим услугам, Анна Сергеевна. Но о чем бишь беседовали мы вчера с вами?

Одинцова бросила косвенный взгляд на Базарова.

- Мы говорили с вами, кажется, о счастии. Я вам рассказывала о самой себе. Кстати вот, я упомянула слово "счастие". Скажите, отчего, даже когда мы наслаждаемся, например, музыкой, хорошим вечером, разговором с симпатическими людьми, отчего все это кажется скорее намеком на какое-то безмерное, где-то существующее счастие, чем действительным счастьем, то есть таким, которым мы сами обладаем? Отчего это? Или вы, может быть, ничего подобного не ощущаете?

-- Вы знаете поговорку: "Там хорошо, где нас нет", -- возразил Базаров, -- притом же вы сами сказали вчера, что вы не удовлетворены. А мне в голову, точно, такие мысли не приходят.

- Может быть, они кажутся вам смешными?

- Нет, но они мне не приходят в голову.

- В самом деле? Знаете, я бы очень желала знать, о чем вы думаете?

- Как? я вас не понимаю.

- Послушайте, я давно хотела объясниться с вами. Вам нечего говорить, -- вам это самим известно, -- что вы человек не из числа обыкновенных; вы еще молоды -- вся жизнь перед вами. К чему вы себя готовите? какая будущность ожидает вас? Я хочу сказать -- какой цели вы хотите достигнуть, куда вы идете, что у вас на душе? Словом, кто вы, что вы?

- Вы меня удивляете, Анна Сергеевна. Вам известно, что я занимаюсь естественными науками, а кто я...

- Да, кто вы?

- Я уже докладывал вам, что я будущий уездный лекарь.

Анна Сергеевна сделала нетерпеливое движение.

- Зачем вы это говорите? Вы этому сами не верите. Аркадий мог бы мне отвечать так, а не вы.

- Да чем же Аркадий...

- Перестаньте! Возможно ли, чтобы вы удовольствовались такою скромною деятельностью, и не сами ли вы всегда утверждаете, что для вас медицина не существует. Вы -- с вашим самолюбием -- уездный лекарь! Вы мне отвечаете так, чтобы отделаться от меня, потому что вы не имеете никакого доверия ко мне. А знаете ли, Евгений Васильевич, что я умела бы понять вас: я сама была бедна и самолюбива, как вы; я прошла, может быть, через такие же испытания, как и вы.

- Все это прекрасно, Анна Сергеевна, но вы меня извините... я вообще не привык высказываться, и между вами и мною такое расстояние...

- Какое расстояние? Вы опять мне скажете, что я аристократка? Полноте, Евгений Васильич; я вам, кажется, доказала...

- Да и кроме того, -- перебил Базаров, -- что за охота говорить и думать о будущем, которое большею частью не от нас зависит? Выйдет случай что-нибудь сделать -- прекрасно, а не выйдет -- по крайней мере тем будешь доволен, что заранее напрасно не болтал.

- Вы называете дружескую беседу болтовней... Или, может быть, вы меня, как женщину, не считаете достойною вашего доверия? Ведь вы нас всех презираете.

- Вас я не презираю, Анна Сергеевна, и вы это знаете.

- Нет, я ничего не знаю... но положим: я понимаю ваше нежелание говорить о будущей вашей деятельности; но то, что в вас теперь происходит...

- Происходит! -- повторил Базаров, -- точно я государство какое или общество! Во всяком случае, это вовсе не любопытно; и притом разве человек всегда может громко сказать все, что в нем "происходит"?

- А я не вижу, почему нельзя высказать все, что имеешь на душе.

- Вы можете? -- спросил Базаров.

- Могу, -- отвечала Анна Сергеевна после небольшого колебания.

Базаров наклонил голову.

- Вы счастливее меня.

Анна Сергеевна вопросительно посмотрела на него.

- Как хотите, -- продолжала она, -- а мне все-таки что-то говорит, что мы сошлись недаром, что мы будем хорошими друзьями. Я уверена, что ваша эта, как бы сказать, ваша напряженность, сдержанность исчезнет наконец?

- А вы заметили во мне сдержанность... как вы еще выразились... напряженность?

- Да.

Базаров встал и подошел к окну.

- И вы желали бы знать причину этой сдержанности, вы желали бы знать, что во мне происходит?

- Да, -- повторила Одинцова с каким-то, ей еще непонятным, испугом.

- И вы не рассердитесь?

- Нет.

- Нет? -- Базаров стоял к ней спиною. -- Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы добились.

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Как свидетельствуют образцы, дидактическая база эксперимента позволила нам сформировать у студентов представление о качественном коммуникативном взаимодействии влюбленных, а также сравнить содержание диалогов из художественных произведений с реальной речевой практикой.

В ходе проверки студенты показали свое умение выявлять и анализировать конструктивные жанры в ситуациях любовного общения и оценивать степень их эффективности. При этом участники точно определили особенности невербального поведения героев: особенностей голоса (темп речи, тембр и т.п.) и дистанции между героями.

На следующем этапе занятия ребятам было предложено творческое задание (ролевая игра): на основе заданной ситуации любовного общения попробуйте построить конструктивный диалог, используя соответствующие речевые жанры.

Языковой материал

Вариант 1. Вы готовитесь к практическому занятию по риторике в библиотеке им. Н. В. Гоголя. В читальном зале очень много людей, царит рабочая атмосфера. Вдруг вы ловите на себе взгляд молодого человека/девушки, за которым/которой уже долго наблюдаете.

Юноша: подойти и завязать разговор.

Девушка: поддержать беседу, понравиться.

Вариант 2. Вы со своим любимым человеком находитесь в разных городах. Вы очень скучаете по нему. Напишите ему электронное письмо соответствующего содержания с использованием не менее 5 конструктивных жанров общения.

Данное задание было направлено на определение уровня овладения студентами практическими умениями применять конструктивные речевые тактики, создавать и использовать соответствующие речевые жанры в ситуациях любовного общения. Работа проводилась по группам, несколько обучающихся выступали устно, разыгрывая данную ситуацию. В ходе выполнения задания учащиеся продемонстрировали достаточный уровень овладения и теоретическими, и практическими умениями; смогли построить качественные конструктивные диалоги.

Приведем пример разрешения ситуации любовного обзения.

- Привет, меня зовут Максим!

- Привет! Маша.

- Очень приятно!

- Взаимно.

- Маша, мы уже встречались на факультете раньше, но не были знакомы. Я давно тебя заметил, ты очень красивая девушка!

- Спасибо! Очень приятно!

- Ты к риторике готовишься?

- Да, начала.

- Давай готовиться вместе? На кафедре мне сказали, что книга всего одна, и она у тебя (улыбается). Позволишь присоединиться?

- Да, конечно! С удовольствием! Ты не мог бы мне объяснить….

В начале диалога девушка была немного напряжена и насторожена, но после того, как юноша сделал ей комплимент, стала охотнее поддерживать беседу. Юноше удалось расположить к себе собеседницу и достичь поставленной цели (знакомство и совместная подготовка). В данном случае юноша использовал такие конструктивные жанры, как комплимент и просьба. девушка в свою очередь поблагодарила собеседника и сделала ему завуалированный комплимент, попросив объяснить задание, тем самым подчеркивая его ум.

Следующим этапом стал анализ видеофрагмента из кинофильма «P.S. я люблю тебя» (реж. Ричард ЛаГравенез), сцена конфликта между героями. Задание носило опережающий характер. Учащимся необходимо было оценить тактики поведения героев и речевые жанры, используемые героями в ситуации любовного конфликта, их уместность и эффективность. Также было необходимо спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации с учетом внесенных студентами изменений в диалог между героями.

Для анализа видеофрагмента были предложены следующие вопросы:

- Можно ли назвать этих героев любящими?

- Как ведут себя герои? Какую тактику поведения они избирают? Меняется ли тактика поведения в процессе разговора? Что еще меняется в процессе разговора? Какие жанры используют и с какой целью?

- Будут ли, по вашему мнению, счастливы эти люди?

- Что необходимо изменить / делать, чтобы избежать подобных ситуаций?

В процессе анализа студенты правильно определили причину конфликта, правильно выделили и оценили те речевые жанры, которые были использованы героями (например, обвинение, упрек, признание в любви, утешение, просьба и др.), пришли к выводу, что эта конфликтная ситуация происходит между очень близкими любящими людьми. В завершении анализа студенты предложили свой вариант развития событий, в котором конфликт благополучно разрешился. В частности было предложено в первую очередь сменить повышенный тон на более мягкий и позволить друг другу высказать свои претензии по очереди, не перебивая. Кроме того, обучающиеся обратили внимание на оскорбления, высказанные героями в адрес друг друга, которых, по мнению студентов, необходимо избегать, так как они лишь усугубляют ситуацию.

На этапе обобщения преподаватель обращает внимание участников эксперимента на чрезвычайную важность осуществления контроля над своим речевым поведением во время общения с любимым человеком, особенно в ситуации назревания и развития конфликта, так как любое неуместное слово может еще более усложнить положение.

Образец обобщающего слова преподавателя:

- Любовное общение – коммуникативное взаимодействие, при котором постоянно нужно быть начеку, следить за своим речевым поведением. Случается, что одно слово, брошенное на эмоциях, необдуманно, может перечеркнуть все то, что укреплялось с годами. Поэтому на следующем занятии мы будем говорить о любовном конфликте, который, так или иначе, имеет место во взаимоотношениях любящих людей.

Данный вид монолога преподавателя позволил подготовить обучающихся к новой теме, которая будет рассматриваться на заключительном занятии, и подчеркнуть ее значимость.

Завершающим этапом занятия стали инструкция к домашнему заданию и обсуждение содержания следующего занятия. Дома студентам предстояло подобрать ситуацию любовного конфликта и определить способы выхода из него.

Таким образом, на данном занятии, на наш взгляд, удалось расширить знания студентов о жанровом наполнении эффективного речевого взаимодействия любящих и определить уровень овладения студентами практическими умениями использовать конструктивные жанры в ситуациях общения влюбленных.

Занятие 3

Тема:«Милые бранятся, только…»

Обучающие задачи занятия:

- выявить умения студентов анализировать конфликтные ситуации, возникающие в любовном общении, с точки зрения использования жанров, тактик поведения и невербальных средств выразительности речи партнеров.

- определить уровень овладения практическими умениями студентов: использовать конструктивные тактики поведения, создавать и использовать конструктивные речевые жанры.

- расширить знания о бесконфликтном любовном общении за счет анализа речевых ситуаций и памятки «Приемы бесконфликтного любовного общения».

Ход занятия

Обучающие задачи решались следующим образом.

Занятие началось с вводного слова учителя, в котором актуализировалось содержание предыдущего занятия, характеризовались особенности предстоящей работы.

Приведем образец вводного монолога педагога:

- На прошлом занятии мы с вами осваивали конструктивные жанры любовного общения (анализировали тексты, пробовали создавать свои) и , пришли к выводу, что любовное общение – коммуникативное взаимодействие, при котором постоянно нужно быть начеку, следить за своим речевым поведением, так как случается, что одно слово, брошенное на эмоциях, необдуманно, может перечеркнуть все то, что создавалось и укреплялось годами отношений. Поэтому сегодня мы будем говорить о любовном конфликте, который, так или иначе, имеет место во взаимоотношениях любящих людей.

Далее студентам было предложено посмотреть уже знакомый с прошлого занятия видеофрагмент из кинофильма «P.S. я люблю тебя» (реж. Ричард ЛаГравенез), сцена конфликта между героями (см. приложение 3 на стр. 165), и оценить поведение, речевые тактики и жанры, используемые героями уже более подробно и детально, согласно плану анализа, который был представлен на слайде (см приложение 4 на стр. 184).

План анализа любовного конфликта:

1) Причина конфликта

2) Конструктивный жанр

3) Интенция (цель использования данного конструктивного жанра);

4) Адресант (говорящий)

5) Адресат (слушающий)

6) Содержание (вербальное и невербальное наполнение)

Для анализа видеофрагмента мы предлагали следующие вопросы:

- Как ведет себя главный герой? Какую тактику поведения он избирает? Меняется ли тактика поведения в процессе разговора? Что еще меняется в процессе разговора? Какие жанры герой использует, и с какой целью?

- Какую тактику избирает героиня? Меняет ли она её? Какие жанры использует, и с какой целью?

- Почему конфликт завершился именно так?

В ходе анализа студенты демонстрировали умение выявлять и исследовать различные жанры, использованные в ситуации любовного конфликта. При этом они точно определили особенности невербального поведения героев: пантомимики (излишняя жестикуляция) и дистанции между героями.

Также в процессе работы обучающиеся выявили следующие речевые особенности поведения героев:

- повышенный тон и даже крик;

- язвительные шутки;

- свободная вербальная манера общения (часто герои не отдавали себе отчет в том, что говорят, оскорбляли друг друга);

- лаконичное, ясное выражение своих мыслей;

- вопросительные фразы, удивления;

- использование жестов и прикосновений, способствующих примирению (герои постепенно сближались, сокращая дистанцию между собой, обнимали друг друга и т. п.);

- эмоциональность (сбивчивость речи, излишняя жестикуляция).

На следующем этапе студенты выполняли комплексный анализ конкретных ситуаций любовных конфликтов, опираясь на раздаточный материал и на план анализа, указанный выше.

Задание 2: Перед вами образцы конфликтных ситуаций. Прочитайте и определите, что объединяет эти тексты. Что вы понимаете под конфликтом? В чем, на ваш взгляд, разница между этими конфликтами?

Языковой материал

Фрагмент 1.

- Я только и делал, что выживал сегодня всех из дома: сначала Геннадия Павловича, теперь Зинку. Даже самому стало противно и захотелось рассказать Зинке и про Ивана, и про мать, чтобы не надо было хотя бы притворяться перед ней, что у меня все просто и замечательно.

- Хватит тебе строить из себя дурачка, - сказала Зинка. – Нам надо выходить на первое место.

- Чрезвычайный и полномочный первоместник! – крикнул я.

- Что с тобой? – просила Зинка и вышколенным телепатическим движениям взяла меня за руку.

- Чрезвычайный и полномочный телепат! – крикнул я.

- Ты что, хочешь, чтобы я ушла? – спросила Зинка.

- Понимаешь, - сказал я, - у меня плохое настроение… Двойка и так далее… Конец света…

- Испуган – наполовину побежден, - сказала Зинка. – Это суворовская заповедь. Тебе полезно её запомнить.

- Хорошо, запомню, - сказал я.

В. Железников «Каждый мечтает о собаке»

Фрагмент 2

Анна уже была дома. Когда Вронский вошел к ней, она была одна в том самом наряде, в котором она была в театре. Она сидела на первом у стены кресле и смотрела перед собой. Она взглянула на него и тотчас же приняла прежнее положение.

– Анна, – сказал он.

– Ты, ты виноват во всем! – вскрикнула она со слезами отчаяния и злости в голосе, вставая.

– Я просил, я умолял тебя не ездить, я знал, что тебе будет неприятно…

– Неприятно! – вскрикнула она. – Ужасно! Сколько бы я ни жила, я не забуду этого. Она сказала, что позорно сидеть рядом со мной.

– Слова глупой женщины, – сказал он, – но для чего рисковать, вызывать…

– Я ненавижу твоё спокойствие, ты не должен был доводить меня до этого. Если бы ты любил меня…

– Анна! К чему этот вопрос о моей любви…

– Да. Если бы ты любил меня, как я, если бы мучался, как я… – сказала она, с выражением испуга взглядывая на него.

Ему жалко было её и всё-таки досадно. Он уверял её в своей любви, потому что видел, что только одно это может теперь успокоить её, и не упрекал её словами, но в душе своей он упрекал её.

И те уверения в любви, которые ему казались так пошлы, что ему совестно было выговаривать их, она впивала в себя и понемногу успокаивалась. На другой день после этого, совершенно примирённые, они уехали в деревню. <…>

Л. Н. Толстой «Анна Каренина»

Студенты определили, что в обоих фрагментах представлена конфликтная ситуация. Большинство студентов правильно отметили, что конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьёзные разногласия, острый спор (определение конфликта было дано и на слайде, см. приложение 4 на стр. 184). Обучающие определили, что в первом фрагменте представлен конфликт между мальчиком и девочкой, находящимися в дружеских отношениях, который произошел из-за недопонимания героями друг друга. Второй фрагмент является любовным конфликтом между Анной Карениной и Вронским, так как предметом разговора выступают чувства героев. Далее студенты отметили, что в обоих фрагментах нет свидетелей конфликта, различаются его причины, вербальное и невербальное наполнение.

Далее мы привели наше рабочее определение любовного конфликта, которое было представлено на слайде (см. приложение 4 на стр. 184).

- Под любовным конфликтом мы понимаем противоречие, возникающее между любящими людьми и вызванное несовместимостью взглядов, интересов, целей и потребностей, которые препятствуют эффективному речевому взаимодействию влюбленных.

Далее была проведена репродуктивнаябеседа.

Предлагаемые вопросы:

- В вашей жизни, вероятно, уже происходили конфликты с любимым человеком. Каковы были их причины?

- Как заканчивались эти конфликты?

- В чем особенности любовного конфликта?

- На почве чего может возникнуть любовный конфликт?

В ходе беседы мы, опираясь на личный опыт студентов, выделили причины любовных конфликтов. Так, студенты назвали такие причины, как несовпадение характеров, непонимание друг друга, недоверие, ревность и др. Все названные обучающимися причины были связаны с индивидуальными особенностями партнеров и отсутствием духовной близости. Участники сами объяснили это тем, что немногие имеют долгие любовные отношения и до таких причин, как, например, материальные трудности или бытовые проблемы, они не «доросли». При обсуждении вариантов разрешения конфликта мы отметили, что противостояние любящих может как привести к завершению отношений, так и улучшить их, или вообще не повлиять на них.

Далее мы обратились к таблице «Стереотипы типичных черт мужчин и женщин» (см. таблицу 4), данные которой необходимо было учитывать, говоря о причинах любовных конфликтов и особенностях поведения в них мужчин и женщин.

Таблица 4 – Стереотипы типичных черт мужчин и женщин

Типичный мужчина Типичная женщина
Агрессивный Доминирующий Независимый Скрывающий эмоции Легко принимает решения Инициативный Тактичная Нежная Не использует грубых выражений Разговорчивая Эмоциональная  

Данные сведения позволили обратить внимание обучающихся на гендерные особенности собеседников. Студенты отметили, что данные, представленные в таблице, являются идеальными, так как в условиях современного общества зачастую распределение ролей среди мужчин и женщин происходит неравноценно в результате желания женщины доминировать. И, соответственно, мужские черты, приведенные в таблице, присущи в равной степени и женщине.

Далее, в сообщающемслове, мы рассмотрели два способа разрешения конфликта и тактики поведения участников конфликта.

Приведем образец сообщающегослова:

- Конфликт может развиваться двумя путям: деструктивно и конструктивно.

Конструктивный конфликт характеризуется следующими признаками: проблема разрешается на основе интеграции, компромисса и учета интересов людей; в результате укрепляются отношения между коммуникантами, улучшается взаимопонимание и возрастает способность эффективно разрешать новые конфликты, снижается уровень конфликтности в целом; затем наступает улучшение эмоционального климата между людьми и психологического состояния каждого участника: исчезают тревоги, страхи, напряженность.

Деструктивный конфликт характеризуется тем, что проблема не решается: происходит либо полное подчинение одним участником конфликта другого, силовое навязывание своего варианта решения проблемы, либо проблема нейтрализуется формальн;, либо наблюдается уход от проблемы – прерывание конфликта (мнимое перемирие); противоречивость потребностей и интересов сохраняется, потребности того, кто вышел из конфликта «побежденным», остаются неудовлетворенными; в результате возникает эмоциональная отчужденность, дистанцирование, чувство одиночества, тревоги, безысходности.

В рамках конфликта важно учитывать поведение участников, которое может быть весьма разнообразным. Так, например, Дж. Г. Скотт выделяет следующие тактики, различающиеся по степени эффективности разрешения конфликта:

- доминирование (соревнование, противоборство);

- уход (избегание);

- уступчивость (приспособление);

- компромисс;

- сотрудничество.

По ходу сообщающего слова студенты делали записи: фиксировали особенности деструктивных и конструктивных конфликтов и отмечали основные коммуникативные тактики поведения и их характеристики.

На следующем этапе занятия участникам было предложено творческое задание (ролевая игра) с учетом пола (гендера).*

Задание: На основе заданной ситуации любовного конфликта попробуйте выйти из нее с помощью использования конструктивных тактик и определенных речевых жанров.

Содержание предложенных ситуаций определялось с учетом их частотности, а также с точки зрения частотности возникновения ошибок в подобных случаях.

Языковой материал

- Вы с молодым человеком встречаетесь более 2-х лет. Вы намекаете ему на то, что пора узаконить отношения, а он говорит, что пока не готов жениться. Как вы поведете себя в данной конфликтной ситуации? (Предложите конструктивное решение)

- Ваш молодой человек пригласил вас отдохнуть в горы. Вы не умеете кататься на лыжах. Вы сказали ему об этом, он пообещал вас научить. Когда вы оказались на горе, то поняли, что вам страшно, и вы не сможете побороть ваш страх. Возлюбленный отвел вас в гостиницу и сказал, что вы трусиха, и выходные дни прошли зря. И весь день не разговаривал с вами. Как вы поведете себя в данной конфликтной ситуации? (Предложите конструктивное решение)

- Вашей девушке не нравится, что вы собрались на футбол с друзьями. Она хочет провести этот субботний вечер с вами в кино или кафе. Как вы поведете себя в данной конфликтной ситуации? (Предложите конструктивное решение)

- Ваша девушка постоянно диктует вам то, как вы должны одеваться, куда должны ходить, как правильно (на её взгляд) нужно вести себя в обществе. Вам это не нравится. Как вы поведете себя в данной конфликтной ситуации? (Предложите конструктивное решение)

Данное задание было направлено на определение уровня овладения практическими умениями студентов: применять эффективные речевые тактики, создавать и использовать конструктивные речевые жанры в ситуации любовного конфликта. Работа проводилась по микрогруппам: обсуждении проводилось совместно, после чего два представителя разыгрывали данную ситуацию. Предлагалось предложить конструктивное решение конфликта между влюбленными. Оценивалось уместное использование соответствующих жанров и их эффективность В ходе выполнения задания обучающиеся показали достаточный уровень овладения теоретическими знаниями и практическими умениями.

Приведем пример разрешения ситуации любовного конфликта.

Вашей девушке не нравится, что вы собрались на футбол с друзьями. Она хочет провести этот субботний вечер с вами в кино или кафе. Как вы поведете себя в данной конфликтной ситуации? (Предложите конструктивное решение).

Конфликтная ситуация развивалась следующим образом:

- Снова ты со своим футболом?

- Ну что ты опять начинаешь?!

- И так каждые выходные. Итак редко видимся.

- Малыш, футбол – это святое, ты же знаешь. Не кипятись!

- А как же я?

- Любимая, сегодня футбол, а завтра я весь твой!

- Ты идешь на футбол, а я остаюсь одна.

- Я прошу тебя, не говори так! Хочешь, пойдем вместе?

- Не пойду. Я хочу в кафе, а ты идешь с друзьями на футбол.

- Ну тогда давай сделаем так: я сегодня пойду с друзьями на футбол, а ты отправляйся в кафе с подружками. А завтра весь день проведем вдвоем! Согласна?

- Да… Конечно! (улыбается) Здорово ты придумал!

- Ну вот и договорились! Люблю тебя!

- И я тебя люблю!

В начале конфликта участники стояли далеко друг от друга. Девушка скрестила руки на груди, а голос ее выражал крайнюю степень недовольства. Молодой человек после первого же упрека выглядел виноватым. И именно он первым пошел на компромисс.

В данной ситуации девушка использовала деструктивные жанры: обвинения и упреки. Юноша же сглаживал возникшие противоречия ласковыми обращениями и конструктивными жанрами: просьба, оправдание, утешение, признание в любви.

Именно потому, что молодой человек не хотел развития конфликта, он предложил оптимальный для обоих вариант проведения вечера. Конфликт разрешился конструктивно благодаря эффективному использованию конструктивной тактики и жанров.

Далее в ходе эвристической беседы студенты отвечали на следующие вопросы:

- Как вы считаете, возможно ли строить любовные отношения и не вступать в конфликты.

- Как вы думаете, страшны ли любовные конфликт для крепких отношений?

- Могут ли конфликты быть полезны для отношений? В каких случаях?

В ходе беседы обучающиеся активно участвовали в обсуждении и пришли к выводам, что любовный конфликт – это всегда нарушение единства и гармонии во взаимоотношениях. Однако конфликты неизбежны, поэтому важно следить за своими эмоциями и речевым поведением; настоящим отношениям раздоры не страшны, но только в том случае, если в них не попирается достоинство другого человека; в некоторых случаях конфликты могут даже быть полезны, например, когда в отношениях наступает пресыщение и отчуждение и становится необходима эмоциональная встряска.

Дальнейшим этапом занятия послужил анализ памятки «Советы для бесконфликтных любовных отношений», которая была размещена на слайде (см. приложение 4 на стр. 184).

Образец памятки:

1) Не ворчите! Сварливость убивает любовь и взаимоотношения.

2) Не старайтесь перевоспитать любимого человека.

3) Не критикуйте любимого.

4) Искренне восхищайтесь достоинствами друг друга.

5) Уделяйте постоянное внимание друг другу.

6) Всегда будьте вежливы.

Студенты отметили, что большинство этих советов относится в целом к общению между людьми, как, например, рекомендация уважать и ценить другого человека, беречь и уважать его достоинство. Исходя из этого, студенты сделали вывод о том, что взаимодействие с любимым человеком должно строиться на базовых принципах эффективного общения. Научиться такому искусству, как любовь, непросто, нужно уважать партнера, интересоваться им и помогать в трудную минуту, а также всегда уметь подобрать нужные слова, чтобы выразить свои чувства.

На этапе обобщения мы подвели итог трем занятиям. Студенты пришли к выводу, что полученные ими сведения о специфике любовного общения и его жанровом своеобразии смогут помочь им в реальной речевой практике при общении с любимым человеком.

В целом на третьем занятии удалось проверить качество усвоения теоретических знаний об особенностях общения любящих, этапах развития любовных отношений, тактиках поведения в конфликтных ситуациях и мн. др.; выявить умения студентов анализировать конфликтные ситуации, возникающие в любовном общении с точки зрения использования жанров, вербального и невербального наполнения; расширить представления обучаемых о риторических основах бесконфликтного любовного общения.

Наши рекомендации