О программном обеспечении воспитательного процесса
…Чтобы оказаться в другом месте – надо помыслить по-другому…
А.Эйнштейн
Обновлению содержания деятельности детского оздоровительного центра эффективно способствует вариативно-программный подход, то есть предоставление детям возможности выбора сферы деятельности и общения, объединений, организаций и групп детей, в которых создаются необходимые условия для социализации ребенка. Он предполагает также наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности детей и адекватными ему формами и методами воспитательной работы. Такие программы реализуют возрастной подход и учитывают широкий диапазон интересов и потребностей детей.
Если иметь в виду, что содержание выполняет познавательную и ценностно-ориентационную функции, то программирование выполняет функцию организующую. В обновляющихся детских центрах сущность программирования заключается, прежде всего, в четких стратегических ориентирах, советах и рекомендациях о том, как формировать личность и как укреплять учреждение.
Программа – не самоцель, а одно из средств помощи ребенку в социальном становлении, показатель его роста в той или иной деятельности.
Специфика программного обеспечения организации жизнедеятельности детского центра заключается в возможности создания условий для формирования активной позиции ребенка с учетом его жизненного опыта и обогащения через предоставление права выбора собственных средств для саморазвития.
Особенность программного обеспечения деятельности детского оздоровительно-образовательного центра – в его оперативной социальной ориентации, отражении в нем национальных, экономических и культурных особенностей региона, привносимых участниками процесса.
Необходимо поддерживать реализуемые программы, гибко реагировать на ситуации, складывающиеся в детской среде: от одних программ отказываться, а другие оперативно разрабатывать, что позволит полнее учитывать изменяющиеся ребячьи интересы, формировать содержание обновляющихся детских центров и «сверху», и «снизу», укрепляя и расширяя горизонтальные связи.
Вариативно-программный подход к деятельности не только отвечает интересам детей, но и учитывает изменения окружающего мира: экономические, социальные, политические и нравственные. Дети должны иметь возможность выбирать коллектив или группу по интересам, переходить из одного коллектива в другой, реализовывать любую программу (несколько программ), а также менять ее (их) в зависимости от поиска интереса, самостоятельно планировать сроки и темпы выполнения программ.
Программы разрабатываются с учетом вариативности, с предоставлением отдельным коллективам детского оздоровительно-образовательного центра права создавать свои программы. Это формирует условия состязательности, являющейся гарантом создания наиболее оптимальных вариантов программ. Данный подход к новому содержанию позволит найти такие пути обновления детских центров, которые станут началом их возрождения.
Содержание программ должно быть направлено на помощь детям в индивидуальном развитии; создание условий для личностного развития, адаптацию в обществе и профессиональное самоопределение, на развитие мотивации к познанию и творчеству; развитие способностей детей к решению возникающих проблем и умений обобщать жизненный опыт.
Создание системы программно-методического обеспечения деятельности лагеря есть суть саморазвития и обновления содержания воспитательного процесса.
Структура программно-методического обеспечения вариативна и может включать в себя следующие сведения.
- Тип детского оздоровительно-образовательного учреждения, его местонахождение, краткая характеристика материально-технической базы и социального окружения, количество смен и их продолжительность; возраст детей, возможности педагогов.
- Цель, задачи и форма их реализации, ожидаемые результаты, управление и условия реализации программы (кадры, финансовая база). Этот раздел представляет собой концепцию детского оздоровительно-образовательного учреждения, так как содержит основные идеи работы с детьми.
- Основное содержание деятельности детского оздоровительно-образовательного учреждения (обоснование основных направлений, форм и методов работы):
- оздоровительная работа, организация проживания детей в условиях постоянных и временных объединений;
- воспитательная деятельность по развитию ребенка (нравственному, интеллектуальному, физическому, культурному, социальному), образовательная деятельность;
- организация культурного досуга и игровой деятельности.
- Приложения:
- содержание программ смен (цель, задачи, организация смены; ее структура: организационный, основной и заключительный периоды; ожидаемые результаты);
- программа работы кружков, студий, мастерских, секций; тематический план, результаты;
- план работы психологической (методической) службы;
- план работы с педагогическим коллективом.
Что такое образовательная программа детского оздоровительно-образовательного учреждения?
Образовательная программа детского оздоровительно-образовательного учреждения − это:
- один из основных документов его деятельности наряду с Уставом; документ, в котором должны быть отражены содержание и система воспитательной работы на конкретный период;
- результат программирования, который необходимо понимать как четкое определение цели деятельности центра (лагеря), выбор эффективных форм и методов ее достижения;
- модель его деятельности, которая дает ответы на вопросы:
1) Каково реальное положение лагеря сегодня (педагогические и социально-экономические аспекты)?
2) Какой бы Вам хотелось видеть деятельность лагеря, его воспитательное пространство?
3) Что необходимо предпринять и сделать, чтобы приблизить реальное состояние дел к желаемому?
Примерная структура образовательной программы лагеря
1 модуль. Характеристика учреждения или полная информационная справка (паспорт) центра.
2 модуль. Аналитическое обоснование программы: описание образовательных интересов, потребностей детей, родителей, социума; оценка состояния педагогического процесса, выделение актуальных проблем.
3 модуль. Ведущие концептуальные подходы, цели и задачи.
4 модуль. Описание особенностей организации воспитательного процесса, форм деятельности, технологий.
5 модуль. Карта инновационной деятельности.
6 модуль. Психолого-педагогическое и методическое обеспечение реализации программ учреждения.
7 модуль. Управление реализацией программ через мониторинг.
О программе развития лагеря
Программа развития лагеря– документ, представляющий единую, целостную модель совместной деятельности всего коллектива учреждения и определяющий:
- исходное состояние системы (зафиксированный достигнутый уровень жизнедеятельности учреждения и проблемный анализ состояния);
- образ желаемого будущего этой системы;
- состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.
По мнению Е.Б. Евладовой, Л.Г. Логиновой и Н.Н. Михайловой, к отличительным чертам программы развития учреждения дополнительного образования детей можно отнести следующие:
- индивидуальность, ее соответствие специфике учреждения, его культуре, традициям, особенностям взаимодействия в коллективе;
- реалистичность и реализуемость, основанные на обязательном просчете всех возможностей, ресурсов;
- четкую направленность на решение наиболее важных проблем, определяющих стратегию жизнедеятельности учреждения в целом и всего профессионального сообщества;
- прогностичность, ориентацию на удовлетворение «завтрашнего» запроса, социального заказа;
- инновационность, или целевое планирование деятельности по осуществлению нововведений в учреждении; системный подход в управлении; опору на ясную, актуальную, структурно определенную концепцию.
Основные модули программы развития
1 модуль. Информационная справка о деятельности и потенциале учреждения.
2 модуль. Систематизированный анализ сведений о состоянии и тенденциях развития.
3 модуль. Концепция развития (будущего учреждения).
4модуль. Программа реализации концепции (этапы перехода учреждения в новое состояние)
Концепция развития лагеря чаще всего содержит описание целей будущей деятельности, принципов организации деятельности, идей развития, основных направлений развития на период, определенный программой развития, ожидаемые результаты развития и критерии оценки результатов развития учреждения.
Программа реализации концепцииразвития лагеря должна содержать информацию о сроках, содержании и формах основных дел, направленных на реализацию идей и направлений развития, ответственных за их выполнение, а также мероприятий по организации мониторинга программы развития лагеря
Каким требованиям должна отвечать программа детского оздоровительно-образовательного учреждения?
М.М.Поташник и В.С.Лазарев в пособии «Управление развитием школы» утверждают, что программа, являясь основным средством управления, должна обладать такими качествами, как актуальность, прогностичность, рациональность, реалистичность, целостность, контролируемость, чувствительность к сбоям).
Актуальность – свойство программы быть ориентированной на решение наиболее значимых проблем, решение которых в совокупности может дать максимально возможный полезный эффект.
Прогностичность – свойство программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к педагогическому процессу, то есть способность программы соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализовываться.
Рациональность – свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые для данного комплекса решаемых проблем и имеющихся ресурсах, позволяют получить максимально полезный результат.
Реалистичность – свойство программы обеспечивать соответствие между желаемым и возможным, то есть между планируемыми целями и необходимыми для их достижения средствами.
Целостность – свойство программы обеспечивать полноту состава действий, необходимых для достижения поставленных целей, а также согласованность связей между ними.
Контролируемость – свойство программы операционально определять конечные и промежуточные цели (ожидаемые результаты) таким образом, чтобы существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям.
Чувствительность к сбоям – это свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренного программой, представляющие угрозы для достижения поставленных целей. Чувствительность к сбоям тем выше, чем более детализирована программа
Отсутствие у программы какого-либо из перечисленных свойств будет приводить к тому, что либо желаемые результаты не будут получены вовсе, либо они будут получены в более поздние сроки и (или) с большими, чем предполагалось затратами.
Какие бывают программы лагеря?
Существует несколько типов программ, в основе их дифференциации лежат различные подходы: направленность, продолжительность, инновационность, приоритет функций, степень авторства и так далее. Рассмотрим группы программ по их направленности (комплексные, профильные и комбинированные), по продолжительности (долгосрочные и краткосрочные) и по приоритету функций (образовательная программа лагеря, программа развития лагеря).
Первая группа программ: комплексная, тематическая (профильная, специализированная), комбинированная
Комплексная (общая) −программа разноплановой деятельности лагеря, объединяющая различные направления отдыха, оздоровления и воспитания детей в условиях детского оздоровительного лагеря. В рамках одной комплексной программы могут реализовываться подпрограммы профильных отрядов.
Как и любая другая, эта программа имеет ряд своих преимуществ. Для неподготовленных участников смены она реально осуществима, не требуя какого-либо специального подбора детей. Учитывая это, общая программа смены должна отвечать самым разным запросам участников. Однако при планировании необходимо учитывать тот факт, что моделирование смены без постановки целей и задач – лишь хаотичный набор будущих творческих дел (общепринятых мероприятий).
При проектировании общей комплексной программы учитываются этапы развития коллектива, постоянных групп (отрядов). По мере развития коллектива должны меняться и установки по организации и проведению различных творческих дел: от простого к более сложному.
Тематическая (профильная, специализированная) программа – программа с одним генеральным (ведущим, основным) направлением деятельности. Такими, к примеру, являются спортивные, экологические, краеведческие программы или социально-педагогические проекты лагерных смен для детей-инвалидов.
Такое разделение достаточно условно, так как и в смене для детей-инвалидов, и в обычном лагере эти мероприятия будут проводиться с учетом возможностей детей.
Такая смена проводится для участников, объединенных общими интересами и видами деятельности, для членов детских организаций. Содержание программы соответственно рассчитано на запросы конкретных участников. Это военно-патриотические смены, туристические лагеря, спортивные и творческие смены. В содержании работы таких смен особое внимание уделяется обмену опытом деятельности по какому-либо направлению, демонстрации достигнутых результатов, планированию совместных акций и т. д. В последнее время все большее развитие получает проведение на базе детских лагерей сюжетно-ролевых игр. Учитывая, что стандартная продолжительность смены составляет 21 день, проведение такой программы в полном объеме достаточно проблематично. Это обусловлено, в первую очередь, психологическими особенностями ее участников.
В настоящее время, по признанию педагогов и воспитателей, одной из самых перспективных малозатратных форм организации летнего отдыха детей являются профильные лагеря или смены.
Под сменой профильного лагеря понимается форма образовательной и оздоровительной деятельности, проводимая как смена творчески одаренных или социально активных детей (юных техников, краеведов, экологов, волонтеров, актива детских и молодежных объединений, и т.п.), в период каникул с дневным пребыванием обучающихся и воспитанников и обязательной организацией их питания.
Продолжительность смены профильного лагеря, как правило, летом – не менее двух календарных недель, в осенние, зимние и весенние каникулы – не менее одной календарной недели.
Коллектив педагогов и воспитанников определяет программу деятельности и организацию самоуправления смены лагеря. При необходимости избирается совет (или иной орган самоуправления) при равном представительстве обучающихся (воспитанников) и сотрудников, с учетом специфики смены лагеря и возраста обучающихся и воспитанников, который тесно взаимодействует с администрацией смены лагеря, родителями (законными представителями).
При выборе формы и методов работы во время проведения смены лагеря, независимо от ее образовательной и творческой направленности, приоритетной должны быть оздоровительная и образовательная деятельность, направленные на развитие ребенка (полноценное питание, медицинское обслуживание, пребывание на свежем воздухе, проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий, организация экскурсий, походов, игр, занятий в объединениях по интересам: временных кружках, секциях, клубах, творческих мастерских).
Профильные лагеря в России имеют большую историю. Свои лагеря проводят скауты, туристы, альпинисты, спортсмены, студенты и т.д. Проведение профильной смены имеет свою специфику. Приоритетное направление механизма реализации программы – профильная подготовка, что дает возможность организовать и отдых, и обучение в летний период.
Главный результат организации и проведения профильной смены таков: условия отдыха, оздоровления и занятости, созданные для детей, помогают ребятам получить необходимые знания, правильно определить свой жизненный путь и нравственные ориентиры.
Обобщая опыт организации профильных смен в различных населенных пунктах страны, хочется отметить, что точки соприкосновения у всех организаторов летнего отдыха одни и те же: отбираются такие формы работы, методы и приемы, которые позволяют не «лепить» личность по заранее заданному образцу, а формировать человека с устойчивым мировоззрением, социальными и нравственными убеждениями и вместе с тем мобильного, гибкого и способного усваивать и перерабатывать информацию, способного к саморазвитию в юношеском и зрелом возрасте.
Поэтому мы солидарны в том, чтобы вовлекать детей в туристско-краеведческую деятельность, проводить смены для одаренных детей, для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, для лидеров, активистов, смены для патриотических объединений, т.е. продвигать те сферы, которые помогают приобретать детям и подросткам положительный социальный опыт.
Некоторые наиболее распространенные формы организации профильных лагерей и смен для подростков и молодёжи:
- «Круговорот» – его целью является пропаганда общественных объединений, вовлечение молодёжи в активную общественную деятельность;
- «Орион» – созвездие талантов» – цель – выявление талантливых, энергичных, творческих, целеустремлённых молодых людей;
- «Пирамида», работающая в течение учебного года, проводится для школьников и студентов в выходные дни с выездом на базу детского оздоровительного лагеря с целью активного и творческого отдыха, сплочения коллектива и выявления лидерских качеств. В программе: деловые, интеллектуальные, сюжетно ролевые игры, спортивные и развлекательные мероприятия;
- «Школа лидеров» проводится для лидеров общественных организаций и молодёжных объединений с целью обучения и обмена опытом;
- Профильная смена "Интеллект" проводится для интеллектуально одаренных детей, цель которой – создание и развитие социально-образовательного пространства в рамках летнего каникулярного времени для творческого взаимодействия и взаимообогащения. Десять дней в лагере "господствует" его величество Интеллект, организуя работу фестиваля, четырех факультетов и четырех мастер-классов. Именно он объединяет «титулованных» ребят – победителей российских, областных и городских научно-теоретических конференций, олимпиад, конкурсов и других интеллектуальных турниров, будущих психологов и поэтов, экологов, географов и лингвистов, тех, кого сейчас называют завтрашним днем России.
Профильная смена «Хочу быть лидером» (г. Благовещенск) специализирована на разнообразии форм и методов; содержание деятельности смены заложено в двух основных направлениях: работы школы общения «Хочу быть лидером» и тематических дней.
Воспитанники – подростки с высоким уровнем интеллекта, многие из них проявляют склонность к лидерству. Поэтому ребята с большим интересом занимаются в школе общения. Занятия состоят из серии тренингов, направленных на определение уровня организаторских способностей и развитие лидерских качеств. Радует, что совместные усилия педагогов и детей достигли поставленных целей – ребята успешно справляются с предложенными заданиями, а полученные знания смогут применить в активном общении со сверстниками и взрослыми.
Профильная смена под эгидой хип-хоп культуры. С дополнительно организованными конкурсами и мастер-классами по стрит-болу, граффити и брейк-дансу. Ко дню хип-хопа отряды сочиняют свои тексты для рэп-композиций. Они сражаются в мастерстве и знании истории мирового рэп-движения. Объектами росписи граффити становятся столовая и белые стены зданий лагеря.
Тематический лагерь собирает у себя не только давних почитателей хип-хоп культур, но и их общепринятых противников, тех, кто предпочитает афрокультуре нашу, русскую.
Рок музыканты, по словам организаторов, между собой не враждуют, более того, на концертах они поддерживают друг друга.
Такие мероприятия помогают молодежи найти себя, делать то, что нравится, при этом не бесполезно проводить свободное время.
За месяц отдыха в лагере ребята учатся играть на музыкальных инструментах, рисовать, самостоятельно организовывать праздники.
Профильная смена для учащихся школы искусств "7 цветов радуги" (г. Барнаул) организована для детей, занимающихся творчеством, в возрасте от 7 до 14 лет, победителей краевых хореографических, вокальных, фольклорных, театральных конкурсов и других. Программа состоит из 2-х частей: первая половина дня занята образовательной работой: проведение мастер-классов, творческих мастерских. Кроме того каждый коллектив может расширить поле своей деятельности и освоить новое дополнительное мастерство. Например, хореограф изучит азы вокала, а театрал – циркового мастерства и т. д. Для работы с ребятами приезжают специалисты-практики Алтайской академии культуры и искусства, руководители лучших творческих коллективов, педагоги-организаторы и другие. После обеда – развлекательная программа. Летняя профильная смена для одаренных детей работает уже около 20 лет. Ее целью является не только оздоровление и поддержка этих ребят, но и совершенствование их исполнительского мастерства.
Рекомендуется выстраивать отношения руководства профильной смены и родителей её участников на договорной основе (Приложение 5).
Комбинированные программы. Уже само название говорит об определенном синтезе общей и тематической программ в рамках одной лагерной смены, подразумевая реализацию одной или нескольких тематических программ. Это могут быть сюжетно-ролевые игры, фестивали, конкурсные программы и т. д. Комбинация программ зависит от целей и задач смены.
Такое сочетание довольно эффективно, потому что ребенку предлагается активное участие сразу в нескольких специфических программах, и в то же время у организаторов есть возможность гибкого подхода к моделированию смены. При реализации комбинированной программы структурную единицу лагеря составляет какая-либо постоянная группа, но в момент проведения тематической программы структура детского коллектива меняется. Создаются временные объединения (семьи, народы и т. д., в зависимости от вида программы), которые и играют основную структурную роль в ходе реализации программы. Чаще всего краткосрочные программы выглядят как ситуативные либо сюжетно-ролевые игры.
Комбинирование не должно противоречить мотивации ребенка к различным видам деятельности.
В процессе реализации комбинированной программы необходимо сравнивать промежуточные результаты с предполагаемыми и вносить необходимые коррективы в содержание. При отсутствии подобных процедур полученные результаты не окажут существенного влияния на позитивные изменения в умениях и способностях участников комбинированных программ.
Вторая группа программ: долгосрочные и краткосрочные
К долгосрочным программам следует отнести программы, рассчитанные на реализацию в течение ряда лет.
Долгосрочная программа создается с учетом этапов развития детского оздоровительно-образовательного учреждения.
Краткосрочные программы реализуются в течение небольшого отрезка времени (оптимальный период – лагерная смена).
Следует упомянуть и о таких группах программ, как авторские и адаптированные (заимствованные). Опыт убеждает, что сейчас наиболее распространенными являются авторские, т. е. разработанные командой лагеря для себя. Такая программа должна иметь оригинальную идею, нетрадиционный подход к организации жизнедеятельности детей и взрослых в лагере. В то же время набирают популярность и адаптированные программы, позаимствованные (с согласия автора) у коллег, но переработанные с учетом конкретных условий своего лагеря.
Третья группа программ: авторские и адаптированные (заимствованные, модифицированные)
Наиболее распространенными являются авторские, то есть разработанные командой лагеря для себя. Такая программа должна иметь оригинальную идею, нетрадиционный подход к организации жизнедеятельности детей и взрослых в лагере.
Адаптированные программы, позаимствованные (с согласия автора) у коллег, но переработанные с учетом конкретных условий своего лагеря
Разработка программы детского оздоровительного лагеря – процесс непростой, требующий от авторов определенного опыта и знаний. Лучший путь – объединить усилия всех заинтересованных лиц, тех, кто любит лагерь и считает себя настоящим участником лагерной команды.
Методика планирования воспитательной работы в загородном детском оздоровительно-образовательном центре и отряде
Требования, предъявляемые
к созданию перспективного плана работы лагеря
В этом документе отражены все моменты, играющие значительную роль в реализации программы лагеря, в формировании его воспитательного пространства: состав педагогического коллектива, оборудование, контингент детей, содержание и формы воспитательной работы и др. Предназначение перспективного плана: упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость, преемственность результатов.
При составлении перспективного плана работы рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
ü безопасность всех мероприятий;
ü учет возрастных особенностей детей;
ü возможность проявления способностей детей в различных видах деятельности;
ü наличие необходимого количества персонала для работы с детьми;
ü достаточное количество оборудования;
ü распределение кульминационных моментов в течение смены и дня с учетом особенностей детей;
ü учет мнения детей, возможность быстро поменять программу дня, наличие вариантов проведения одного и того же мероприятия.
Какой может быть структура перспективного плана работы лагеря?
I. Характеристика возможностей лагеря (паспорт лагеря).
· состав педагогического коллектива;
· оборудование;
· особенности контингента детей;
· органы самоуправления.
II. Цели и задачи оздоровительно-воспитательной работы.
III. Содержание и формы работы.
Вариант 1 – в соответствии с логикой развития лагерной смены.
Вариант 2 – по направлениям деятельности.
IV. Работа с активом.
V. Индивидуальная работа с детьми.
VI. Работа с кадрами.
О планировании работы воспитателя
Ознакомившись с условиями работы в детском оздоровительном лагере, своими правами и обязанностями, ожидаемыми трудностями, способами решения типичных проблемных ситуаций, формами и методами работы, воспитатель (вожатый) может приступить к планированию деятельности.
План – стратегия и тактика, документ, в котором отражена система воспитательной деятельности воспитателя (вожатого). Это проект развития личности ребенка и всего детского коллектива, в котором будет проходить вся воспитательная работа.
Исходными данными для планирования могут служить:
• информация о детях;
• ожидания детей;
• задачи оздоровительного периода;
• модель смены;
• личные воспоминания воспитателя (вожатого) о своем детстве, его ожидания;
• традиции оздоровительного лагеря;
• календарь праздников.
Лучший план работы — план, одобренный, подсказанный детьми. Воспитателю (вожатому) рекомендуется иметь следующие виды планов: перспективный (план-сетка), план на каждый день (утро − день − вечер).
Что необходимо знать для грамотного планирования своей работы в детском лагере?
Требования к плану работы воспитателя (вожатого)
· Направленность плана на достижение определённого педагогического результата – отражение социального заказа на формирование качеств личности.
· Учёт интересов, потребностей детей.
· Разнообразие содержания, форм, методов деятельности.
· Систематичность, последовательность, преемственность в подборе видов деятельности.
· Реальность планов (по видам деятельности, по срокам).
· Согласованность плана отряда с программой смены детского оздоровительно-образовательного учреждения.
Примерная структура плана работы воспитателя
· Характеристика возраста детей.
· Воспитательная цель, задачи.
· Программа лагерной смены.
· Содержание (направления) работы с детьми (в том числе, кружковая работа).
· Взаимодействие с администрацией лагеря и родителями детей.
Форма написания плана может быть произвольной.
План работы на каждый день, составленный накануне, корректируется каждое утро, в зависимости от погоды, с учетом интересов детей.
Проблема программно-планового обеспечения деятельности детского оздоровительно-образовательного учреждения требует дальнейшей разработки, но уже сегодня можно сказать, что существующие программно-плановые материалы по отдыху и оздоровлению детей, свидетельствуют о богатом социально-педагогическом потенциале рассматриваемого явления.