Связи целей и содержания образования.
Содержание образования в высшей школе: характеристика основных компонентов и связей между ними (на примере физических дисциплин).
Связи целей и содержания образования.
Подходы к определению содержания образования
Вопрос о том, чему надо учить, то есть каким должно быть содержание образования – один из основных вопросов дидактики. Для того, чтобы появившийся на свет индивид человеческого рода мог жить в обществе, ему необходимо овладеть определенной частью социального опыта (опыта, накопленного человечеством). Но возникает проблема, какой должна и может быть эта часть? С каких позиций можно подходить к ее определению? Существуют разные подходы к обоснованию содержания образования, основными из них являются следующие: культурологический (содержание образования должно отражать основные достижения общественной культуры), прагматический (содержание образования должно ориентироваться на ту часть социального опыта, которая пригодится человеку в жизни), компетентностный (ориентация содержания образования на ключевые и иные компетенции). В известных теориях содержания образования доминирующий подход обычно сочетается с другими.
В современной России содержание образования определяется целевыми установками, изложенными в Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14):
«Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.
Содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества...
Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений».
Теория содержания образования И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина
Теория содержания образования, авторами которой являются видные отечественные дидакты XX века Исаак Яковлевич Лернер и Михаил Николаевич Скаткин, является одной из наиболее признанных и «работающих», как в общеобразовательной, так и в профессиональной школе, теорий содержания образования.
Исходная идея ее такова. В социальном опыте имеются 4 компонента, которые могут и должны быть присвоены новыми поколениями, для того чтобы пользоваться достижениями культуры, воспроизводить и развивать ее. Соответственно содержание образования должно включать эти 4 составляющие. На рисунке представлены основные компоненты содержания образования и связи между ними, т.е. отражен системный характер содержания образования. Рассмотрим каждый из компонентов системы.
Первым компонентом являются знания.
Знание – верное отражение действительности в мышлении человека; проверенный общественной практикой результат процесса познания. Знание – результат познавательной деятельности человека, то есть обладание знанием предполагает понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий.
К основным видам знаний авторы относят следующие:
• понятия (форма отражения объектов мира в мышлении) – неинерциальная система, материя;
• факты – «Свет распространяется в прозрачной среде медленнее, чем в вакууме»,
• законы\закономерности (существенные повторяющиеся связи явлений) – законы Ньютона;
• теории (система обобщенного достоверного знания о том или ином фрагменте действительности) – СТО, ОТО;
• мировоззренческие идеи (обобщенный теоретический принцип, объясняющий сущность явлений) – древнегреческая натурфилософия;
• оценочные знания (знания о том, как оценить объект, явление, информацию) – метрология и т.п.;
• знания о способах деятельности (знания об особенностях деятельности и последовательности действий) – ТПР, алгоритмизация и т.п.
Рисунок 1 – Элементы содержания образования и связи между ними (по И. Я. Лернеру)
Вторым компонентом содержания образования является опыт осуществления деятельности по образцу (способы осуществления деятельности – умения и навыки).
Умение – освоенный способ выполнения действий, определенная последовательность действий, ведущая к получению запланированного результата.
Навык – частично автоматизированное умение.
В психологии и педагогике существуют разные точки зрения на соотношение между умениями и навыками, на первичность тех или других: навыки формируются на основе умений, умения складываются из простейших навыков, умения и навыки связаны взаимными переходами. Думается, последняя точка зрения наиболее перспективна.
К основным видам умений и навыков авторы относят следующие: специальные, интеллектуальные, учебного труда.
К специальным относятся умения, характерные для определенной области знаний, определенной дисциплины, предмета, например, определение растений, животных (биология), составление электрической цепи (физика), решение примеров на выполнение действий сложения, вычитания, умножения, деления (математика), написание уравнений химических реакций, использование лабораторного оборудования (химия) и т. п.
Интеллектуальными называются умения умственной деятельности, такие как: выделение существенного (существенных признаков), анализ, сравнение, классификация, систематизация, обобщение и др.
Умения учебного труда связаны с овладением обучающимися способами организации учения (учебной деятельности) – составление плана, написание конспекта лекции преподавателя, учебного текста, текста первоисточника, подготовка реферата, подготовка доклада, сообщения, выступление перед аудиторией, составление сравнительной таблицы, работа с учебной книгой, поиск информации в литературных источниках, Интернете и др.
Третий компонент связан с необходимостью освоения обучающимися опыта творческой деятельности. Естественно встает вопрос о том, чем творческая деятельность отличается от нетворческой (репродуктивной, по образцу)? Наиболее существенны две следующие характеристики: новизна результата и те процедуры умственной деятельности, которые приводят к открытию нового, ранее неизвестного.
Авторы теории содержания образования выделяют следующие процедуры (черты) творческой деятельности:
• перенос знаний и умений в новую ситуацию;
• видение проблемы в знакомой ситуации;
• видение новой функции объекта;
• видение структуры объекта;
• видение альтернативы решения (то есть разных способов решения);
• комбинирование известных способов решения;
• нахождение принципиально нового способа решения проблемы при известности других.
В учебной деятельности указанные черты творческой деятельности формируются в процессе включения обучаемых в решение доступных и значимых для них проблем и проблемных задач.
Пример: создание и развитие нейронных информационных технологий на основе биологических сведений о работе нервных систем организмов.
И, наконец, четвертый компонент содержания образования связан со становлением ценностных ориентаций личности обучаемого – опыта эмоционально-ценностных отношений.
Отношение – связь субъекта с объектом окружающего мира, избирательно устанавливаемая самим субъектом и проявляющаяся в следующих формах: рациональной, эмоциональной, поведенческой.
Такими наиболее общими объектами являются: природа, познание, общество, труд, человек, красота, Я сам (собственное достоинство), мир в целом.
Что означает выражение эмоционально-ценностное отношение? Названные выше объекты имеют значимость для существования человеческого рода, человеческого общества и каждого отдельного человека. Например, труд лежит в основе создания материальной и духовной культуры общества, обеспечивает ее воспроизводство и развитие, создание условий для жизни людей. Труд имеет и личностную значимость, является единственным средством разностороннего развития личности. Приобщаясь к трудовой деятельности (в том числе к учебному труду), человек начинает осознавать объективную ценность труда, ощущать его значимость для себя лично, получать удовлетворение от участия в труде. Постепенно у него формируется собственное ценностно-смысловое отношение к труду, труд становится его духовной потребностью. Удовлетворение этой потребности приносит удовольствие, вызывает позитивные эмоции, и, напротив, неудовлетворение потребности в труде ведет к негативным эмоциям.
Пример: академик А. Д. Сахаров, один из создателей водородной бомбы, активно выступал за прекращение испытаний ядерного оружия, с конца 1960-х годов являлся одним из лидеров правозащитного движения в СССР.
Согласно рассмотренной теории, содержание образования – социально ориентированная и педагогически адаптированная система знаний, опыта осуществления деятельности по образцу, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений к миру и самому себе.
Такое системное понимание содержания образования позволяет решать основные образовательные задачи: обучения, развития и воспитания обучающихся.