История профес-го образ-я в Рос-и. Этапы стан-ия и проф обр
История проф-го, в том числе и проф-но-техн-го образ-я России – целостный соц-о-историч-й и историко-педаг-й процесс, в кот-м можно выд-ь периоды.
1период(VI–перв-полов-аXIXв.)–возник-т различ формы профес-го обуч-я на ранних этапах росс-й цивилизации, зарожд-е проф-ой шк-ы и нач. теорет-о осмысл-я проф-го образ-я.
2период(втор полов-а XIXв.–1917г.)–разв-е проф-го образ-я и проф-но-педаг-ой мысли в эпоху индустр-го становл-я Рос-и;форм-е сис-мы гос-х проф-х учеб-х завед-й и разв-е обществ-о-педаг-го движ-я в обл-ти проф-го образ-я.
3период(1917–1940гг.)–преобраз-е и разв-е сис-мы проф-гообраз-я в постреволюц-ые десятилетия, связан-е с нов-и политич-и реалиями и в первую очередь с восстанов-м и массовой индустриализацией советс-й экон-ки; начал-й этап институциирования проф-й пед-ки.
4период(1940–1958гг.)–созд и функц-ие сис-мы гос-ых труд-х резервов как сис-мы проф-го образ-я,активизация разраб-и мет-ки производ-го об-я и становл сис-мы подготовки индустр-но-педаг-их кадров.
5период(1959–1990гг.) – разв-е проф-ого образ-я в РСФСР в усл-х либерализации общ-ва, соц-о-эконом-их реформ и технико-технол-го перевооружения произв-ва в1959–80-х гг.; преобраз-е сис-мы труд-х резервов в сис-му проф-но-технич-го образ-ия; осущес-ие среднего проф-го образ-я и переход ко всеобщему профес-му образ-ю;появл. науч-х центров проф-го образ-я.
6 период(1991–2000 гг.)– разв-е проф-го образ-я в Рос-й Ф в усл-х демок-и общ-ва и перехода к рыноч-м отнош-ям в эк, кризисн-х явл-й в произв-ве и общ-е, внедрения в производ-о выс техн; период дифференциации сис-мы проф обр
22.Госуд-обществ характер управл.
Госуд-й хар-ер сис-мы образ-я означает, прежде всего, что в стране проводится единая госуд-я политика в области образ-я, зафиксир-я в Законе РФ «Об образовании», принятом в 1992–1996 гг.
Государ-й хар-ер управл-я сис-ой образ-ия закреплен след-ей совокуп-ью принципов государ-й политики в области образ-я, сформулир-х в Законе РФ «Об образ-и»:
· гуман-ий хар-ер образ-я, приоритет общечел-их ценностей, жизни и здоровья чел-ка, свобод-о разв-я, воспит-е гражданст-ти;
· единство федер-го, культур и образ-го пространства; защита сис-ой образ-я национ-х культур и традиций в усл-х многонацион-о гос-ва;
· общедоступность образ-я, адапт-ть сис-мы образ-я к уровню и особен-ям разв-я и подготовки обуч-ся;
· светский хар-ер образ-я гос-ых, муницип-х ОУ;
· свобода и плюрализм в образ-и;
· демократ-й, гос-но-общест-й хар-ер управ-ия образ-ем, автономность ОУ.
Гос-ый хар-ер управ-я образ-м проявл-ся в соблюд-и органами управ-я гос-ых гарантий прав граждан на образ-е независимо от национ-и, языка, пола, возр-а, сост-я здоровья, соц-го, имущест-го и должностного положения, соц-о происхож-я, места жит-ва, отнош к религии и убеждений.
Для последоват-о проведения гос-ой политики в сфере образ-я в стране созд-я гос-е органы управ-я образ-м: федер-е (централ), республик-е, краевые, обл-е, автономных регионов, муниц-ые (местные).
Органы управ-я на местах проводят гос-ю политику путем соблюд-я гос-х образ-х станд-ов, включ федер-й и национ-о-регион-й компоненты с установ-м обязат-го минимума содерж образов-х программ, максим-го объема уч-й нагрузки обуч-ся, требов-й к уровню подготовки выпускников. Задача органов управ-я образ-м сост не только в формальном обеспечении гарантий на образ-е, но и созд усл-й для самоопред-я и самореал-и лич-ти.
Для соврем сост-я сис-мы управ-я образ-м наиболее хар-ен процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управ-я низшим, при котором федер-е органы разраб-т наиболее общие стратег-е направл-я, а регион-е и местные органы заним-я реш-м конкр-х финанс-х, кадр-х, организ-х проблем.
23История развития проф. обр-я.
Первым, кто поднял идею воспит-я до уровня соедин-я обуч-я с производи-м трудом, был англ-й гуманист, гос-й деятель и пис-ль Т. Мор (1478–1535). Всемирную известность ему принес трактат «Утопия», содерж.описание идеал-го строя на острове Утопия. Труд на острове обязанность всех граждан, распреде-е происходит по потреб-и, раб-й день сокр. до 6 часов,более тяж-е раб-ы выпол-т прест-ки. Основа воспит-я явл-я земледелие, кот-е изуч-я в школах теорет-и, на полях – практ-и: обуч-е соед-но с производ-м трудом. Кроме землед-я каждый должен обуч-я по крайней мере одному ремеслу еще в детск возр-е. Практ-е воплощение идея получила благодаря И.Г. Песталоцци (1746–1827) и Р. Оуэну (1771–1858) лишь в к ХVIII – нач ХIХ в.
И.Г. Песталоцци организ-л «Учрежд для бедных» в 1774 г. Он сд-л попытку соед-ть обуч-е с производ-м трудом и даже созд образцовое рентаб-е хоз-во. Дети раб-и на сель/хоз-ой ферме, в прядильной и ткацких мастерских.Но из-за плохой техн-й оснащен-и и низкой производ-и детск труда в усл рынка и конкуренции дело ок крахом, а сам организ-р учрежд для бедных разорился. Труд, как считал мыслитель, разв силы, ум, форм-ет нравств-ь, учит презирать слова, оторванные от дела, выраб-ет точность, правдивость, созд прав-ых взаимоотнош-й м/д взр-ми и детьми и детей друг с другом. Идею труд-о воспит-я И.Г.Песталоцци мечтал реализ-ь при созд «Азбуки умений», в кот-ю помимо физич-х упраж-й предполагал вкл-ь и посильные для детей виды труд-й деят-ти.
Одним из пер-х уч-х, обративших вним-е в воспит-и на овлад-е ребенком ремесл-и, был англ фил-ф и пед-г Джон Локк (1632–1704), кот-й писал о том, что живопись, токарное, плотницкое, столяр дело, садоводство и др полез ремесла заслуж усв-я и совершенст-я в них. Ручн труд, ремесло укрепл-т здор-е, развив ловк-ь и сноровку, а также служат развлеч после зан-й умств-ым трудом. Люди, ведущие сид-ю или кабинет-ю жизнь, должны иметь какое-нибудь упраж-е, кот-е могло бы одноврем-о развл-ь их душу и давать занятие телу. Коп-е земли, посадка деревьев и др подоб и полезн зан-я м/быть не меньшим развл-ем, чем люб празд-й модный спорт (Дж. Локк). Труд предотвращает возможн-ь вредной праздности. Сис-ма воспит-я джентльмена, разраб-ая Дж. Локком, проникнута духом прагматизма и рацион-ма.
Ж.-Ж.Руссо разраб-л проект измен-я общ-ва путем труд-о восп-я всего народа, предложив для этого учреждать колледжи, в кот-х подростки и юноши – выходцы из всех соц-х слоев – восп-ся в духе трудолюбия..
25.Идеи инт обр. и производства в реформаторской педагогике. Авторские школы
под влиянием соц-экон-х и социокульт преобр в зап-европ пед-е возникло реформ-е движение за труд школу. Видным его деятелем был Г. Керш (1854–1932) – реформатор проф обр в Германии. Важн задачей народной шк - общую трудю подг к проф деят-ти. Для молодых раб-х, занятых в произ-е, им были созданы так называемые доп шк, кот давали общобр подготовку Владельцы фабрик и мастерских обязаны были освоб-ть рабочих-подростков для шк-о об-я на 8–10 часов в нед с сохр зарплаты.
Г. Кер была залож нов система фабр-зав-го ученич-ва, сочет-я практ раб на произ-е с теорет об-м. Он считал, что проф шк должна быть шк граждан-ти. Эта система получила широкую известность во многих странах Европы как германская система профессионального обучения.
«Школа делания» (США, Дж. Дьюи) осущ-ла об-е и восп-е с опорой на осн импульсы роста ребенка: соц (стр общаться), констр-й (стр к движению в игре), исслед-й (тяга к узн-ю и пон-ю), эксп-й (стр к самовыр-ю).
Торндайк основ соц теории научения. Сформ-л законы научения ( эффекта, готов-ти, упр-я, «проб и ошибок», отношения или установки, част актив-и, реакции по аналогии, ассоц-о переноса
24.Основные док-ты в сис-ме обр
. Госу ст проф обр вкл в себя общие треб-я к сис обр, его струк-е, к осн обра прогр-м, усл их реал-и, класс-р напр-й и спец-й. Обр ст явл баз-м норм док-м, кот опр-т стр-у и сод-е обр-я явл примером сквозного, компл-го решения, кот опред функц-е и разв-е проф обр в России Обр ст не явл ни учеб прогр, ни учеб или пособия, однако прогр и пособия разраб-я в соотв с гос ст.
Базисный уч план – это норм-я база для созд обще-обр-и учрежд РФ раб уч планов с учетом спец-ки и усл функц-я этих уч-й. Баз уч план опред-т макс объем уч нагр-и обуч-я, состав обр обл-й и уч пред-в, распр-т уч-е
Фед. комп обесп-т единство обр пространства в стране явл инвариантной частью сод-я общего среднего обр-я, вкл уч курсы общкульт и общенац значения.
Нац-рег-ый комп отвечает потр-м и интересам в обл обр-я народов нашей страны и позв орг-ть занятия, напр-е на из-е нац (родного) языка, а также прир-х, экон и социокульт особ-й региона.
Шк комп позв-тб полно учесть усл конкр-го обр-го учр-я, обесп-ть вариативность и личн ориентацию обр.
Уч комп для реглам-и инд работы с уч-ся, занятий поиск-го и активно-двиг-го хар-а, позв-х угл индивид-ю уч-восп процесса.
Проектирование
Пед пр-е как деятел-ть, направл на преобр-е и создание объектов пед природы с целью сист-о и эффект-о реш-я задач об-я и восп лич-ти. Субъектом пед пр явл-я педагог, объектом – пед-е системы, процессы и их комп-ы, целью – решение педзадач, результатом – проект пед объекта.
В.С. Безрукова выд-т три этапа проект-я: мод-е, пр-е и конст-е.
На этапе мод-ия разр-ка обобщенного образца, модели как общей идеи созд-я нов пед-го объекта, и намеч-я осн пути ее дост-я К пед моделям отн конц-и разв-я учебных завед-й, пед теории и конц
На этапе проект-я созд-я проект, т.е. осущ-я конк-я разраб-й модели для определения пед усл. К пед проектам отн уч планы и пр-мы, квалиф-е хар-ки, метод-е рекоменди, планы воспработы.
На этапе констр-я проект детализ-я до базовых комп-в объектов, в том числе до конкр действий реалучаст-в пед процессов -планы и консп-ы ур-в, сценарии воспмеропрй, дид мат-ы, расписание
30.Методы пед. Исл. Мет-ы педаг-го исслед-я – это способы получ-я науч-й информ-и с целью уст-я законом-х связей, отнош, зависимостей и постр-я науч-х теорий.М-ы исслед-я разд-ся на эмпир-е и теорет-е.
Теорет-е м-ы исслед-я позволяют уточнить, расш-ть и система-ть науч факты, объя-ь, предсказать явл-я, повысить надежность получ-х резул-в, перейти от абстрак-го зн к конкр-му, устан-ть взаимоотношения м/д различ понятиями и гипотезами, выдел среди них наиболее сущ-ые и второстеп-е.
Эмп-е методы исслРабочие, частные методы. К ним отн изуче лит-ы, док-тов и результ-в деят-ти; набл-е, опрос; метод экспертных оценок; тест-е.
Комплексные, общие методы, кот строятся на прим-и одного или неск частных мет-в: обслед-е; мониторинг; изуч-е и обобщ-е пед-го опыта; опытная пед работа; эксперимент.
К методам из-я процесса в естеств усл-х относятся набл-е, беседа, анкет-е, интервью, анализ док-в, продуктов учебной и препод-й деят-и, опыта работы обр уч-я и др. К методам из-я процесса в практико-измененных условиях можно отнести методы пед эксп и опытной пр-ки.
Пед экс-т – преднам-е внес-е изм в пр восп и об-я, глубкачеств анализ и колич-е измерение получ-х рез-в.Сущ два вида лаб-й и ест-й. К пед экпред-ся опр треб-я. он должен искл-ть любой риск для здоровья участн-в; нельзя проводить эк с заведомо отр рез-м.