VI. Прочитайте предложения, выпишите неверно образованные формы глаголов и укажите их правильную форму.
I. Раскройте скобки.
1. В «Похождениях бравого солдата Швейка» ярко проявился сатирический талант (Ярослав Гашек). 2. Наше знакомство с (Чарли Чаплин) состоялось в период немого кино. 3. В произведениях (Жорж Санд) затрагиваются многие социальные проблемы. 4. Перу профессора (Петр Черных) принадлежит ряд работ по истории русского языка. 5. В основе педагогических взглядов (Антон Макаренко) лежит идея воспитания детей через коллектив. 6. Похождения итальянского авантюриста XVIII в. (Казанова) послужили сюжетом для одного из кинофильмов. 7. Большим успехом пользовались гастроли грузинского иллюзиониста (Шомотава). 8. Мария и Рейнгольд (Эстрем) спасли группу русских военнопленных в период Второй мировой войны. 9. В Москву приехали индийские врачи, супруги (Найк). 10. Оба аспиранта (Ивановы) успешно защитили диссертацию.
II. Вставьте пропущенные буквы.
1. За ветхим домишк… начинается крутой спуск к реке. 2. В сельском магазине в продаже хорошо отполированные, удобно изогнутые топорищ… 3. Огромные возищ… с сеном застряли на размытой дождями дороге. 4. В середине апреля лед на Москв…-реке уже тронулся. 5. Сборы продолжались все утро, и в дорогу отправились только около пол…дня. 6. Самообслуживание позволяет посетителям кафе, столовой, автомат…-закусочной сэкономить много времени.
III. Вставьте пропущенные буквы, укажите основание вашего выбора.
1. Когда актер снял огромные очки и надел небольш… пенсне в круглой оправе, лицо его словной преобразилось. 2. Газеты сообщают о падении цен на колумбийск… кофе. 3. Поздн… барокко характеризуется декоративной пышностью деталей. 4. В качестве вспомогательного языка эсперанто был.. создан… свыше семидесяти лет назад. 5. На портрете изображена женщина, на ее плечи накинут… пушист… боа. 6. Дв… колибри, севшие на ветку, привлекли внимание орнитолога. 7. Сочи расположен… на побережье Черного моря, южнее его находится солнечн… Сухуми.
iV.Поставьте существительные, употребленные в скобках, в форму родительного падежа множественного числа (можно пользоваться вопросом МНОГО-КОГО? ЧЕГО?).
1. Мама обнаружила, что не хватает двух (кастрюля). 2. В городе было отремонтировано пять (колокольня). 3. Во время лесного пожара было спасено двенадцать (косуля). 4. До острова осталось не менее пятнадцати (миля). 5. На стрельбах надо было поразить не так много (мишень), как мы ожидали. 6. Мне в детстве не повезло, у меня сменилось множество (няня). 7. За этот месяц священником было отслужено много (обедня). 8. Компания планирует построить несколько (пекарня) к новому году.
V. Перепишите предложения, раскройте скобки, поставив существительные в форму родительного падежа множественного числа.
1. В лагере (партизаны) все готовились к ночлегу, дежурные проверяли запас (патроны). 2. Взвод (солдаты) маршировал на плацу. Топот их (сапоги) раздавался по всей округе. 3. Табор (цыгане) расположился у реки. 4. На складе магазина огромный запас (чулки и носки).
VI. Прочитайте предложения, выпишите неверно образованные формы глаголов и укажите их правильную форму.
1. Тигры и шакалы до сих пор рыскают в горах.
2. Красивой плеткой он махает.
3. В море – штиль, и ласково плескает на песок хрустальная вода.
4. Фельдфебель и ротный рассчитывали людей, тыкая пальцем в грудь крайнему в отделении солдату.
5. Они носятся со своей гордостью и кудахтают на весь мир об успехах.
6. Да видал я соседа сегодня утром.
7. Обыкновенно они делывали это в дни именин.
8. А слыхал, сударь, про несчастье у вас?
9. Он останавливался посреди комнаты и подымал руки вверх.
10. За окном, в телефонных проводах свистал ветер.
VII. Определите тип стилистической окраски в словах:государство – держава; дефект – недостаток; архитектор – зодчий; противопоставление – антитеза; заразный – инфицированный – больной; экспорт – вывоз; сказать – уведомить.
VIII. Из приведенных имен собственных выпишите те, в которых склоняемые фамилии:
Сергей Пресс, Александр Гримм, Николь Кидман, Салли Кент, Тарас Шевченко, Виктория Ремчук, Август Шлегель, Карел Чапек, Виктор Гюго.
IX.Определите тип стилистической окраски в словах:государство – держава; дефект – недостаток; архитектор – зодчий; противопоставление – антитеза; заразный – инфицированный – больной; экспорт – вывоз; сказать – уведомить.