Из истории метода проектов
Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения студенты приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов(от лат. – брошенный вперед). Возник во второй половине XIX века в США в связи с пересмотром теоретических основ образования из-за неадекватность уровня развития педагогической мысли и реально существующих образовательных систем. Уже тогда педагоги осознавали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, абсолютная заданность развития, грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося. Свое развитие метод проектов получил в прагматичной педагогике Джона Дьюи (pragma – дело, действие) 1920 году и его ученика В.Х. Килпатрика («Метод проектов», 1918).
Идеи проектного обучения в России возникли практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого (1905 г.) небольшая группа сотрудников, пыталась активно использовать проектные методы в практике преподавания. В 20-х гг. XX в метод проектов рассматривался в качестве инструмента непосредственной связи между приобретаемыми знаниями и практическими умениями, а также как средство развития творческой инициативы и самостоятельности в обучении (В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев). 25 августа 1932 года этот процесс проектного обучения был прерван постановлением ЦК ВКП(б). Возобновление работы по методу проектов началось в начале 90-х годов ХХ столетия.
Определение метода проектов
Основным принципом обучения является «Обучение посредством делания», освоение знаний через их практическое применение. Следуя ему, метод проектов позволяет каждому обучающемуся найти и выбрать дело по душе, в соответствии со своими устремлениями и возможностями, освоить необходимые знания и навыки, способствуя зарождению интереса к последующей деятельности. Его суть - стимулировать интерес к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (критического) мышления. Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении.
С другой стороны, основнойтезис современного понимания метода проектов: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить». Речь идет о заложенной в методе проектов его прагматической направленности нарезультат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, а полученный опыт деятельности - становится бесценным достоянием человека, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Но, чтобы добиться такого результата, необходимо научить самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Таким образом, метод проектов рассматривается как совокупность приемов, действий обучающихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной значимой для них ПРОБЛЕМЫ и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА (Е. С. Полат).
Сущность метода проектов
Отличительная черта проектной деятельности самостоятельная исследовательская работа по определенной проблеме, т. е. поиск определенной информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участником (участниками проектной группы). Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. Подготовленный продукт требует презентации, представленной достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения поставленной проблемы.
Любой проект, независимо от типа, имеет одинаковую структуру - это: Проблема (проблемная ситуация) - Проектирование (планирование, поиск способов решения) - Поиск информации (исследовательская, поисковая деятельность) - Продукт (оформление результатов) – Презентация (защита проекта) – Прогнозирование новых проблем
Роль педагога в проектной образовательной технологии - организационная: составление комплекса действий, который выполняется учащимися при условии их полной самостоятельности, как при выполнении работы, так и при принятии решений, предусматривающем ответственность исполнителя за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта.