Лекция № 17 . Семья как традиционный социально-культурный институт
Исторически семья остается начальной структурной единицей общества и одновременно традиционно ведущим социально-культурным институтом. Она представляет собой первичный социально-культурный коллектив детей и взрослых, естественную среду их духовного развития.
Центр тяжести социально-культурной деятельности затрагивает весь общественный функционал семьи. Функции - репродуктивная и экономическая, воспитательная и хозяйственно-бытовая, эмоциональная, сексуальная, рекреативная, досуговая. Социально- культурная среда дает возможность каждой из семей проявить свой социальный статус, осуществить первичный социальный контроль, всегда оставаться центром духовного общения, формирования полезных взаимодействий.
Многие духовные и эстетические нормы и ценности переносятся на семейно-бытовую среду, на создание благоприятной морально-психологической обстановки в ближайшем окружении каждого ребенка, подростка, взрослого. Это приводит к улучшению общей досуговой ситуации, снижению правонарушений, насыщению содержания досуга новыми, нетрадиционными формами, сближению семей, установлению более тесных дружески отношений в социуме. Семейному досугу свойственно отсутствие жестких стандартов, норм, регламентации, свобода выбора видов способов досуговой деятельности. Социально-культурная деятельность позволяет раскрыть и освоить огромный духовный, воспитательный потенциал, заложенный в самой природе семейной общности.
Семья занимает важнейшее место в социальных связях человека. История развития общества - это история развития семьи и как социального института. Сегодня семья - ведущий социально-культурный институт, призванный быть действенным инструментом гуманизации, консолидации общества, социализации личности, преодоления межнациональных конфликтов, достижения гражданского согласия.
В процессе социально-культурной деятельности необходимо учитывать многообразие типов современной семьи: полные и неполные; многодетные, о; но-, двухдетные, бездетные; молодые и «патриархальные» (включающие несколько поколений); неблагополучные («трудные»), нездоровые, маргинальные семьи; асоциальные семьи; межнациональные и моноэтнические. Для каждого типа семьи существуют определенные критерии выявления и отбора.
Перед обществом стоит актуальная задача: полноценно включить семью в воспитательно-образовательную систему. В последние десятилетия оказались ослабленными семейно-бытовые отношения, семья лишилась исторически сложившегося фундамента в духовном, нравственном воспитании детей. Зачастую дети оторваны от семейных забот, от трудовых и нравственных традиций се
семьи, что приводит к потере духовной близости между детьми и родителями, усугубляет последствия тяжелых социально-бытовых условий. Идеи добра, гуманизма, почтительного отношения к старшему поколению, бережного отношения к памяти предков заменялись педагогикой мероприятий для детей, но без семьи, без жителей социума. Развлекательно-образовательная система воспитания не всегда способствовала включению в жизнь общества. Семья оказалась отстраненной от участия в воспитательном процессе, организованном социально-культурными институтами. Микросреда, община, которая веками была главной социальной воспитывающей силой, и сегодня недостаточно влияет на развитие детей. В связи с этим теряются такие общечеловеческие ценности, как гордость, честь, достоинство, добро, сострадание, целомудрие, патриотизм, взаимопомощь между соседями и др. Проблема возвращения семье изначального предназначения - быть духовным наставником и воспитателем детей.
Круг социально-педагогических проблем современной семьи чрезвычайно широк, что не может не отражаться на ее социально-культурном уровне.
• Проблемы количественного и качественного дефицита социальных связей и общения родителей и детей внутри и вне семьи.
• Отсутствие постоянной и эффективной диагностики способов и приемов интеллектуального, физического и психического развития детей в семье.
• Нехватка устойчивых навыков и форм коллективного семейного досуга и культурного сотворчества.
• Недостаточная социально-психологическая культура родителей и детей как причина семейных конфликтов и взаимного недопонимания.
• Недостаточный потребительский бюджет и уровень жизни, рост количества малообеспеченных семей. Среди социально-бытовых проблем семьи, непосредственно влияющих на ее активность в сфере социально-культурной деятельности, выделяются жилищные проблемы, условия проживания.
• Экономические трудности современных семей, особенно неполных, трудных, многодетных и молодых,
Существенное значение имеют разумное распределение домашнего труда между членами семьи, внутрисемейные отношения представителей разных поколений, детей и родителей, мсжсемейные отношения.
Закономерности семейного досуга, степень включенности городских и сельских семей в различные виды социально-культурной деятельности - на базе социально-культурных институтов, тех или иных досуговых общностей.
Степень освоения культуры членами семей характеризуется следующей градацией: а) высокая степень освоения: в семье господствует курс на специальное культурное развитие и саморазвитие детей и взрослых;
б) у членов семьи присутствуют устойчивые увлечения, «хобби»;
в) есть стремление, но отсутствуют возможности;
г) у семьи отсутствует потребность в приобщении к культурным ценностям.
Уровень родителей культурным развитием детей в семье.
а) активно и систематически занимаются культурным ростом ребенка;
б) влияние на духовное развитие детей осуществляется крайне слабо, эпизодически, от случая к случаю;
в) в культурном развитии полный самотек, дети фактически предоставлены сами себе;
г) родители оказывают дурное, негативное влияние на культурный облик ребенка.
В системе семейного досуга наблюдается тенденция перемещения ориентации семьи от сферы непосредственного потребления духовных благ к сфере активной деятельности. Подобная тенденция способствует саморазвитию и самоутверждению семьи, обеспечивает ей право н свободу воли и выбора, свою систему ценностей.
Опыт организации семейного досуга свидетельствует о неоспоримых преимуществах многовариантной модели отдыха семьи, в основе которой заложено создание условий для саморазвития, творческой инициативы, самодеятельности, проявления индивидуальных особенностей личности.
Система конкретных действий по социально-культурной и психологической реабилитации семей, находящихся по разным причинам в сложных, ситуациях. В реализации этих направлений государство опирается как на общественные институты, так и на развитую сеть воспитательных, социально-культурных центров.
Одним из ведущих факторов, влияющих на сплочение семьи, создание благоприятного семейного климата, развитие рекреационной, воспитательной функции этого социального института, является уровень организации, содержание досуга, наличие свободного времени и возможностей для его использования.
Факторы, влияющие на настроение, виды и формы проведения досуга:
условия труда,
• недостаточно развитая социальная инфраструктура,
• физические, эмоциональные, психологические перегрузки,
• низкий уровень материально-технической базы досуга,
• степень обеспеченности помещениями для развертывания семейных клубов, музыкальными инструментами,
• сокращение объемов бюджетного финансирования культурно-досуговой сферы и одновременное возрастание платных услуг в этой сфере.
Современные процессы в экономике общества оказывают существенное влияние приоритеты и стереотипы в семейном досуге, так и на экономический, социальный, правовой и культурный статус каждой отдельно взятой семьи.
Недооценка, невнимание к нуждам семьи многократно обостряют проблемы современной экономической, социальной, культурной ситуации, характерной сегодня для жизни миллионов семей. В этих условиях от государственных и общественных структур, задействованных в социально-культурной сфере, от социальных работников, социальных педагогов, организаторов семейного досуга требуется иная парадигма мышления и поведения.
Здесь учитываться современные реальные условия и возможности и собственные права социальных работников - организаторов семейного досуга, полно отражается их собственная гражданская, нравственная позиция.
Культурно-досуговая сфера может стать реальным фактором совершенствования самой структуры досуговых потребностей и досуговых занятий семьи, необходимым пространством неформального общения и взаимодействия детей и взрослых в семье, формирования определенных семейных общностей по интересам и характеру досуговых занятий.
В результате осуществления социально-культурных, досуговых программ (муниципальных, межведомственных, отраслевых и т.д.), сужается спектр невостребованных и нереализованных духовных запросов семьи и отдельных ее членов, а также корректируются содержание и направленность досуговых потребностей и занятий.
В основе организации среды семейного досуга главенствующее место занимает социально-культурная деятельность. В социально-культурной сфере приоритет отдается активному деятельностному подходу в семейном воспитании, реализации семьи как ведущего субъекта разносторонней содержательной деятельности в сфере культуры и досуга, как первичного института культуры, здоровья, гуманизма, нравственности. Социально-культурная деятельность, по существу, представляет собой бесконечное поле для политического, социального, культурного творчества каждой семьи, развития творческих традиций народной семейной педагогики.
В современной обстановке, когда экономические, социальные, межнациональные катаклизмы, лихорадящие общество, не оставляют в стороне практически ни одну семью, социально-культурная деятельность в состоянии выполнить важнейшую общественную миссию: оставаясь незаменимым средством досуговых, культурно-творческих контактов, межсемейных, межнациональных отношений, она может эффективно реализовать себя как фактор гражданского мира в масштабах и государства в целом, и самого малого социума. Этот механизм находит благодатную почву в многочисленных досуговых, в том числе неформальных, семейных общностях, в актах милосердия и благотворительных акциях, в сотрудничестве разных возрастов и поколений, обширной социально-профилактической и реабилитационной работе Механизм согласия достаточно эффективен для того, чтобы снять возможные очаги напряженности как в отдельных семьях - так и в крупных многонаселенных общностях.
Социально-культурные институты призваны воздействовать на семью и сферу семейного досуга. Но есть противоречия между подлинными возможностями этих институтов и степенью их реализации в семейной среде, между досуговыми интересами, предпочтениями семьи и реальными экономическими, материальными условиями их удовлетворения.
Для решения этих противоречий необходимо:
- во-первых, максимально использовать все резервы социально-культурных институтов, приближенных к семье;
- во-вторых, добиться координации их деятельности в комплексном воздействии на семью.
- в третьих, необходима четкая согласованность всех учреждений и организаций социума, объединяющих семьи для проведения совместной деятельности.
Каждая семья отдает предпочтение совместным досуговым занятиям с детьми. В досуговой деятельности преобладает ориентация на детские, а не на общесемейные формы и виды. Общесемейный досуг еще не стал устойчивой привычкой.
Современная семья испытывает острую потребность в усложненной структурой досуговой деятельности, тяготеет к нестандартным досуговым занятиям. Не каждый культурно-досуговый центр оправдывает эти ожидания.
Женщина в семье, сфера материнства и детства остро нуждаются в продуманной программе материальной, экономической, социальной и социально-психологической поддержки.
Уже в организации общественного дошкольного воспитания детей открываются большие возможности для индивидуальной и коллективной инициативы. Об этом свидетельствует опыт создания альтернативных, инвариантных типов дошкольных общностей (семейных, кооперативных, частных и др.) с учетом региональных особенностей микрорайона, молодежного жилого комплекса и т.д.
Семьям-пользователям предоставляется право широкого выбора предпочтительной формы раннего развития их детей - эстетического, физического, а также свободы участия в самых различных формах предпринимательства в досуговой сфере. Социально-культурная деятельность дает необходимый эффект только в том случае, если она направлена на семью как общность. Усилия всех служб необходимо направить на семью как коллектив, на организацию совместной социально ориентированной досуговой деятельности родителей и детей.
Формы работы социально-культурных институтов с семьей разнообразны. Ставшие традиционными семейные праздники, семейные клубы, индивидуальные формы обогащаются новым содержанием, опираются на интересы семьи. Большое распространение получила организация традиционных форм семейного досуга в русском народном стиле: молодецкие игры, ярмарки, посиделки, кружки прикладного творчества для детей и взрослых «Умелые руки», изобразительного искусства, фольклорные ансамбли и оркестры народных инструментов. Решению проблемы дефицита общения родителей и детей способствуют клубы семейного общения, подростковые клубы, театры, библиотеки и другие центры.
Развитию внутрисемейных контактов способствует создание ролевых объединений типа «Старший брат», «Старшая сестра», «Мать и дитя», конференции отцов, мужские клубы, встречи, консультации, корректные беседы медиков, психологов, педагогов, совместный труд в мастерских, походы, экскурсии и т.д.
Ценность семейных досуговых форм состоит в том, о в них активно включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья - дети, семья - семья, дети - дети, дети - подростки - взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту. Внутрисемейные досуговые отношения уже сами по себе несут реабилитирующую функцию, активно воздействуют на создание благоприятного психологического климата в семье. Ориентация на организацию совместной общественно-полезной и досуговой деятельности взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи.
Уже в настоящее время есть все предпосылки для выведения семейных клубов на орбиту классического семейного воспитания, превращения их в основную ячейку педагогического, социально-культурного всеобуча населения.
Существует практика организации совместно с органами культуры и народного образования региональных, общесоюзных, телевизионных конкурсов и встреч семейных клубов разного профиля на базе выставочных комплексов, парков, зон отдыха, культурно-досуговых центров. Некоторые вузы и училища культуры создают на основе самоокупаемости центры (пункты) по оказанию консультативной помощи семье по проблемам культуры и досуга, здоровому образу жизни.
Ориентируясь в целом на семью как носителя досуговых традиций социума, необходимо учитывать все возрастные категории жителей - от дошкольников до пенсионеров. Особое внимание в структуре семейного досуга требуют, в силу их физиологических и психологических особенностей, подростки. Как в школе, так и в сфере свободного времени они стремятся самоутвердиться, проявить свои склонности и интересы. Именно поэтому необходимо создание любительских объединений и подростковых клубов по интересам в социуме. С целью занятости подростков и молодежи в вечернее время целесообразно создание при клубе по месту жительства молодежного досугового центра с кафе, интернет-кафе, дискоклубом и широким спектром видов занятий для подростков и молодежи. Хотя бы частичное решение проблемы занятости этих категорий жителей микрорайона в вечернее время в значительной степени должно способствовать снижению числа нарушений ими общественного порядка.
Особую актуальность в организации семейного досуга микрорайона приобретает родительская общественность. В этом отношении наряду с родительскими комитетами в учебно-воспитательных учреждениях заслуживает внимания опыт создания единого родительского общественного органа микрорайона, объединяющего усилия родительских активов школ, дошкольных и внешкольных учреждений, других социальных институтов. Деятельность такого общественного формирования способствует повышению активности взрослых жителей социума, ответственности родителей за организацию досуга как собственных детей, так и всего детского населения микрорайона.
Эффективность использования социального потенциала семьи о многом
зависит от уровня педагогической культуры родителей. Повышению педагогической культуры способствуют усилия школы, социальных служб, клуба, библиотеки и других центров. Педагогически оправданной и востребованной остается идея объединения усилий всех социально-культурных институтов в педагогическом просвещении родителей, в организации психолого-педагогических семинаров в жилой среде. К их работе привлекаются учителя школ, социальные педагоги, воспитатели дошкольных учреждений, психологи, медики, юристы, работники внешкольных учреждений, преподаватели и студенты вузов. Целенаправленная, планомерная работа семинара с четко разработанной программой и учетом возрастных особенностей детей и подростков позволит охватить значительное количество родителей, будет способствовать повышению их педагогической культуры.
В психолого-педагогической подготовке нуждаются, наряду с родителями, и организаторы семейного досуга: социальные работники, социальные педагоги, культурологи, социологи. Производственники, студенты, пенсионеры, работающие с детьми и подростками, также испытывают затруднения в своей педагогической деятельности. Они могут получить ответы на интересующие их вопросы в консультационном пункте. Такой пункт создается при школе, досуговом центре, подростковом клубе или библиотеке. Работа консультационного пункта строится по двум основным направлениям: подбор специальной литературы, методических материалов, пособий для систематического использования; консультации специалистов в определенные часы (воспитатели-общественники или родители могут проконсультироваться у специалистов по вопросам семейного досуга, педагогического общения). В связи с широким распространением неформальных досуговых объединений и движений особое внимание в оказании психолого-педагогической помощи социальным работникам следует обратить на методику досуговых занятий с подростковыми и молодежными группами.
Роль и место семьи в социальных связях человека. История развития общества - история развития семьи как социального института, инструмента гуманизации и консолидации общества, социализации личности, преодоления межнациональных конфликтов и достижения гражданского согласия.
Типология современной семьи:
- семьи молодые,
- патриархальные (многопоколенные) и матриархальные,
- полные и неполные,
- многодетные, одно-двухдетные, бездетные,
- молодые типа "пустого гнезда",
- неблагополучные, маргинальные, семьи группы социального риска;
- межнациональные и моноэтнические.
Необходимость отбора педагогических подходов и решений для каждого типа семьи. Типичные социально-педагогические проблемы современной семьи. Количественный и качественный дефицит социальных связей и общения родителей и детей внутри и вне семьи. Отсутствие информации об эффективных способах и приемах интеллектуального, физического и психического развития детей в семье. Отсутствие устойчивых навыков и форм коллективного семейного досуга и культурного сотворчества. Недостаточная социально-психологическая культура родителей и детей как причина семейных конфликтов и взаимного непонимания.
Характеристика социальных функций семьи. Понятия социокультурных ценностей, предпочтений и традиций в семье.
Семья как объект и субъект социокультурной деятельности, инструмент решения проблем рождаемости, планирования и сохранения стабильности семьи, ее социально-экономических и социально-бытовых и социально-психологических проблем, проблем семейного воспитания, Культурный уровень семьи. Степень освоения культуры членами семьи: а) высокая (проповедуется специальное культурное развитие и саморазвитие), б) хобби; в) нет потребности.
Руководство культурным развитием детей: а) активное участие родителей; б) слабое участие; в) попустительство стихийности в развитии детей; г) отрицательное воздействие на культурное развитие..
Микро- и макросреды как социальные партнеры семьи. Многочисленность разновидностей микросоциума как среды досуга и общения: наличие активных субъектов; процессы деятельности; совокупность объективных возможностей, факторов и условий. Особенности микро- и макросреды и их отражение в содержании и организации культурной деятельности в социуме. Социальные, профессиональные, этнические и другие общности как носители и выразители многообразных субкультур и мультикультур.
Составные элементы социально-культурной микросреды личности Среда общения в семье Среда межличностного общения в дошкольных учреждениях (школах, средних профессиональных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования). Внешкольная, внеучебная и внесемейная среда общения. Производственно-трудовая среда общения. Среда внеличностного общения (влияние средств массовой информации, общение с книгой, искусством, природой, животными и т.д.). Круг общения по профессии, а также непрофессиональным интересам, временным увлечениям; факторы, влияющие на межсубъектные отношения людей в процессе культурно-досуговой деятельности.
Социальная сущность внесемейной, внешкольной, внепроизводственной сред досуга и общения. Их разновозрастный характер; определенная стихийность и инвариативность формирования Вспомогательные звенья социального воспитания в сфере досуга: объединения ровесников, разновозрастные объединения по интересам, учреждения искусств и массовые средства информации, народные традиции и т.д. Взаимосвязь различных направлений общественного воспитания детей, подростков и взрослых.