Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. В 2-х томах /Сост. Е.А.Генике,Е.А.Трифонова //Под общ.ред.Л.И.Семиной.
Исследователи, занимающиеся организацией групп в учебном процессе, предложили их классификацию в зависимости от эффективности проходящего в них учебного процесса.
Псевдогруппы – объединения учащихся, от которых требуют работы вместе, но у которых к этому нет ни желания, ни нужды. Они встречаются, но не стремятся ни работать вместе, ни помогать друг другу. Учащиеся в лучшем случае лишь делают вид, что работают вместе. Их действия слабо координированы.Некоторые из них стараются увильнуть от работы, переложить ее на партнеров. Учебная работа в такой группе затруднена, а ее результаты ниже, чем индивидуальные успехи. Общение между школьниками не только не помогает учебе, но отвлекает от нее, не позволяя заниматься самостоятельно. В результате обучение в такой группе менее успешно, чем работа в индивидуальном режиме. К сожалению, псевдогруппы нередко встречаются на практике. Образно говоря, псевдогруппа меньше суммы своих частей.
Традиционные (обычные) учебные группыобразуют школьники, которые принимают задание работать вместе, но не видят в этом особой необходимости. Взаимозависимость здесь невысока. Задачи, как правило, не требуют для своего решения коллективных усилий. Члены группы обмениваются информацией на этапе прояснения задания, а затем работают индивидуально. Достижения каждого оцениваются только индивидуально, коллективная оценка отсутствует. Учитель не обращает внимания на развитие умений работать вместе; анализ эффективности совместной работы не проводится. Эффективность здесь сравнима с эффективностью индивидуальной работы школьников. Можно сказать, что традиционная учебная группа равна сумме ее частей.
Эффективные группыотличаются тем, что их члены не только принимают задание работать вместе, но и ощущают в этом необходимость. Они активно и сознательно вступают в кооперацию друг с другом. Их работа ориентирована на общую цель –эффективное учение всех. Общая цель создает дополнительный мотивационный фактор. Школьники чувствуют ответственность за успех своих товарищей и группы в целом. Восприятие успеха каждого как общей победы, а неудачи одного из членов как общей неудачи позволяет достигать более высоких учебных результатов по сравнению с индивидуальной работой. Ученики выполняют реальную работу, которая завершается практическим результатом. Они не только обмениваются информацией. Необходимость достижения общей цели побуждает их оказывать помощь друг другу, вдохновлять друг друга. Добиваясь взаимного успеха, они способствуют и успешному решению академической задачи, и развитию взаимного чувства доверия, заботы друг о друге, и порождают атмосферу доверительных отношений. Члены группы осваивают умения, необходимые для успешной совместной работы. От каждого ожидают, что он будет пользоваться этими умениями в ходе работы. Фиксация внимания как на академической задаче и средствах ее решения, так и на средствах кооперации создает дополнительные возможности для освоения навыков учебной работы. Группа анализирует успешность своей деятельности. Это создает предпосылки для последовательного продвижения вперед, повышения качества работы, служит дополнительным фактором успешного освоения средств учебной деятельности.
Можно сказать, что эффективная группа больше суммы своих частей. Иногда эффективные группы достигают в своем развитии качественно нового уровня.
Такую группу можно назвать дружная команда.По всем формальным характеристикам эта команда аналогична эффективной группе, однако здесь кооперация ее участников переходит в полноценное сотрудничество. Уровень взаимного доверия и поддержки в дружной команде существенно выше, а работа в дружной команде ориентирована на цели, которые сущностно важны для ее участников. Члены команды искренне переживают за общее дело и в любой момент готовы оказать друг другу всевозможную помощь. Команда в состоянии справиться с задачами, которые не доступны ни одному из ее членов порознь. Можно сказать, что дружная команда гораздо больше суммы своих частей. Эффективные группы сами по себе далеко не всегда превращаются в дружные команды. Чтобы рабочий коллектив стал командой, нужны специальные усилия, специальная педагогическая работа. Квалифицированный педагог может воспользоваться для этой цели многочисленными рекомендациями психологов, накопленными в ходе изучения опыта работы психологических групп.
Итак, не всякая учебная группа является эффективной. Если просто приказать школьникам работать вместе, в результате, скорее всего, возникнет псевдогруппа или в лучшем случае обычная учебная группа. Чтобы из объединения школьников сложилась эффективная группа, необходимо провести специальную работу, обеспечить выполнение целого ряда условий. В этой работе помогают принципы кооперации в обучении.
Эффективная группа | Традиционная учебная группа |
Систематическая процедура рефлексии Положительная взаимосвязь Индивидуальный контроль Разнородный состав участников Возможность исполнять роль руководителя Внимание сосредоточено и на предметной задаче, и на умении работать в группе Постоянный контроль со стороны учителя за работой и участие в ней по мере необходимости Специальное обучение навыкам групповой работы | Нет процедуры рефлексии Нет взаимозависимости Нет индивидуального контроля Однородный состав участников Назначение постоянного руководителя Внимание сосредоточено исключительно на предметной задаче Со стороны учителя нет контроля и участия в работе Игнорирование навыков групповой работы |
Принципы кооперации в обучении– набор теоретически обоснованных и практически проверенных утверждений, описывающих условия, которые необходимо соблюдать, чтобы группа совместно работающих учащихся становилась эффективной группой. К этим принципам обычно относят следующие:
–позитивная взаимозависимость;
–индивидуальная оценка результатов учения;
–максимизация непосредственного взаимодействия учащихся;
–целенаправленное обучение навыкам групповой работы, этикету кооперации и их обязательное использование;
–систематическая процедура рефлексии хода учебной работы;
–сознательное использование эффективных структур взаимодействия учащихся.
Некоторые авторы дополняют этот перечень принципом равноправного участия всех школьников в коммуникации.
Чтобы в классе возникли эффективные группы, чтобы они стали фактором педагогического процесса, необходима существенная подготовка.
Учителю недостаточно определить перечень целей обучения и объединить школьников в группы. Надо выбрать структуры взаимодействия, позаботиться о формировании взаимозависимости и навыков совместной работы, задать этикет группового поведения, организовать рабочее место для каждой группы, обработать соответствующим образом учебный материал, наметить способы оценки результатов учебной работы, спланировать процедуру рефлексии и, наконец, выполнить разработанный план.