Студент III курса живописного факультета

Чернета Г. А.

Размер оригинала 52,5 / 31,5.

Размер копии 55,5 / 31,5.

Основа – оргалит. Проклейка с обеих сторон клеем: 250 гр. творога в 2,5 литрах воды + 100 гр. глицерина. Оклеен марлей, клеем: 250 гр. творога в 1 литре воды + 100 гр. глицерина.

Оргалит наклеен на подрамник частично (по углам и середине) синтетическим клеем.

Грунт – левкас:

1 объем Клей казеиновый: 250 гр. творога в 2,5 литрах воды, глицерин 100 гр., нашатырный спирт 10 % (25 гр.)
1 объем Гипс
1 объем Белила цинковые (пигмент)

В первом слое больше гипса и клея. 8 слоев. После высыхания шлифовка ножом.

Изоляционный слой: 1 объем клеевого раствора + 1 объем воды. (Ред. – Видимо имеется ввиду покрытие грунта слабым клеем для того, чтобы сделать тянущий казеиновый грунт менее тянущим).

Рисунок переведен с картона. Подмалевок темперой (казеино-масляной) на воде (кость черная и белила цинковые).

Имприматура на эмульсии:

1 объем 10 гр. воска + 100 гр. воды кипяченой + 5 гр. нашатырного спирта 10% в 10 гр. воды кипяченой.
1 объем Мастичного лака
1 объем Даммарного лака
0,5 объем Масла льняного уплотненного №1

Цвет имприматуры: белила цинковые, охра светлая, охра красная, кость черная (краски – темпера казеино-масляная).

Палитра (краски масляные): белила свинцовые, охра светлая, охра красная, охра золотистая, кадмий красный пурпурный, желтая ЖХ, умбра натуральная, кость черная, изумрудная, хром-кобальт зелено-голубой. Золотой фон писал бронзовым порошком на акрил-фисташковом лаке.

Разжижитель «на палитру»:

1 объем 10 гр. воска + 100 гр. воды кипяченой + 5 гр. нашатырного спирта 10% в 10 гр. воды
1 объем Мастичного лака
1 объем Даммарного лака
0,5 объема Масла льняного уплотненного №1
3,5 объема Пинена

Межслойный лак:

1 объем Разжижителя «на палитру»
1 объем Масла льняного уплотненного №1
1 объем Пинена

Обрабатывал межслойным лаком тот кусок, над которым работал. Наносил кистью, излишки снимал рукой. По этой обработке писал и на второй день.

При завершении дал подсохнуть неделю, обработал межслойным лаком кистью, излишки снял рукой. По сырому обрабатывал пульверизатором, разбавляя его пиненом.

Через месяц обработал межслойным лаком, писал лессировками три дня. После этого, по совету М. М. Девятова обработал лезвием и нанес на света (на ребра) быстросохнущие белила на пинене (у меня были набраны недостаточно). В дальнейшем света вписывать было трудно, так как работа была почти завершена и велась свинцовыми белилами, а быстросохнущие несколько смолянистей. (Ред. – Может быть речь идет о каких-то экспериментальных белилах, которые опробовались в Лаборатории Техники и Технологии Живописи).

Примечание. М. М. Девятов советовал писать на масле с лаком. Мне кажется, что энкаустика не исчезла бесследно. Работаю на восковых эмульсиях третий год. Менял составные части. При завершении хорошо использовать вместо даммарного лака копаловый.

***

Италия

Лука Джордано

Студент III курса живописного факультета - student2.ru
Лука Джордано. (1634-1705). Неаполитанская школа. Кузница Вулкана. Италия, около 1660 г. Холст, масло. 192,5x151,5 см.
Студент III курса живописного факультета - student2.ru
Неоконченная копия студента Академии Художеств им. Репина. На данной копии виден промежуточный этап работы мастера: по цветному серовато-охристому грунту – прописка теней полупрозрачной коричневой краской, затем проработка световых частей в «мертвых тонах», то есть в более светлых и холодных тонах, предполагающих покрытие сверху цветными лессировками, так как лессировки утемняют живопись (за счет прибавки цвета) и несколько утепляют ее (за счет того, что они пишутся на уплотненном масле). Центральная фигура написана почти гризайлью, однако в ней присутствует теплохолодность.

1970 год

Отчет-дневник по копийной практике

Шпаковеный Виктор Николаевич

Лука Джордано «Кузница Вулкана»

Все началось с выбора работы, которую бы хотелось копировать. Сначала – Веронезе, потом остановился на Луке Джордано. Привлекла монументальность композиции, широта и свобода письма мастера, рельефность моделировки формы. Одним словом, я почувствовал, что от этой работы можно взять очень многое. Работа выбрана, нужно приступать.

Сначала подрамник. (Почему-то очень долго с ним возились). Холст натянут. Мастер писал на доске. Потом, уже у нас, в Эрмитаже, картина переведена на холст.

По совету Михаила Михайловича делаю синтетический грунт. Холст взял мелкий. Очень тщательно обрабатывал поверхность после каждой проклейки. Холст готов, уже в Эрмитаже. Завтра приступаю. Немного страшновато.

Утро. Первое утро, когда начну работать. Почему-то волнуюсь. В зале темновато. Сначала – рисунок. Думать только о рисунке. Получается немного коряво, грубо. Одним словом – не нравится. Очевидно рисунок нужен не просто линейный. Нужно начинать с больших масс формы.

Не выдержал, взялся за краски и сразу – цветом. Впечатление эффектное, но формы и четкости линий нет.

М. М. пришел и прочитал весьма внушительную нотацию по поводу такого начала работы. Разгромил в пух и прах. Вообще он прав и во всем. Ничего, на ошибках все учились. Будем начинать с неудачи и мы.

Одним словом, первая и очередная задача – рисунок, пластика. Добиться одного этого уже не мало (именно в данной работе, хотя везде это не было второстепенным).

Взял белила, охру, английскую красную и кость. (Ред. – Отмечено преподавателем). Рисую. Все равно все получается жестко. В чем дело, понять совершенно не могу. В чем же дело?

Писал руку. На первый взгляд очень контрастны в тоне отношения световой и теневой части формы. Свет беру почти белилами, тень – марсом с костью. Резко, все равно очень резко. Никак не получаются переходные полутона.

Да, полутона… Смотришь на работу мастера и прекрасно видно, как они сплавляются с тенью, имея красивый холодный зеленоватый цвет.

Приходил М. М. Говорил, что даже то, что я начал делать, значительно лучше всего прежнего, хотя опять не то!

Кажется, начинаю что-то понимать. Сегодня наконец начинаю нащупывать самое главное. И все благодаря М. М. Оказывается, у мастеров был свой особый принцип. Ужасно прост и очень практичен. Очевидно поэтому и писали так быстро. Вердаччо – это великолепно.

(Ред. – Вердаччо, это подмалевок живописи лица и тела зеленоватой кроющей краской (зеленой землей). Техника вердаччо подробно описана Ченнино Ченнини в его «Трактате о живописи» 1437 г. Использовался этот метод с древнейших времен. В настоящее время сохранился в иконописи под названием санкирь (иногда бывает и красновато-коричневым). Далее на этот подмалевок наносились более светлые телесные тона, и наконец света и блики. Сам же подмалевок (вердаччо, санкирь) оставался в тенях.
Студент III курса живописного факультета - student2.ru Студент III курса живописного факультета - student2.ru
Студент III курса живописного факультета - student2.ru Студент III курса живописного факультета - student2.ru
Этапы написания иконы. (Образцы из собрания Лаборатории Техники и технологии живописи). 1 этап – санкирь.

«Метод работы темперой, описываемый Ченнини (…) Прежде чем приступить к изображению обнаженных частей тела, Ченнини рекомендует (гл. 147) дважды покрыть соответствующие места смесью зеленой земли и свинцовых белил. (…) Розовый тон для лиц составляли из киновари, смешанной с белилами. Что касается телесной краски, то ее надо было делать нескольких оттенков — один светлее другого, накладывая каждый тон в соответствующем месте лица. Ни в коем случае не допускалось покрывать телесным тоном тени. «Не приближайся к теням, сделанным вердаччо, настолько, чтобы их совершенно закрасить, — предупреждает Ченнини, — передавай тени более темным телесным тоном, сливая и смягчая их, как дымку». Хотя темперная живопись требовала того, чтобы каждое место прописывалось несколько раз, тем не менее зеленый подмалевок всегда должен был просвечивать». (Ю. И. Гренберг «Технология станковой живописи. История и исследование»).

«Традиция исполнения инкарната — обнаженных частей тела, — восходящая к византийскому средневековью, заключалась в работе по темному оливково-коричневому подмалевку, с постепенным его высветлением сначала тем же колером с добавлением телесного, затем чистым телесным колером и, наконец, телесным колером, разбавленным белилами для получения более светлого тона. На выступающих частях тела тон делался еще более светлым. При этом каждый наносимый слой краски тщательно стушевывался по краям с нижележащим, благодаря чему создавались незаметные переходы и мягкая лепка объема. Классический прием этой техники письма — «Богоматерь Владимирская». («Технология и исследование произведений станковой и настенной живописи». Гос. НИИР М. 2000).

Оказывается, нужно составлять на палитре три колера: свет, полутон, тень. Их концентрация зависит просто от вкусовых качеств художника. М. М. посоветовал для света: охру, белила, стронций. В общем приблизить все это к неаполитанской желтой. И в нужных местах эту краску можно выводить в растяжке до белил.

Полутон. У мастера он холодноватый. Беру изумрудную, охру, немного кости, белила – получил средний между зеленым и черным. Разница в тоне со светом не очень велика.

Тень. Марс темный, английская красная, кость. Тень теплая. В нужных местах можно выйти почти на черный.

Итак, принцип есть. Приходится начинать все с начала. Ну что же, начнем. Надеюсь, в этот раз начало будет более удачным.

Прочищаю бритвой холст. На сегодня наметил писать голову передней фигуры. Это место долго и тщательно обрабатываю маслом (масло втираю в холст тыльной стороной ладони). Проложил свет, полутон, тень. Все равно резко. В чем дело? Наверное, все-таки я не попал в тоне. Тон. Как понимать? Голова-то оказывается в полутоне. Пробую писать света полутоном. Ничуть не хуже. Форма лепится мягко и убедительно. Появляется больше конкретности.

Никак не удается добиваться плавных переходов. Все как-то неубедительно. М. М. показал, как этого легче добиться. Оказывается, мастера просто-напросто штриховали кистью, а потом, по сырому проходили мягкой кистью, и все смягчали. А вообще – чем дольше смотришь, вникаешь в работу, тем больше восхищаешься мастерством художника. Великолепно сделано.

Пишу руку уже почти пару дней. Стараюсь, как говорится, скопировать мазок в мазок. А толку нет. Рука получилась дробной и разбитой. Присматриваюсь к деталям – все верно, а руки нет. Ясно, ясно почему не вышло. Забыл о цельной большой форме. Прошелся цельно. Гораздо лучше.

Фигуру замусолил. Думал, что впадаю в полутон, а навел какое-то мыло. Холодный пропал.

Начинаю другую фигуру. Составляю другие колера. На полутон беру более холодную краску. Совершенно другой эффект. Другой цвет, но все равно убедительно. Так оказывается, можно брать совершенно отвлеченные цвета и ими лепить форму. Сразу вспоминается Пикассо («Девочка на шаре») – принцип этот самый. Нужно будет как-нибудь попробовать.

Студент III курса живописного факультета - student2.ru
Пикассо. Девочка на шаре.

Начало жухнуть. М. М. объяснил это тем, что я залезаю в непросохшие места. Все ясно. Нужно работать кусок и давать ему высохнуть. А потом, когда он высох, если недоволен – прочистить, смазать маслом и поправить, что считаешь нужным.

Показалось, что в фигуре мало контраста. Световую часть прошел почти светом. Получилось опять разбито. Все-таки главное – это полутон.

Сегодня удались две маленькие фигуры на заднем плане. Просто подошел к ним конструктивно.

Попробовал пролессировать голову на переднем плане. Странно и приятно смотреть, как она оживает. Но лессировку пришлось снять. Когда работа не кончена, этот цветовой кусок выпадает. Если успею, дойдем и до лессировок.

Работа продвигается медленно. Но ничего, лучше медленно, чем никак. Наверное, не кончу. М. М. недоволен, да и чем быть довольным? Хотя даже от того, что я сделал, я получил очень много. Во-первых, как настроить палитру, обращаться с холстом и вести работу, а это уже немало.

***

Тициан

Студент III курса живописного факультета - student2.ru
Тициан. (Между 1485 и 1490-1576 г.) Венецианская школа. Несение креста. Италия. 1560-е гг. холст, масло. 89x77 см. «Тициан в своих работах резко отошел от господствовавшей в то время фламандской техники живописи, рассчитанной на проведение живописного процесса почти исключительно на белой поверхности грунта. Тициан, создавая свои произведения, применял клее-гипсовые грунты чисто-белого цвета, но обязательно прокрывал сплошь всю живописную поверхность грунта тонким слоем имприматуры, то есть лаково-смоляной краски. Почти все произведения Тициана имеют такой тонкий слой имприматуры; наиболее часто им применялась имприматура различных тонов серого цвета: светло-серая, жемчужно-серая и темно-серая, получаемые посредством смешения разных частей виноградной черной со свинцовыми белилами. Связующим веществом служило: вареное солнечным жаром ореховое масло, разбавленное терпентинным лаком. (…) на темно-серой имприматуре выполнены «Магдалина» (Эрмитаж) и «Несение креста» (Эрмитаж). Другие произведения Тицианом исполнены на светло-красной имприматуре, состоящей из красной земли, неаполитанской желтой и свинцовых белил, смешанных с вышеназванным связующим. Имприматуру этого цвета имеют: «Мадонна с вишнями» (Вена) и «Даная» (Эрмитаж); темно-красного тона имприматуру имеет «Св. Себастьян» (Эрмитаж). Имприматура наносилась Тицианом тонким слоем на белую поверхность клее-гипсового грунта после того, как на нее уже был нанесен рисунок. Имприматура темно-красного тона приготовлялась Тицианом из жженой красной земли, неаполитанской желтой и свинцовых белил». («Материалы масляной живописи» А. В. Виннер, И. Э. Грабарь).   «…Тициан любил вообще пасту красок и потому пользовался чаще грубозернистой тканью холста, так как зерно его и после продолжительного письма не закрывается краской. (…) Подобно Джорджоне, Тициан применял небольшой подбор красок при живописи тела, но пользовался ими в совершенстве. (…) По Ридольфи, поверх серой гризайли он выписывал тело лишь тремя красками: белой, черной и красной, причем с помощью их доводил живопись почти до полной законченности, которой недоставало лишь желтых тонов; эти последние наносились затем лессировкой. «Кто хочет сделаться живописцем, не должен знать больше как три краски: белую, черную и красную и пользоваться ими со знанием», - так говорил Тициан. (…) В лессировках, которые он наносил большим пальцем и ладонью руки, а также в переделках написанного он был неутомим. (…) На картине «Несение креста» в стертых местах ее – на рукаве и спине Христа и других частях картины – видна подготовка форм гризайлью, то же наблюдается и в картине «Се – человек». В позднейшем произведении Тициана «Св. Себастьян» (…) видна гризайль». (Д. И. Киплик «Техника живописи»). (Ред. – Имеется ввиду не гризайль в чистом виде, а живопись «в мертвых тонах», то есть в холодных, разбеленных тонах (но имеющих цвет), рассчитанных на последующую лессировку более теплыми красками).
Студент III курса живописного факультета - student2.ru
Тициан. Покаяние св. Иеронима. 1550—1560 г. 255 × 125 см. Пинакотека Брера, Милан. На неоконченной картине видна последовательность работы мастера.

1969 год.

Дневник копийной практики

Абежанов Н. К. (Борисенко (?)

Рецензия М. М. Девятова: «+».

10. 06. 1969.

Приступил копировать Тициана «Несение креста».

Неделю готовил холст. Холст полумасляный, то есть на последний слой грунта наносил имприматуру. Способ приготовления (на 1 кв. метр): технический желатин 15 гр., воды 600 гр. Нагревается до растворения. Затем 1 раз проклеивал.

Вторая проклейка: ПВА - 200 гр. и 400 гр. воды. Размешивал и наносил на холст.

Грунт: 200 гр. мела размешал в 600 гр. воды, процедил через марлю. Добавил 200 гр. цинковых белил (пигмента) и 200 гр. ПВА. Наносил на холст 3 слоя.

Имприматура: выдавил свинцово-цинковых белил на бумагу и дал постоять два часа. Добавил пинена и копалового лака и чуть кости и умбры. Все это размешал и наносил на синтетическую основу мастихином.

Рисунок наносил кистью на темно-серую основу. Сделал предварительную промазку льняным маслом и насухо вытер.

11. 06. 1969.

Сделать собираюсь рисунок одноцветным (гризайль). На палитре: белила, черная и немного охры. Этими цветами рисую.

12. 06. 1969.

Бьюсь над рисунком. Ничего не выходит. Снимаю мастихином лицо Христа, уж больно перегрузил холст. Теперь стараюсь рисовать более жидкой краской (даммарный лак и чуть масло и пинен).

13. 06. 1969.

С рисунком вроде кончил. Краска до конца не высохла. Постепенно ввожу цвет. Выдавил охру светлую, кадмий красный, белила и кость.

14. 06. 1969.

Организовывал холст: писал фон, одновременно писал голову, крест.

15. 06. 1969.

Ничего не получается. Очень тонко в цвете лица и очень тонкая моделировка, а у меня все грубо и жухло, хотя и стараюсь пропитать маслом холст перед началом работы.

16. 06. 1969.

Приходил Михаил Михайлович и … (Ред. – далее зачеркнуто). Сказал, что бесполезный труд. Не справлюсь. Посоветовал копировать другую работу. Думаю, копировать Ренуара «Дама в черном». (Ред. – У Тициана очень сложная система работы с многократным нанесением корпусных слоев, следующих за ними лессировок, и затем снова повторяющихся корпусных слоев, сверху опять лессировки и так далее. К тому же Тициан не придерживался строго первоначального рисунка. Эта техника отличается от четкой и последовательной старофламандской техники и поэтому ее сложно копировать (см. Лекции М. М. Девятова).

Студент III курса живописного факультета - student2.ru
Пьер Огюст Ренуар. Дама в черном. Франция. Около 1876 г. Холст, масло. 65,5x55,5 см.

21. 06. 1969.

Очень долго возился с приготовлением холстов и сегодня закончил. Приготовил два холста (один на всякий случай).

Готовил синтетический грунт по рецепту 465 «а» с двумя частями пигмента. Сделал 3 проклейки и наносил 3 слоя грунта. Последний слой сделал цветной: цинковые белила разжижал лаком (до этого удалил масло из белил), лак даммарный с пиненом. Тон светло-серый (добавлял в цинковые белила ленинградской умбры натуральной).

22. 06. 1969.

Делал рисунок карандашом, затем кистью.

23. 06. 1969.

Сегодня делал этюд на картоне. Выискивал общее состояние холста.

25. 06. 1969.

Искал основные цвета (цвет лица к фону, к одежде).

26. 06. 1969.

Промазал маслом работу.

Сделал ошибку, оказывается, нужно сначала вводить холодные цвета, а поверх – теплые. Пишу только на масле. На палитре: черная, охра светлая, кобальт синий, белила, изумрудная.

27. 06. 1969.

Промазал маслом работу. Очень тонко писано лицо, оно очень голубое. Старался подбирать точный цвет и тон.

28. 06. 1969.

Приходил Михаил Михайлович. Сказал, что нужно переписать фон – я очень перегрузил и не попал в цвет. Соскоблил весь фон.

29. 06. 1969.

Промазал холст маслом. Очень жидко прописал фон. Кажется, получилось.

30. 06. 1969.

Промазал холст маслом. Писал волосы и шею. Очень тонко написана шея, она почти сливается в цвете с белым воротом.

3. 07. 1969.

Сегодня значительно продвинул работу. Переписал черную одежду, она теряет почему-то свежесть.

4. 07. 1969.

Промазал работу маслом, вытер насухо тряпкой. Руки еще не писал. Думаю, написать в один прием, иначе потеряется свежесть. Вещь вся написана в один прием.

Писал волосы, глаза.

5. 07. 1969.

Писал глаза. Менял рисунок, левый глаз поднял чуть выше. Писал губы, то есть вокруг губ. Чтобы оживить, он жидко лессирует кадмием красным.

6. 07. 1969.

Писал левую часть фона. Не попал в цвет.

7. 07. 1969.

Вводил в лицо холодные (голубые) цвета.

8. 07. 1969.

Промазал холст маслом и вводил поверх холодных теплые. Писал нос, глаза.

9. 07. 1969.

Писал волосы, прядь волос.

10. 07. 1969.

Приходил Мих. Мих., писал шею и очень много дал понять.

11. 07. 1969.

Пи ал глаза и щеки, рукав (складки).

12. 07. 1969.

Переписал опять черную одежду. Стараюсь сделать точнее в рисунке, прописать складки. Руки не трогал.

13. 07. 1969.

Не получаются губы. Стараюсь прописать более тоньше.

16. 07. 1969.

Писал белый ворот, связывал с шеей.

17. 07. 1969.

Добивался цвета волос.

18. 07. 1969.

Рисовал цветом волосы и связывал со лбом.

19. 07. 1969.

Начал писать рукава и руки.

20. 07. 1969.

Закончил руки.

21. 07.

Приходил М. М. Сказал, что «начинаете его понимать». Посоветовал вводить в лицо больше голубых. Показал, как писать волосы.

22. 07. 1969.

Сегодня окончательно решил завершить. Проверял все касания: одежды с фоном, лица и волос, одежды с фоном и руками.

Рецензия преподавателя (предположительно Г. В. Орлов): «Какую литературу в помощь прочел, о Ренуаре?».

***

Студент III курса живописного факультета - student2.ru
Тициан (Тициано Вечеллио). (Между 1485 и 1490-1576). Венецианская школа. «Кающаяся Мария Магдалина». Италия 1560-е гг. Холст, масло. 119x97 см.   Состав грунта и имприматуры картин Тициана. (А. В. Виннер, И. Э. Грабарь «Техника живописи»): ««Магдалина» и «Несение креста»: «Состав грунта: клее-гипсовый грунт: 1 часть клея, 1 часть грунта. Имприматура – темно-серая (состав: виноградная черная и свинцовые белила). «Се человек» (Эрмитаж): состав грунта – тот же, имприматура – серебристо-серая (состав: виноградная черная и свинцовые белила). «Св. Себастьян» (Эрмитаж): состав грунта – тот же. Имприматура – темно-красная (жженая красная земля, неаполитанская желтая, свинцовые белила, умбра)». «Имприматура наносилась Тицианом тонким слоем на белую поверхность клее-гипсового грунта после того, как на нее уже был нанесен рисунок. Имприматура темно-красного тона приготовлялась Тицианом из жженой красной земли, неаполитанской желтой и свинцовых белил».

1971 – 1972 г.

Дневник летней практики в Эрмитаже

студента III курса

Нуриддинов М.

Копия картины Тициана «Кающаяся Магдалина»

Рецензия М. М. Девятова: «Проверил. Дневник в полной мере отражает неподготовленность студента к данной сложной и очень трудной работе, отражает мучения и ошибки и в конечном счете очень мало результативный труд. Кроме того, нет полей.

Зачет.

М. Девятов

ноябрь 1972 г.»

8 июня (вторник).

Холст готов к работе. Размер его чуть меньше оригинала. Холст натянул готовый – синтетический. Нанес имприматуру темперной краской. Цвет и силу тональности приготовил по учебнику Киплика – светлый, серо-зеленый. (Ред. – Подчеркнуто Девятовым. Видимо имеется ввиду книга Д. И. Киплика «Техника живописи»). После ее высыхания насытил холст бальзамно-масляным лаком. Дал ей высохнуть, но недостаточно. Поверхность была немного липкая. Хотя по ней неприятно работать, но, по-моему, сцепление будет хорошее.

Да, забыл: до покрытия лаком нанес рисунок по клеточке и лак наносил пульверизатором, 2 – 3 раза по небольшому количеству. Михаил Михайлович сделал замечание, что имприматура неудачная, темная и слишком зеленая.

6 – 7 июня (вторник, среда).

Писал этюд небольшого размера 40 / 50 см., на белом грунте. Краски:

1. охра светлая,

2. ультрамарин,

3. кость жженая,

4. белила цинковые,

5. английская красная,

6. марс коричневый,

7. умбра жженая.

В первый день прописал весь холст светлее и холоднее, причем без красного цвета. На следующий день покрыл прозрачной краской (ЖХ золотисто-желтой и английской красной). Замечание руководителя: «В цвете неплохо. Фон слишком темный, смотрится дырой».

9 – 10 июня (пятница, суббота).

Имприматура действительно оказалась темной и зеленой, цвет очень мешает. Стараюсь закрыть имприматуру, чтобы не мешала.

12 июня (понедельник).

Писал целый день. В целом, холст выглядит темнее, чем следовало бы. На лессировку не осталось запаса тона. Надо подождать, пока высохнет и высветлить весь холст. Михаил Михайлович показал, как надо обрабатывать холст перед письмом бальзамно-масляным лаком.

Выбросил из палитры ненужные краски. Оставил только:

1. белила,

2. охра,

3. ультрамарин,

4. умбра жженая.

Кость жженую и английскую красную тоже отбросил.

13 июня (вторник).

В подвале, где мы оставляем свои работы, темно и сыро. Краски не высыхают. За 2 – 3 дня высыхают и то не полностью. Боюсь, что краски, нанесенные по плохо высохшей поверхности потемнеют.

Чтобы дать работе высохнуть, сегодня продолжал начатый этюд. Переписал все темные места в 2 – 3 раза светлее. К концу работы я обнаружил, что высветлил я ее недостаточно. (Ред. – Подчеркнуто Девятовым).

14, 15 июня (среда, четверг).

После работы в Эрмитаже я решил пописать дома автопортреты, используя технику старых мастеров. Начал два портрета. Прописал весь холст в светлых тонах, с расчетом лессировок. Смотрится неплохо. Краски: охра светлая, белила, черная, ультрамарин, сиена жженая, ван дик коричневый. Сиена жженая в разбеле дает достаточную красноту.

16 июня (пятница).

Скоблил лезвием. Обработал бальзамно-масляным лаком. Сегодня заново переписал поднятую руку, волосы и груди Магдалины. Намного высветлил. Старался подобрать колер тела и волос. Краски для тела: белила цинковые, охра, кадмий желтый светлый, а в полутонах добавлял волконскоит.

17 июня (суббота).

Перед работой скоблил. Обработал межслойным лаком (бальзамно-масляный лак), наносил кистью, протирал ладонью. Дав ей (работе) немного насытиться, удалил лезвием излишек лака и опять протер ладонью по холсту. (Ред. – Подчеркнуто Девятовым). Причем обрабатываю только те места, которые я должен сегодня писать.

Писал сегодня нижнюю руку, драпировки, кусочек фона, книгу и череп. Замечания руководителя: плохо рисую. Причина: Во-первых, из-за темноты имприматуры, после первой прописки работа у меня была очень темной. Мне надо было все заново переписать, чтобы был нужный тон (Ред. – зачеркнуто) правильно организовать весь холст в тоне. И поэтому пластическую сторону рисунка я оставлял на потом. Я не могу сразу рисовать, подбирать цвет и вместе с тем повышать в тоне. Мне нужно (Ред. – зачеркнуто) необходимо сначала проложить весь холст хотя бы правильно в тоне…

Михаил Михайлович пописал мне книгу с черепом. Очень хорошо. По такому принципу письма я буду следовать дальше.

19 июня (понедельник).

Перед работой обязательно обработал холст межслойным лаком, иначе соединение слоев красок будет непрочным, а во-вторых – помогает слитию, или как можно выразиться спаиванию мазков друг возле друга. (Ред. – Подчеркнуто Девятовым).

Писал я сегодня лицо, волосы, фон и другие места. Плохо, очень плохо. У меня есть, наверное, недостаток – «прыгать по всему холсту». И может быть это еще зависит и от того, как была начата работа. В самом начале работы я допустил большую ошибку, и я думаю здорово помучаюсь. Хотя я сегодня поработал целый день – не вижу никаких сдвигов в лучшую сторону. Перекрыл весь холст заново, и опять неудачно. И опять меня смущает больше всего – неправильный тон всего холста, особенно темные места. Они опять темные. Только сейчас я начинаю видеть в работах Тициана, что в его картинах нигде нет ни черных, ни чисто белых тонов. (Ред. – подчеркнуто Девятовым). Под тоном я подразумеваю силу светлоты или темноты краски.

Холст я забил окончательно. Не знаю, что делать.

22, 23 июня (четверг, пятница).

Вот уже два дня не хожу в Эрмитаж. Писал дома те же автопортреты.

Холст очень хорошо высох. Проскоблил весь холст лезвием, обработал межслойным лаком, лессировал. Прозрачной краской поправлял рисунок, рисовал глаз, нос, рот, волосы. Широко прокрыл фон и одежду. Попытался правильно и свежо положить блики на носу и в пуговице (Ред. – Редактор пуговицы в картине не нашел). На носу никак не удалось.

Сегодня я начал еще один холст. Но тоже миновав первую стадию (подмалевок). Сразу прописал весь холст светлее и холоднее, чем будет выглядеть в законченном виде.

С сегодняшнего дня не плохо бы начать копировать и рисунки старых мастеров. (Ред. – Подчеркнуто Девятовым).

26, 27 июня (понедельник, вторник).

Работа немного высохла и можно продолжать работать. Стараюсь не «прыгать» по всему холсту.

Поправлял рисунок. Писал пальцы, волосы. Пытался нарисовать лицо, так как после переписки я сбил весь рисунок. Работа вся опять кажется темной. Не знаю, может быть потемнела. В подвале, где храним работы, темно и сыро. Вот бы хорошо вынести на пару дней на солнышко и дать ей просохнуть достаточно хорошо! Но такой возможности нет. (Ред. – Подчеркнуто Девятовым. Масло (даже в живописном слое) в темноте желтеет и темнеет, а на свету вновь несколько осветляется).

Наверное, мне придется еще раз переписать все! Да, сегодня я попробовал лессировать книгу с черепом и нижнюю часть. Хорошо. Но получилось темнее, чем в оригинале. (Ред. – Подчеркнуто Девятовым).

29, 30 июня (четверг, пятница).

Заново переписываю работу. Очень жаль, что я вынужден переписать книгу с черепом. Очень удачный кусок. Но зато пишу уже более уверенно и привыкаю к тем цветам, которыми я пишу.

1 июля (суббота).

Перед работой, как всегда обрабатываю холст. Дописываю, стараясь точнее попасть в цвете и в тоне, и поправляя рисунок.

Конечно Тициан не мучился как я. Это естественно. У них совсем другая школа. Наша школа абсолютно не похожа на ихнюю. (Подчеркнуто и отмечено Девятовым: «ХА!») Во-первых, они не работали а ля прима. У них все было последовательно. Мазки они клали точно на нужное место. (Ред. - А ля прима - это живопись за один раз. В современной системе обучения постановки пишутся в течении многих сеансов, таким образом, назвать это живописью а ля прима нельзя. Современную систему отличает некая свобода, которой часто прикрывается просто отсутствие образования). У них, мне кажется, колера были готовы уже в начале работы и этими же колерами они заканчивали прописку. Хорошо бы и мне приготовить колера. Но их надо точно найти: для света тела, для тени и полутени тела, для фона, для бликов и так далее. Но в наших условиях копирования это очень трудно осуществить, ну, и времени мало. Да, это было бы великолепно. Мне уже не надо было бы приготовлять колер заново на палитре. Он был бы у меня уже готов в достаточном количестве и т. д. (Ред. – Отмечено Девятовым).

3, 4 июля (понедельник, вторник).

Работа потихоньку движется, но очень медленно. Времени очень мало. Единственный день, когда можно поработать – это понедельник. (Ред. – Подчеркнуто и отмечено Девятовым: «Х»). В этот день Эрмитаж не работает, посетителей нет. А мы можем целый день быть в Эрмитаже. А в остальные дни недели – не разрешили. (Ред. – В будние дни разрешается копировать только в утренние часы с 7 до 10). Так что приходится довольствоваться двумя-тремя часами. А этого очень мало.

Дома писал автопортрет. Одной жидкой краской (ван-диком) сделал подмалевок. Дал высохнуть. Приготовил колера для лица. Причем подмалевок во многих местах останется нетронутый. Например, в волосах: оставляя в полутонах подмалевок, несколькими ударами кисти прошелся по свету и тени и т. д.

12 августа (суббота).

Давно я не брался за дневник. Но весь процесс остается тем же: переписки, исправление и уточнение рисунка и т. д.

Сегодня я обнаружил, что голова Марии Магдалины не на месте, то есть сдвинута в сторону. Я не мог оставлять в таком виде. Хотя до конца копии остается всего два дня, я рискнул сдвинуть голову (на палец). (Ред. – Подчеркнуто Девятовым).

Небо я подготавливал серой краской (серым цветом). Оно достаточно высохло. Сегодня я обработал поверхность межслойным лаком и протер голубым цветом.

14, 15 августа (понедельник, вторник).

Так как я пишу, последние дни я перешел на лессировки, хотя лессировать еще рано, на стадии прописки следовало бы поработать еще дней 15 – 20. (Ред. – Подчеркнуто Девятовым). После предварительной обработки поверхности, прозрачным слоем наносил краски, то кистью, то пальцем. Краски:

1. золотисто-желтая ЖХ,

2. ван-дик коричневый,

3. марс желтый прозрачный,

4. английская и охра красная,

5. волконскоит.

Затем старался точно и свежо, красиво ложить блики, свет на драпировках. Работу я не закончил. Над ней еще работать и работать. Во второй раз я бы взял новый холст и написал бы совсем по-другому. (Ред. – Подчеркнуто Девятовым).

***

Студент III курса живописного факультета - student2.ru
Тициан (Тициано Вечеллио), (между 1485 и 1490 - 1576). Венецианская школа. «Даная». Италия. Около 1554 г. холст, масло. 120x187 см.

1977 год (1 июня – 29 июля)

Ленинград

Наши рекомендации