Организация проектной деятельности
Проекты, в которых участвуют мои ученики, отличаются друг от друга:
· результатом:
— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты и т. д.);
—мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, интеллектуально-познавательные игры и т. д.);
· числом детей:
— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия объединяются в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка и т. д.);
· продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
· числом этапов
· соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
· необходимостью привлечения взрослых.
Начинаю обучение учащихся проектной деятельности с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических умений, информационно-поисковых умений.
Например, формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект с разных сторон.
«...Дойдя до речки, мы увидели на берегу следы костра, пустые банки и пластиковые бутылки».
Задание: Продолжить рассказ, представив себя в роли:
· мальчика, гуляющего вдоль речки с друзьями;
· эколога;
· главы местного самоуправления;
· галки, сидящей на дереве и т.д.
Не всегда дети могут увидеть проблему. Это самый сложный этап работы. Решению этой задачи помогают следующие упражнения: «Назовите как можно больше признаков предмета»; «Сколько значений у предмета»; «Посмотри на мир чужими глазами»; «Составь рассказ, используя данную концовку» и др.
· Детям предлагается прослушать начало рассказа, например: «Утром небо покрылось тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...». Дается задание придумать продолжение, но сделать это необходимо несколькими способами. Возможные варианты: «Представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, ворона, сидящая на дереве и т.д.»
· Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним) и др. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни.
· Составь рассказ, используя данную концовку: «...Нам так и не удалось найти свой автомобиль», «...Собака стремительно подбежала к Диме и попыталась лизнуть его прямо в лицо», «...и котенок мирно заснул на руках у Маши», «...Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски».
В 1-ом классе более приемлемы проекты прикладного характера, когда ребенок (чаще с помощью взрослых) своими руками создает что-то новое: поделки, рисунки, аппликации. На начальном этапе мы с детьми договариваемся о видах деятельности.
- Что вы хотите делать?
- Что вы умеете делать?
- Что мы еще можем сделать?
- Что в результате у нас получится?
На начальном этапе организации проектной деятельности (1-2 класс) этого достаточно, так как учащиеся выполняли посильные творческие работы без методического паспорта проекта, в основном применяя практические навыки, приобретенные на уроках трудового обучения. Вся собранная детьми информация, в большей степени образная, чем текстовая. По предмету «Окружающий мир» дети выполняют следующие проекты: «Мой режим дня», «Моя будущая профессия», «Животные моего края», оформляли фотовыставку «Кошка в нашем доме», составляли альбомы «Семейные традиции», «Моя родословная», «Небесные тела», «Третья планета от солнца» и другие.
На вводном уроке я знакомлю детей с основными темами раздела, их содержанием, вместе с детьми формирую проблемы по рассматриваемым вопросам. Определяются примерные темы проектов. Сама управляю процессом, указываю источники информации, даю краткий инструктаж по содержанию работ. Так как у младших школьников ведущей остается игровая деятельность, поэтому данный урок провожу в игровой форме (путешествие, аукцион и др.) Урок презентация проводится в конце изучения темы. Он завершает, подводит итоги работы над учебными проектами. Учащиеся защищают свой продукт, рассказывают о ходе работы над ним, представляя итоговый результат.
Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполняемый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научиться.
Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер. Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. Использую различные варианты формирования групп школьников: группа по желанию, «случайная» группа, группа, сформированная лидером (капитаном, командиром), группа, сформированная мною в соответствии с поставленными целями, а также по теме работы или по уровню сложности задания. Я учу детей работать в группе. Для того чтобы эта работа была плодотворной, в первую очередь, учу детей правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника. Кроме этого вырабатываем и фиксируем совместно с детьми правила работы в группе (говори вполголоса, один говорит – другие слушают, не перебивай выступающего). Итак, группа сформирована, между детьми распределяются роли:
• организатор— отвечает за работу группы в целом;
• докладчик— выступает перед классом с готовым решением группы;
• секретарь— записывает высказанные идеи и решения;
• критик— высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;
• контролер— проверяет, все ли поняли принятое решение.
Следующий этап, это где можно найти необходимую информацию?
1. Понаблюдать
2. Прочитать в книге
3. Найти в Интернете
4. Провести исследование
5. Спросить у взрослых
Отчет групп о проделанной работе.
1. Расскажите, какое задание выполняла группа.
2. Что вы предприняли для выполнения задания.
3. Представьте результат своей работы.
4. Оцените работу своей группы.
На каждый проект составляется карточка - отчет.
• Фамилия, имя
• Тема проекта
• Почему я начал работу над проектом?
• Какой продукт я хочу получить?
• Какой продукт я получил в результате работы над проектом?
• Что нового я узнал, чему научился?
Мои впечатления от работы над проектом.
Примеры проектных задач, которые, по мнению автора УМК, помогут освоить учебный материал и более глубоко проникнуть в тайны природы:
Класс | Тема | Характеристика деятельности ученика | ||
1 класс | Кошка в нашем доме | Проектное задание: составить фоторассказ (или сочинить вымышленную историю, сказку) о своей кошке или другом домашнем питомце, оформить его на страницах рабочей тетради | ||
Природа в городе | Проектное задание: составить подборку фотографий или выполнить рисунок на тему «Природа в городе» оформить их на страницах рабочей тетради | |||
2 класс | Сутки и неделя | Проектное задание: составить фото рассказ о своей жизни за неделю | ||
Экологический календарь | Проектное задание: составить фото рассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе | |||
Экологический календарь | Проектное задание: составить фото рассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе | |||
Охрана природы зимой | Проектное задание: (выполняется с участием взрослых): организовать в классе выставку предметов зимней одежды народов своего края; составить фото рассказ о зимней прогулке | |||
3 класс | Транспорт | Проектное задание (проект): разработать предложения об использовании общественного транспорта в просветительских целях | ||
Мир растений | Проектное задание (проект): готовить фоторассказ о мире растений (в том числе родного края), выражать своё отношение к нему. Кратко характеризовать растения родного края на основе наблюдений | |||
Мир животных | Проектное задание (проект): готовить фоторассказ о мире животных (в том числе родного края), выражать своё отношение к нему. Кратко характеризовать животных родного края на основе наблюдений | |||
Водоём – дом из воды | Проектное задание (проект): вместе со взрослыми наблюдать за жизнью природных сообществ родного края, готовить фоторассказ о своих наблюдениях, выражать своё отношение к миру природы | |||
Охрана природы в культуре народов России и мира | Проектное задание (проект): вместе со взрослыми посетить одно из мест, связанных с охраной природы родного края (ботанический сад, зоопарк, национальный парк и др.), подготовить фоторассказ о своих наблюдениях | |||
4 класс | Мы – граждане единого Отечества | Продолжение воображаемых путешествий в регионы РФ. Оформление «Альбома путешествий» и выставки «Гербы, флаги и столицы субъектов Российской Федерации». Организация конкурса видеопрезентаций «Красота природы моего Отечества» | ||
По родным просторам | Проведение конференции на тему «Как решить экологические проблемы края» Составление «Альбома путешествий» | |||
Путешествие по реке времени | Организация поисково – исследовательской работы по истории и культуре своего края. Рек, озёр в его окрестностях, народные исторические предания об основателях и первых жителях. Составление Календаря памятных дат нашего Отечества | |||
Мы строим будущее России | Проведение конкурса проектов «Я строю будущее России» | |||
·
При работе над любым проектом я обязательно обращаю внимание детей на основную идею проектного замысла: Что? Зачем? Для кого? Очень важно, чтобы дети в процессе проектной деятельности всегда помнили: кто и для чего будет использовать в дальнейшем созданный ими продукт (практическая или социальная значимость проекта).
Обязательно проговариваем планы на будущее. Что вы планируете делать дальше (закончить работу по данному проекту, повернуть её в другом направлении, продолжить разработку). Поэтому многие наши проекты постепенно перетекают в новые.
На последнем этапе проектной деятельности проводится рефлексия. Анализируется деятельность детей, выявляются недостатки, положительные стороны, подводятся итоги, награждаются победители. Провожу анкетирование обучающихся, которое позволяет провести рефлексию и самоанализ. Ребята отмечают положительные и отрицательные стороны проделанной работы.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой - обеспечить усвоение необходимых знаний.
На примере нескольких проектов покажу, как я организую деятельность учащихся на каждом этапе.
I этапом работы над проектом является - мотивационный этап.
Постановка учебной задачи. Содержание работы на данном этапе - это создание учебной ситуации на основе проблемы, интересного факта, значимых событий.
Так, при работе над проектом «Разведка осенних примет» (2 класс, тема: «Как разные животные готовятся к зиме»), задачей которого было: расширить представления детей о признаках осени и изменениях в живой и неживой природе, дети получили письмо от Зайцев.
«Здравствуйте дорогие ребята!
На Заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одна половина поляны считает, что пора, а другие зайцы говорят, что рано. Одни кричат, что осень уже наступила, а другие думают, что осень только собирается в наши края.
Мы не знаем, что делать.
Подскажите нам, пожалуйста!
Зайцы»
В связи с возникшей проблемой работа делится на 2 этапа:
I этап работы – «Копилка народной мудрости»(сбор информации о приметах осени, пословиц, поговорок и стихов).
II этап работы – «Разведка местности»(изменения в живой и неживой природе).
При изучении темы «Весеннее пробуждение растений» (2 класс) дети с большим энтузиазмом выполняли исследовательскую работу «Цветы для мамы», цель которой – вырастить самостоятельно в подарок цветы к Международному женскому дню, предварительно выявив условия, необходимые для цветения.
На подготовительном этапе необходимо было сформировать интерес к данной теме. Посетив цветочный магазин, и опираясь на свой небогатый жизненный опыт, ребята приходят к заключению, что можно создать условия для выгонки луковичных в комнатных условиях, то есть, выделяют гипотезу будущего исследования. Затем они определяют для себя план действий (ставят задачи), где, кроме приобретения луковиц, цветочных горшков и земляных смесей, выделяется время для изучения литературных источников.
Засев за книги, школьники детально изучают объект исследования, выбирают луковицы таких растений, для которых они смогут создать необходимые температурные условия и условия освещения, решают, каким образом будут определять потребность растений в поливе, как часто обмерять листья и делать записи в дневниках наблюдений. Вся эта методика исследования описывается в детских работах. Дети собирали материал и изучали его по подтемам, их предлагали учащиеся в ходе работы над проектом.
Подтемы:
1. Из истории тюльпанов. (Выяснить историю тюльпанов)
2. Желтый, черный, голубой – выбирай тюльпан любой (узнать строение, виды, классификацию. Выбор сортов для посадки).
3. Выгонка тюльпанов. (Опыт выращивания к определённому сроку, особенности выращивания в зимних условиях.)
4. По станицам Красной книги. (Узнать, занесен ли тюльпан в Красную книгу? Проблема охраны природы.)
5. Литературная страница. (Найти легенды, стихи, сказки, пословицы и поговорки, самим сочинить сказку, стихотворение.)
6. Цветочный этикет. (Выяснить, как правильно дарить цветы).
При изучении темы«Старинные весенние праздники» детям была предложена работа проект «Что такое Масленица». Основополагающий вопрос, которой звучал так: «Зачем изучать прошлое?»
1 группе найти ответы на следующие вопросы:
• Что такое Масленица?
• Как понимаете значение пословицы «Не всё коту Масленица…»?
• Какие ещё пословицы, поговорки и приметы о Масленице вы знаете?
Выполнить следующие творческие задания:
• *Собрать коллекцию песен и частушек о Масленице,
2 группе: провести исследования по данным вопросам:
• Правда ли, что Масленица в старину была встречей весны?
• Какие старинные традиции и обряды были на Масленицу?
• Что означал обряд сжигания Чучела?
Результаты, которых оформите в виде презентации.
А также, выполните творческое задание: изготовьте Чучело Масленицы
3 группе: собрать информацию по следующим вопросам:
• Что символизирует блин?
• Какие секреты старинных рецептов блинов были у хозяек?
Создать информационный буклет.
Выполнить творческое задание: провести конкурс на лучший рецепт блинов.
4 группе: провести поисковую работу по следующим вопросам:
• Какие развлечения были на Масленице?
• Почему Масленицу любят праздновать и в наши дни?
• Кроме того вам предстоит выполнить ряд творческих заданий:
• Организовать выставку рисунков;
• * уличные игры и состязания на Масленицу
• *сделать фоторепортаж с праздника Масленицы.
При изучении темы «Мир растений» (3 класс) проектное задание было: готовить фоторассказ о мире растений. Для наблюдений мы выбрали овощную культуру – огурец. Дети задумались, легко ли вырастить огурцы зимой на подоконнике. Выдвинули гипотезу: если при выращивании огурцов в комнатных условиях использовать определенные семена, соблюдать правила посадки и уход за растением, создать благоприятные условия для выращивания овощной культуры, то можно получить экологически чистый урожай огурцов.
Мы решили посадить огурцы в классе на подоконнике. Работая над данным проектом, нами был намечен следующий план работы:
· выяснить, откуда родом огурец и его полезные свойства;
· собрать информацию по условиям выращивания огурцов;
· посадить огурцы и провести свои собственные наблюдения за их ростом.
Задачи проекта: расширение знаний учащихся о многообразии овощей, изучение условий выращивания огурцов в тепличных условиях, формирование навыков наблюдения и экспериментирования в процессе поисково – познавательной деятельности.