Организация проектной деятельности

Проекты, в которых участвуют мои ученики, отличаются друг от друга:

· результатом:

— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты и т. д.);

—мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, интеллектуально-познавательные игры и т. д.);

· числом детей:

— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия объединяются в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка и т. д.);

· продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

· числом этапов

· соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

· необходимостью привлечения взрослых.

Начинаю обучение учащихся проектной деятельности с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических умений, информационно-поисковых умений.

Например, формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект с разных сторон.

«...Дойдя до речки, мы увидели на берегу следы костра, пустые банки и пластиковые бутылки».

Задание: Продолжить рассказ, представив себя в роли:

· мальчика, гуляющего вдоль речки с друзьями;

· эколога;

· главы местного самоуправления;

· галки, сидящей на дереве и т.д.

Не всегда дети могут увидеть проблему. Это самый сложный этап работы. Решению этой задачи помогают следующие упражнения: «Назовите как можно больше признаков предмета»; «Сколько значений у предмета»; «Посмотри на мир чужими глазами»; «Составь рассказ, используя данную концовку» и др.

· Детям предлагается прослушать начало рассказа, например: «Утром небо покрылось тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...». Дается задание придумать продолжение, но сделать это необходимо несколькими способами. Возможные варианты: «Представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, ворона, сидящая на дереве и т.д.»

· Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним) и др. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни.

· Составь рассказ, используя данную концовку: «...Нам так и не удалось найти свой автомобиль», «...Собака стремительно подбежала к Диме и попыталась лизнуть его прямо в лицо», «...и котенок мирно заснул на руках у Маши», «...Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски».

В 1-ом классе более приемлемы проекты прикладного характера, когда ребенок (чаще с помощью взрослых) своими руками создает что-то новое: поделки, рисунки, аппликации. На начальном этапе мы с детьми договариваемся о видах деятельности.

- Что вы хотите делать?

- Что вы умеете делать?

- Что мы еще можем сделать?

- Что в результате у нас получится?

На начальном этапе организации проектной деятельности (1-2 класс) этого достаточно, так как учащиеся выполняли посильные творческие работы без методического паспорта проекта, в основном применяя практические навыки, приобретенные на уроках трудового обучения. Вся собранная детьми информация, в большей степени образная, чем текстовая. По предмету «Окружающий мир» дети выполняют следующие проекты: «Мой режим дня», «Моя будущая профессия», «Животные моего края», оформляли фотовыставку «Кошка в нашем доме», составляли альбомы «Семейные традиции», «Моя родословная», «Небесные тела», «Третья планета от солнца» и другие.

На вводном уроке я знакомлю детей с основными темами раздела, их содержанием, вместе с детьми формирую проблемы по рассматриваемым вопросам. Определяются примерные темы проектов. Сама управляю процессом, указываю источники информации, даю краткий инструктаж по содержанию работ. Так как у младших школьников ведущей остается игровая деятельность, поэтому данный урок провожу в игровой форме (путешествие, аукцион и др.) Урок презентация проводится в конце изучения темы. Он завершает, подводит итоги работы над учебными проектами. Учащиеся защищают свой продукт, рассказывают о ходе работы над ним, представляя итоговый результат.

Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполняемый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научиться.

Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер. Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. Использую различные варианты формирования групп школьников: группа по желанию, «случайная» группа, группа, сформированная лидером (капитаном, командиром), группа, сформированная мною в соответствии с поставленными целями, а также по теме работы или по уровню сложности задания. Я учу детей работать в группе. Для того чтобы эта работа была плодотворной, в первую очередь, учу детей правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника. Кроме этого вырабатываем и фиксируем совместно с детьми правила работы в группе (говори вполголоса, один говорит – другие слушают, не перебивай выступающего). Итак, группа сформирована, между детьми распределяются роли:

• организатор— отвечает за работу группы в целом;

• докладчик— выступает перед классом с готовым решением группы;

• секретарь— записывает высказанные идеи и решения;

• критик— высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;

• контролер— проверяет, все ли поняли принятое решение.
Следующий этап, это где можно найти необходимую информацию?

1. Понаблюдать

2. Прочитать в книге

3. Найти в Интернете

4. Провести исследование

5. Спросить у взрослых
Отчет групп о проделанной работе.
1. Расскажите, какое задание выполняла группа.

2. Что вы предприняли для выполнения задания.

3. Представьте результат своей работы.

4. Оцените работу своей группы.

На каждый проект составляется карточка - отчет.

• Фамилия, имя

• Тема проекта

• Почему я начал работу над проектом?

• Какой продукт я хочу получить?

• Какой продукт я получил в результате работы над проектом?

• Что нового я узнал, чему научился?
Мои впечатления от работы над проектом.

Примеры проектных задач, которые, по мнению автора УМК, помогут освоить учебный материал и более глубоко проникнуть в тайны природы:

Класс Тема Характеристика деятельности ученика
1 класс Кошка в нашем доме Проектное задание: составить фоторассказ (или сочинить вымышленную историю, сказку) о своей кошке или другом домашнем питомце, оформить его на страницах рабочей тетради
Природа в городе Проектное задание: составить подборку фотографий или выполнить рисунок на тему «Природа в городе» оформить их на страницах рабочей тетради
2 класс Сутки и неделя Проектное задание: составить фото рассказ о своей жизни за неделю
Экологический календарь Проектное задание: составить фото рассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе
  Экологический календарь Проектное задание: составить фото рассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе
Охрана природы зимой Проектное задание: (выполняется с участием взрослых): организовать в классе выставку предметов зимней одежды народов своего края; составить фото рассказ о зимней прогулке
3 класс Транспорт Проектное задание (проект): разработать предложения об использовании общественного транспорта в просветительских целях
Мир растений Проектное задание (проект): готовить фоторассказ о мире растений (в том числе родного края), выражать своё отношение к нему. Кратко характеризовать растения родного края на основе наблюдений
Мир животных Проектное задание (проект): готовить фоторассказ о мире животных (в том числе родного края), выражать своё отношение к нему. Кратко характеризовать животных родного края на основе наблюдений
Водоём – дом из воды Проектное задание (проект): вместе со взрослыми наблюдать за жизнью природных сообществ родного края, готовить фоторассказ о своих наблюдениях, выражать своё отношение к миру природы
Охрана природы в культуре народов России и мира Проектное задание (проект): вместе со взрослыми посетить одно из мест, связанных с охраной природы родного края (ботанический сад, зоопарк, национальный парк и др.), подготовить фоторассказ о своих наблюдениях
4 класс Мы – граждане единого Отечества Продолжение воображаемых путешествий в регионы РФ. Оформление «Альбома путешествий» и выставки «Гербы, флаги и столицы субъектов Российской Федерации». Организация конкурса видеопрезентаций «Красота природы моего Отечества»
По родным просторам Проведение конференции на тему «Как решить экологические проблемы края» Составление «Альбома путешествий»
Путешествие по реке времени Организация поисково – исследовательской работы по истории и культуре своего края. Рек, озёр в его окрестностях, народные исторические предания об основателях и первых жителях. Составление Календаря памятных дат нашего Отечества
Мы строим будущее России Проведение конкурса проектов «Я строю будущее России»
         

·

При работе над любым проектом я обязательно обращаю внимание детей на основную идею проектного замысла: Что? Зачем? Для кого? Очень важно, чтобы дети в процессе проектной деятельности всегда помнили: кто и для чего будет использовать в дальнейшем созданный ими продукт (практическая или социальная значимость проекта).

Обязательно проговариваем планы на будущее. Что вы планируете делать дальше (закончить работу по данному проекту, повернуть её в другом направлении, продолжить разработку). Поэтому многие наши проекты постепенно перетекают в новые.

На последнем этапе проектной деятельности проводится рефлексия. Анализируется деятельность детей, выявляются недостатки, положительные стороны, подводятся итоги, награждаются победители. Провожу анкетирование обучающихся, которое позволяет провести рефлексию и самоанализ. Ребята отмечают положительные и отрицательные стороны проделанной работы.

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой - обеспечить усвоение необходимых знаний.

На примере нескольких проектов покажу, как я организую деятельность учащихся на каждом этапе.

I этапом работы над проектом является - мотивационный этап.

Постановка учебной задачи. Содержание работы на данном этапе - это создание учебной ситуации на основе проблемы, интересного факта, значимых событий.

Так, при работе над проектом «Разведка осенних примет» (2 класс, тема: «Как разные животные готовятся к зиме»), задачей которого было: расширить представления детей о признаках осени и изменениях в живой и неживой природе, дети получили письмо от Зайцев.

«Здравствуйте дорогие ребята!

На Заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одна половина поляны считает, что пора, а другие зайцы говорят, что рано. Одни кричат, что осень уже наступила, а другие думают, что осень только собирается в наши края.

Мы не знаем, что делать.

Подскажите нам, пожалуйста!

Зайцы»

В связи с возникшей проблемой работа делится на 2 этапа:

I этап работы – «Копилка народной мудрости»(сбор информации о приметах осени, пословиц, поговорок и стихов).

II этап работы – «Разведка местности»(изменения в живой и неживой природе).

При изучении темы «Весеннее пробуждение растений» (2 класс) дети с большим энтузиазмом выполняли исследовательскую работу «Цветы для мамы», цель которой – вырастить самостоятельно в подарок цветы к Международному женскому дню, предварительно выявив условия, необходимые для цветения.

На подготовительном этапе необходимо было сформировать интерес к данной теме. Посетив цветочный магазин, и опираясь на свой небогатый жизненный опыт, ребята приходят к заключению, что можно создать условия для выгонки луковичных в комнатных условиях, то есть, выделяют гипотезу будущего исследования. Затем они определяют для себя план действий (ставят задачи), где, кроме приобретения луковиц, цветочных горшков и земляных смесей, выделяется время для изучения литературных источников.

Засев за книги, школьники детально изучают объект исследования, выбирают луковицы таких растений, для которых они смогут создать необходимые температурные условия и условия освещения, решают, каким образом будут определять потребность растений в поливе, как часто обмерять листья и делать записи в дневниках наблюдений. Вся эта методика исследования описывается в детских работах. Дети собирали материал и изучали его по подтемам, их предлагали учащиеся в ходе работы над проектом.

Подтемы:

1. Из истории тюльпанов. (Выяснить историю тюльпанов)

2. Желтый, черный, голубой – выбирай тюльпан любой (узнать строение, виды, классификацию. Выбор сортов для посадки).

3. Выгонка тюльпанов. (Опыт выращивания к определённому сроку, особенности выращивания в зимних условиях.)

4. По станицам Красной книги. (Узнать, занесен ли тюльпан в Красную книгу? Проблема охраны природы.)

5. Литературная страница. (Найти легенды, стихи, сказки, пословицы и поговорки, самим сочинить сказку, стихотворение.)

6. Цветочный этикет. (Выяснить, как правильно дарить цветы).

При изучении темы«Старинные весенние праздники» детям была предложена работа проект «Что такое Масленица». Основополагающий вопрос, которой звучал так: «Зачем изучать прошлое?»

1 группе найти ответы на следующие вопросы:

• Что такое Масленица?

• Как понимаете значение пословицы «Не всё коту Масленица…»?

• Какие ещё пословицы, поговорки и приметы о Масленице вы знаете?

Выполнить следующие творческие задания:

• *Собрать коллекцию песен и частушек о Масленице,

2 группе: провести исследования по данным вопросам:

• Правда ли, что Масленица в старину была встречей весны?

• Какие старинные традиции и обряды были на Масленицу?

• Что означал обряд сжигания Чучела?

Результаты, которых оформите в виде презентации.

А также, выполните творческое задание: изготовьте Чучело Масленицы

3 группе: собрать информацию по следующим вопросам:

• Что символизирует блин?

• Какие секреты старинных рецептов блинов были у хозяек?

Создать информационный буклет.

Выполнить творческое задание: провести конкурс на лучший рецепт блинов.

4 группе: провести поисковую работу по следующим вопросам:

• Какие развлечения были на Масленице?

• Почему Масленицу любят праздновать и в наши дни?

• Кроме того вам предстоит выполнить ряд творческих заданий:

• Организовать выставку рисунков;

• * уличные игры и состязания на Масленицу

• *сделать фоторепортаж с праздника Масленицы.

При изучении темы «Мир растений» (3 класс) проектное задание было: готовить фоторассказ о мире растений. Для наблюдений мы выбрали овощную культуру – огурец. Дети задумались, легко ли вырастить огурцы зимой на подоконнике. Выдвинули гипотезу: если при выращивании огурцов в комнатных условиях использовать определенные семена, соблюдать правила посадки и уход за растением, создать благоприятные условия для выращивания овощной культуры, то можно получить экологически чистый урожай огурцов.

Мы решили посадить огурцы в классе на подоконнике. Работая над данным проектом, нами был намечен следующий план работы:

· выяснить, откуда родом огурец и его полезные свойства;

· собрать информацию по условиям выращивания огурцов;

· посадить огурцы и провести свои собственные наблюдения за их ростом.

Задачи проекта: расширение знаний учащихся о многообразии овощей, изучение условий выращивания огурцов в тепличных условиях, формирование навыков наблюдения и экспериментирования в процессе поисково – познавательной деятельности.

Наши рекомендации