Метод в самой широкой трактовке — это способ достижения цели, т. е. совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели
Целостный подход к методам обучения состоит в том, что они должны отражать основные структурные компоненты деятельности. Достижение поставленных целей возможно, если деятельность педагогов и учащихся будет определенным образом организована, мотивирована и подкреплена соответствующими стимулирующими влияниями, если с помощью контроля и самоконтроля, выявляющих степень приближения к цели, будут вноситься необходимые коррективы организацию деятельности и, наконец, если будут созданы благоприятные условия для ее осуществления.
В соответствии с этим можно выделить три группы методов:
• методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности;
• методы стимулирования и мотивации учения;
• методы контроля и самоконтроля эффективности обучения (Ю.К. Бабанский).
Выделение такой группы методов обучения превращает стимулирование и мотивацию (понимаемую как внутренний аспект, а не внешний) в органическую часть структуры учебного процесса. При этом просматривается и воспитывающее влияние методов, так как речь идет о формировании общественно ценных мотивов.
Методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности отражают следующие основные аспекты структуры познания:
• перцептивный (чувственное восприятие), что соответствует полисенсорному подходу к процессу обучения детей с нарушениями слуха;
• логический — индуктивные и дедуктивные методы, отражающие логику изложения учебного материала учителем и восприятия его учеником;
• гностический характер познавательной деятельности — объяснительно-репродуктивные и информационно-поисковые (частично-поисковые, исследовательские) методы и др.;
• кибернетический — методы управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью, которые предполагают непосредственное и опосредованное управление и соответственно частичное или полное самоуправление учением.
Комплексный подход к характеристике методов обеспечивает единство рационального и чувственного, конкретного и абстрактного, исторического и логического в познавательной деятельности учащихся с нарушениями слуха. Между выделенными методами организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности существуют взаимосвязи как между компонентами целого. Сурдопедагог должен иметь в виду эти подходы при выборе конкретного метода обучения, так как при изучении определенного элемента содержания темы он избирает индуктивную или дедуктивную логику его раскрытия, а также тип деятельности — репродуктивную или поисковую, необходимые виды перцепции и меры управления учением. Таким образом, выделенные подходы, применяемые в разной последовательности, взаимодополняют друг друга. Понимание этого обстоятельства все чаще проявляется в стремлении применить бинарные и многосторонние подходы к классификации методов.
В группе методов стимулирования и мотивации учения можно выделить формирование (самоформирование) познавательных интересов и формирование (самоформирование) долга и ответственности в учении.
К методам контроля и самоконтроля эффективности обучения можно отнести: устный, письменный и лабораторный, программированный и непрограммированный, машинный и безмашинный контроль и самоконтроль.
Все методы обучения состоят, в свою очередь, из разнообразных приемов. Например, метод беседы состоит из приемов постановки вопросов, анализа ответов учеников, комментирования и корректировки их, подведения учащихся к выводам и др.
Важным методологическим положением проблемы методов обучения Ю.К. Бабанский считает необходимость их классификации по доминирующему признаку, так как все названные методы взаимосвязаны, проникают друг в друга и вычленение их является условным. Принцип доминанты оправдывает деление методов на перцептивные, логические и др. Кроме того, выделение словесных, наглядных и практических методов нельзя считать обоснованным лишь только во внешнем плане. Оно обосновано и внутренне, так теоретическое мышление протекает в предметно-действенной, наглядно-образной и словесно-знаковой формах.
Процесс совершенствования методов обучения в современной специальной школе I и II вида происходит не в одном каком-то направлении, а во всех аспектах, которые положены в основу той или иной классификации.
В последние годы значительно возросла роль технических средств обучения, поставивших на новую основу и словесные, и наглядные, и практические методы обучения (внедрение звукопроизводящих устройств, видеозаписи, телевидения, машин-репетиторов, автотренажеров, компьютеров и др.)-
В логическом аспекте методов обучения в сурдопедагогике изучаются пути более эффективного использования дедуктивных приемов, теоретических обобщений в обучении.
В гностическом аспекте изучаются пути более широкого использования информационно-поисковых методов обучения благодаря внедрению проблемного обучения, способов поэтапного формирования умственных действий, способов развития обучаемости школьников, способов укрупнения единиц при усвоении знаний, приемов выделения главного, существенного в изучаемом материале.
В кибернетическом аспекте исследуются возможности более эффективного управления познавательной деятельностью в системе программированного обучения, формирования у учащихся навыков и умений учебного труда (О.И. Кукушкина, СВ. Сацевич и др.).
Большим достижением современной дидактики является разработка методов стимулирования и мотивации учения.
Совершенствование методов контроля и самоконтроля идет по пути внедрения элементов программирования, технических средств, включая машины-экзаменаторы.
При одновременном совершенствовании всех методов обучения в тот или иной период работы специальной школы внимание уделяется развитию некоторых из них. Так, в связи с необходимостью усиления развивающего влияния обучения широко применяются поисковые подходы. Перед школой стоит задача — внедрять новые эффективные методы обучения, формировать у школьников умения самостоятельно ориентироваться в потоке научной информации.
Особое значение приобретает развитие методов самоуправления учением, методов самостоятельной учебной деятельности школьников по овладению знаниями, по формированию у них умения выделять главное, существенное в изучаемом, по развитию у них самостоятельности как качества личности и пр.
Для оптимального построения учебного процесса необходимо применить такую процедуру выбора методов, в которой взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся представала бы в полноте и многосторонности, отражая все богатство накопленных дидактикой методов и приемов обучения, открывая простор для внедрения новых вариантов их, а не сводилась бы к использованию одних методов в ущерб другим, без которых невозможно обеспечить всестороннее и гармоническое развитие личности, о чем писал в свое время С.А. Зыков (1968), анализируя процесс обучения глухих школьников.
Методы обладают компенсаторными возможностями: одной и той же дидактической цели можно достичь различными сочетаниями методов обучения, поэтому при их выборе надо уметь видеть диалектическое сочетание определенности и вариативности, не принимая жестко однозначные решения, а допуская определенную степень подвижности и вариативности.
Чтобы осознанно избирать наиболее рациональные для урока методы обучения, надо знать, какие учебные задачи особенно успешно решаются теми или иными методами. Для этого сурдопедагог может воспользоваться предлагаемой Ю.К. Бабанским схемой сравнительной эффективности методов обучения. (табл. 3)
Сравниваются не все методы обучения, а только те, которые входят в одну и ту уже группу по соответствующей классификации (отделены на схеме горизонтальными линиями).
Если сурдопедагогу известны основные образовательные задачи урока, то, пользуясь этой схемой, он может выбрать для каждого этапа урока наиболее рациональный комплекс методов организации учебно-познавательной деятельности, так как всегда в один и тот же момент применяется несколько конкретных методов.
Таблица 3