Какие существуют трудности в использовании различных методов при изучении педагогики?
Лекция 3
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Методы педагогического исследования – это способы сбора информации о педагогических фактах, а также анализа теоретических понятий, способы решения научно-исследовательских задач.
Методы педагогического исследования – это способы, пути изучения эффективности учебно-воспитательного процесса. С их помощью педагог получает новые возможности для повышения эффективности своей деятельности. При этом нужно отметить, что ни один метод не может дать исчерпывающего объяснения какому-либо педагогическому явлению. Каждый метод имеет границы своего применения.
Какие существуют трудности в использовании различных методов при изучении педагогики?
С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. Поэтому так сильна зависимость темпов и уровня развития науки от применяемых в ней методов исследования.
Методологическая платформа исследования педагогической действительности — теория познания (гносеология). Общий метод научного познания выполняет направляющую функцию.
Методы научного исследования всегда тесно связаны с объектами познания. Каждая наука должна разрабатывать и использовать свои собственные методы, отражающие особенности изучаемых явлений.
Характерная черта педагогических процессов — неоднозначность их протекания. Результаты обучения, образования, воспитания, развития зависят от одновременного воздействия очень многих причин. Неоднозначный характер педагогических процессов ограничивает возможности применения известных в науке методов исследования, вынуждает педагогов прибегать к различным ухищрениям для извлечения правдивой информации.
Педагогические процессы характерны своей неповторимостью. Вот почему «чистый» эксперимент в педагогике невозможен, как бы тщательно он ни был подготовлен и проведен. Учитывая это обстоятельство, педагоги формулируют свои выводы корректно и осторожно, понимая относительность условий, в которых они были получены.
В педагогических процессах участвуют люди всех возрастов начиная с грудных младенцев. Педагогические исследования должны быть спланированы, организованы, проведены так, чтобы не нанести ни малейшего вреда здоровью и развитию испытуемых. Эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены.
Компенсировать переменчивость педагогических процессов и получить объективные выводы при их изучении можно только одним способом — многократно увеличив число наблюдений. Выводы должны формироваться не иначе как в усредненной, обобщенной форме.
Конечная цель любого педагогического исследования — выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т.е. установление закономерности.
При использовании методов исследования исследователь должен опираться на определенные принципы.
Принципы психолого-педагогического исследования:
Принцип гуманизма и педагогического оптимизма выливается в требование «Не навреди!». Любое исследование должно помочь развитию личности, а не тормозить его. Нужно верить в будущее человека. Результат предполагает не только установление наличного уровня развития, но и выявление его резервов.
Принцип объективности и научности предполагает, что психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях возрастной психологии.
Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что исследуются не отдельно взятые параметры, а прослеживаются все стороны развития, чтобы не только контролировать, но и прогнозировать его ход, ставить педагогические задачи.
Принцип детерминизма означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым комплексом причин. Важно понять причинно-следственные связи в становлении тех или иных психических особенностей.
Принцип развития психики сознания и деятельности предполагает, что все психические особенности человека находятся в становлении и основным условием их развития является та или иная деятельность. При этом деятельность – не только одно из условий развития психики, но и один из путей ее изучения.
Принцип единства сознания и деятельности означает взаимосвязь и взаимовлияние сознания и деятельности. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно через деятельность человека.
Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого человека своеобразно и неповторимо.