Воспитание в первобытном обществе. Зарождение организованных форм воспитания.
Категория воспитания – одна из основных в педагогике. Обращение к проблеме происхождения воспитания не только обусловлено логикой научного знания, но и помогает представить и понять историческую сущность воспитания как важнейшей составляющей социокультурного развития человека и общества.
Исторически сложились различные концепции генезиса воспитания.
1. Эволюционно-биологическая (Ш.Летурно,А.Эспинас): происхождение воспитательной деятельности людей первобытного общества объясняется присущей взрослым особям животного мира инстинктивной заботой о своём потомстве.
2. Психологическая теория (Пол Монро): происхождение воспитания связано с проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. В соответствии с его концепцией первобытное воспитание предстаёт как «непрогрессирующее приспособление» человека к среде (Педагогическая энциклопедия. – С. 590).
3. Социокультурная теория (современные исследователи Н.П. Дубинин, Л.С. Васильев, Г.Б. Корнетов): происхождение воспитания человека обусловлено:
- наличием социальной формы движения материи,
-самого человека с необходимыми природными задатками и способностями,
- состоянием культуры, в которой зафиксирован общественный опыт,
- системой общественных отношений, включаясь в которые, дети становятся субъектами воспитательного воздействия.
Рассматривая категорию воспитания в широком социальном смысле, учёные отмечают объективный процесс воздействия на человека окружающей его среды (в данном случае – общества), что позволяет отождествлять связь воспитания с социализацией личности.
Воспитание в узком смысле – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему необходимых качеств личности, взглядов, убеждений.
Зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности произошло приблизительно 40-35 тысяч лет назад, когда появился человек современного физического типа.
На ранней стадии развития первобытнообщинного строя воспитание
• осуществлялось в процессе жизнедеятельности;
• было ориентировано на повседневную борьбу за выживание;
• имело половозрастную дифференциацию;
• предполагало групповое, коллективное начало.
В период родовой и соседской общины смысл и содержание воспитания качественно изменяются. Для воспитания было характерно:
• зарождение семейного воспитания;
• сочетание половозрастной дифференциации с социальной (воспитание вождей, жрецов, воинов, рядовых общинников);
• появление специальных людей, осуществлявших воспитательный процесс: старейшины, служители культа, опытные воины;
• связь воспитания с религиозно-мифологическим мировоззрением;
• наличие организованных форм воспитания: совместные и раздельные для мальчиков и девочек игры и занятия, создание «домов молодежи»- прообразов первых школ; введениеинициаций – процедуры посвящения во взрослые, сопровождающейся традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями.
Программа подготовки к инициации:
для мальчиков была более длительной и сложной (проверялась трудовая, нравственная, физическая подготовка) и включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину;
для девочек – обучение ведению домашнего хозяйства.
Воспитание в первобытном обществе прошло сложный путь: от примитивной подготовки подрастающих поколений, неотделимой от совместной жизни и деятельности детей и взрослых, до возникновения семейного воспитания и специально организованных форм воспитательного воздействия, в практике реализации которых складывалось обучение. Таким образом, динамика социального развития постепенно приводила к известной упорядоченности воспитания.