Модуль 1. Введение в общую психологию
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
УТВЕРЖДАЮ
________________
«_____» ________________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая психология и педагогика
Направление подготовки
История
Профиль подготовки
Профессиональный цикл
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
г. Ростов-на-Дону
1. Цели освоения дисциплины «Общая психология и педагогика».
Целями освоения дисциплины «Общая психология и педагогика» являются:
· повышение общей и формирование психолого - педагогической культуры студентов;
- развитие умений самостоятельно мыслить, адекватно оценивать свои возможности;
- формирование целостного представления о психолого-педагогических особенностях человека как факторах успешности его деятельности;
- формирование навыков самонализа и самооценки, предвидение последствий собственных действий;
- развитие умений самостоятельного поиска оптимальных путей достижения целей и преодоления жизненных трудностей;
- усвоение сущности, закономерностей, принципов, условий и факторов формирования у человека качеств активного и компетентного социального субъекта труда, гражданской и семейной жизнедеятельности;
· развитие творческих способностей студентов, а также их способностей к самообразованию и самовоспитанию;
· становление свободной, духовной и гуманной личности, принимающей личностно ответственные решения с ориентацией на общечеловеческие ценности и ценности культуры.
2. Место дисциплины «Общая психология и педагогика» в структуре ООП бакалавриата.
Данная дисциплина входит в цикл Б.3. «Профессиональный цикл».
Дисциплина «Общая психология и педагогика» берет на себя решение конкретных задач теоретической подготовки студента к его профессиональной работе, сообщая ему, необходимые знания о природе и закономерностях основных психических процессов и психологических особенностей личности, без ориентировки в которых оказывается невозможным дальнейшее формирование профессионала.
Изучение курса «Общая психология и педагогика» будет способствовать формированию целостного представления студента о личностных особенностях самого себя и человека вообще как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельностями. Предлагаемый курс углубляет знания, приобретённые в результате освоения «Философии» о человеке, знакомит с категориями «содержание» и «форма», «метод», раскрывая их в контексте различных педагогических систем, используя знания, полученные при изучении исторических дисциплин, «Культурологии»; выявляет связи образования и общества, «опираясь» на изученное в рамках обществоведческих дисциплин. Дисциплина «Общая психология и педагогика» оперирует такими понятиями как «личность», «индивидуальность», «мышление», «мотивация», «значение», «смысл» и мн.др.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Общая психология и педагогика».
Выпускник должен обладать следующимипрофессиональными компетенциями (ПК):
в педагогической деятельности:
· умением применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательном учреждении (ПК-11).
Выпускник должен обладать следующимиобщекультурными компетенциями (ОК):
· способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
· осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8).
4. Структура и содержание дисциплины «Общая психология и педагогика».
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 36 лекционных часов.
№ | Раздел дисциплины | Семестр | Недели семестра | Виды учебной работы | Форма текущего контроля | |
Лекции | КСР 27 ч. | |||||
1. | Введение в общую психологию | 1-2 неделя. Модуль 1 | 4 часа | Реферат по истории становления психологической науки – 5 час. | Деловая беседа | |
2. | Психические процессы | 3-5 неделя. Модуль 2 | 6 часов | Подготовка к контрольной работе -6 час. | Контрольная работа | |
3. | Психические состояния | неделя. Модуль 3 | 2 часа | Анализ психологической ситуации «Стресс и регуляция эмоциональных состояний» - 3 час. | Диалог на основании алгоритма анализа | |
4. | Психические свойства личности | 7-9 неделя. Модуль 4 | 6 часов | Письменная работа «Самоанализ индивидуально-психических свойств собственной личности» - 4 час. | Деловая беседа | |
5. | Общие основы педагогики | 10-11 неделя Модуль 5 | 4 часа | Анализ законодательных документов в области образования- 4 час. | Коллоквиум | |
Теория обучения (дидактика) | 12 -15 неделя Модуль 6 | 8 часов | Анализ урока – 3 час. | Составление письменной характеристики урока | ||
Теория воспитания | 16-18 неделя Модуль 7 | 6 часов | Устное сообщение по одному из направлений воспитательной работы в школе (по выбору студента) – 2 час. | Составление примерного плана воспитательной работы на педагогическую практику | ||
Промежуточный контроль –экзамен. |
Модуль 1. Введение в общую психологию.
1.1. Психология как наука и её особенности.
Предмет и задачи психологии. Связь психологии с другими науками. Особенности психологической науки и этапы ее развития. Методы исследования в психологии. Система психологических наук. Направления развития западной психологии.
1.2. Психика. Её основные функции и структура.
Понятие психики. Особенности психического отражения. Функции психики. Структура психики.