Обучения
Каждый метод обучения любой группы имеет свою конкретную сущность, прямые и косвенные функции, сферу применения, приемы обучающего взаимодействия; обучающий, развивающий, воспитательный результат, возрастной аспект применения и диагностическое значение. Сначала подробные характеристики группы методов этапа восприятия-усвоения. К их числу относятся методы монологически-диалогического изложения и изучения материала: рассказ, объяснение, беседа, лекция; визуального изучения явлений и приобретения зрительно-звуковой информации: демонстрация и иллюстрация; самостоятельной работы с источниками: изучение документов, работа с учебником и книгой, пользование справочной литературой и обучающими машинами.
Рассказ представляет собой монологическую форму изложения учебного материала педагогом или учащимися. В нем акцентируется внимание на конкретных фактах, их взаимосвязях и взаимообусловленности, что мобилизует слуховое восприятие, представления и воображение школьника. В процессе рассказа происходит не только усвоение детьми фактов, но и обучение их умению последовательно излагать материал. Рассказ используется при изучении тех предметов, в которых на первый план выступает фактический материал, тре- . бующий образности и последовательности изложения. Повествование о жизни писателя, об исторических событиях, описание природных явлений, быта людей разных континентов, поведения животных и насекомых — все это обеспечивает глубокое и четкое восприятие фактов детьми, необходимых для дальнейшей учебной работы. Эффективность рассказа как метода изложения материала предполагает заинтересовывание учащихся, возбуждение их внимания. Этому способствуют содержательные и риторические вопросы, обращенные к опыту детей, использование образных сравнений, документов и отрывков художественных произведений. В заключение рассказа учитель выявляет понимание детьми сути фактов, их взаимосвязи и взаимообусловленности, диагностирует эффективность обучающего воздействия: наличие в сознании ребенка новых представлений, внутреннего образно-зрительного ряда как основы мыслительной деятельности в заданном направлении. Развивающий смысл рассказа в том, что он приводит в состояние активности психические процессы представления, памяти, мышления, воображения, эмоциональных переживаний. Воспитательный результат проявляется в формировании у школьников устойчивого внимания, любознательности, интереса. Рассказ может быть использован в работе с детьми любого возраста. Но наибольший обучающе-развивающий эффект рассказ имеет в обучении младших школьников, накапливающих материал и склонных к образному мышлению.
Объяснение учителя или учащихся — также монологическая форма изложения, обеспечивающая выявление сущности изучаемого события или явления, его места в системе связей и взаимозависимостей с другими событиями, явлениями. Его функция заключается в раскрытии с помощью логических приемов, убедительной аргументации и доказательств научной сути законов, правил, истины. В процессе объяснения происходит обучение учащихся формально-логическому и диалектическому мышлению, умению аргументировать и доказывать защищаемые положения. Поэтому к объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении физических, химических, математических задач, теорем; при раскрытии конкретных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни. Использование метода объяснения требует логически точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; использования сравнения, сопоставления, аналогии с привлечением ярких примеров. Обучающе-познавательный результат объяснения проявляется в глубоком и ясном понимании учеником сути явления, его закономерных связей и зависимостей. Диагностическое значение объяснения состоит в том, что его эффективность прямо зависит от того, насколько четкую информацию о глубине постижения истины учеником получит учитель и на этой основе произведет коррекцию в усвоенных знаниях. Развивающий результат объяснения выражается в активизации мыслительных процессов, формировании у школьников умения сосредоточиваться на выявлении главного и существенного. Воспитательное значение метода заключается в развитии у ребят стремления докопаться до истины, выявить в изучаемом материале главное и отделить его от несущественного, второстепенного. Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми всех возрастных групп. Однако в среднем и младшем школьном возрасте в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями необходимость в объяснении становится все более настоятельной,
Беседа педагога с детьми — диалогическая форма изложения и освоения учебного материала. Она предполагает наличие у детей определенного запаса эмпирических знаний, необходимых и достаточных для компетентного участия в обсуждении вопроса, для обобщений, выводов, движения к истине. Участие школьников в обучающей беседе может быть пассивным, ограничиваться лишь сообщением фактов в целях обобщения их учителем, но может быть; когда позволяет уровень готовности детей, и активным, вовлекающим их в эвристический, творческий процесс. Педагогическая функция беседы в том и состоит, чтобы использовать знания и личный опыт учащихся в целях активизации их познавательной деятельности, вовлечения их в активный мыслительный поиск, в разрешение противоречий, в самостоятельное формирование выводов и.обобщений.
Беседа требует продуманности и четкости в постановке вопросов, гибкости в их уточнении и развитии. Опытные педагоги в целях активизации учебного процесса включают элементы беседы в рассказ и в объяснение. С помощью диалога осуществляется и проблемное обучение: постановка задачи, уточнение понимания ее сути и обсуждение и подведение учащихся к самостоятельным выводам. Познавательный результат беседы обнаруживается в прочном усвоении знания школьниками, в активизации их жизненного опыта. Развивающий эффект беседы проявляется в формировании у ребят умения четко и быстро мыслить, анализировать и обобщать, ставить точные вопросы, кратко говорить и ясно выражать свою мысль. Воспитательное влияние беседы состоит в том, что она пробуждает в ребенке самостоятельность, помогает обретению уверенности в собственных силах, становлению коммуникативной способности. Беседа как метод обучающего взаимодействия учителя с детьми не имеет возрастных ограничений. Дело лишь в различии содержания и глубине обсуждения проблем.
Лекция — монологический способ изложения учебного материала и обучающего взаимодействия педагога с учащимися. Она предполагает использование в разнообразных пропорциях и изложение фактов, объективных связей, опосредований между явлениями и краткий вспомогательный диалог, обеспечивающий диагностику, получение преподавателем обратной информации о качестве восприятия — усвоения материала слушателями. Лекция представляет собой органическое единство метода и формы обучения. Она вовлекает учащихся в процесс внимательного слушания, визуального наблюдения вспомогательных средств, конспектирования и одновременно организует целостное, законченное учебное занятие. В условиях средней школы она применяется в старших классах для преподавания предметов общественно-гуманитарного цикла. Характер учебного материала этих дисциплин, необходимость обстоятельных объяснений, изменения теории, фактов, событий, крупных обобщений, требует огромной творческой активности от учителя, длительного монологического самопроявления. Технология лекционного метода предполагает сообщение учащимся плана, указание на особенности конспектирования, интонационное выделение и повторение главных выводов и обобщений, риторические вопросы, показ иллюстративного материала, эпизодические обсуждения, ответы на вопросы, резюме и краткий анализ литературы. В обучающем аспекте преимущества лекции проявляются в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия-усвоения школьниками объемного учебного материала в его логических опосредствованиях и взаимосвязях. Развивающий эффект лекции состоит в вовлечении учащихся в поток логического мышления, приемов диалектической логики, восхождения учительском/мысли от конкретного к абстрактному, от абстрактного к конкретному, обращения к анализу и синтезу, индукции и дедукции. В воспитательном смысле лекция формирует у ребят трудолюбие, устойчивое произвольное внимание, навыки конспектирования устной речи, умение ставить вопросы и выяснять непонятое. Лекционная методическая система используется в работе со старшими школьниками, готовыми в физиологическом, психическом и интеллектуальном отношениях к сравнительно длительному трудовому напряжению.
Этап восприятия-усвоения включает в себя группу методов, действующих на визуальной и звуковоспроизводящей основе. Обладая относительной самостоятельностью, эта группа методов чаще всего используется как вспомогательная, углубляющая и расширяющая познание школьников в процессе рассказа, объяснения, лекции, беседы.
Иллюстрация как способ обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления. Главная функция иллюстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Она помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога. Иллюстрации применяются в процессе преподавания всех учебных предметов. В качестве иллюстрации используются натуральные и искусственно созданные предметы- макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений; символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм. Обучающий результат использования иллюстраций проявляется в обеспечении четкости первоначального восприятия изучаемого предмета учащимися, от чего зависит вся последующая работа и качество усвоения. Развивающий эффект иллюстрации связан с активизацией деятельности анализаторов, процессов восприятия я формирования представлений. Вместе с тем злоупотребление иллюстративностью приводит к сдерживанию развития мыслительных процессов. Воспитательное значение использования иллюстративного материала состоит в формировании у учащихся визуальной и слуховой культуры. В диагностическом отношении использование иллюстрации дает учителю обильную обратную информацию, поскольку порождает у учащихся многочисленные вопросы, отражающие движение их мысли к пониманию сути явления.
Демонстрация является способом обучающего взаимодействия педагога с детьми на основе показа в целостности и деталях реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратов в целях их аналитического рассмотрения и обсуждения связанных с ними проблем. Демонстрация как метод обучения обеспечивает восприятие учащимися слож-. ных явлений действительности в их динамике, во времени и в пространстве. С ее помощью расширяется кругозор ребенка, психологически облегчается процесс усвоения знаний, создается чувственно-эмпирическая основа познания при изучении всех предметов учебного плана. Обеспечение основательного, глубокого первичного восприятия учебного материала достигается демонстрацией учебных и художественных фильмов, их фрагментов, научных экспериментов, реальных процессов в природе и обществе. Обучающий результат демонстрации состоит в обогащении детей знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности. Развивающее значение демонстрации заключается в расширении общего кругозора, в активизации всех психических процессов школьника, в возбуждении у него живого интереса к предмету познания. Воспитательный эффект — в огромном эмоциональном воздействии демонстрируемых явлений, углубляющем усвоение идейной сути изучаемого материала. Демонстрация применима в работе с детьми любого возраста. Она включает в свою структуру обязательное собеседование с учащимися по поводу воспринятого, что помогает учителю диагностировать процесс усвоения знаний школьниками.
В группу методов восприятия-усвоения входят способы самостоятельного, под руководством учителя, добывания детьми учебно-научной информации. К ним относится самостоятельная работа учащихся с учебником, книгой, документом, компьютером. Она представляет собой способ подготовки отсроченного обучающего взаимодействия учителя и ученика на основе самостоятельного первичного восприятия и усвоения школьником учебного материала. Функция самостоятельной работы состоит в обучении школьников умению извлекать и отбирать факты, делать собственные обобщения, выводы, давать объяснения, использовать и излагать приобретенные знания. Она готовит ребенка к непрерывному образованию, добыванию новой информации в течение всей жизни. Методы самостоятельной работы с разнообразными источниками информации могут быть использованы при изучении любого предмета как непосредственно на уроке, так и в домашних условиях или в досуговой деятельности детей, в тесной взаимосвязи с другими методами. Это особенно важно потому, что самостоятельная работа школьников в учебном процессе служит подготовительным этапом к их совместной с учителями аналитической, корректирующей, контролирующей деятельности по усвоению материала. Обучающий результат самостоятельной работы выражается в накоплении ребенком фактического материала и опыта его личностного осмысления, оценки. Развивающий эффект этого метода обеспечивается предельной активностью и напряжением психических сил, вовлеченных в работу формированием умений и навыков самостоятельного труда. Одновременно происходит воспитание таких качеств, как добросовестность, усидчивость, прилежание, дисциплинированность, ответственность. Посильное включение детей в самостоятельную работу полезно в любом возрасте, особенно в подростковом и юношеском. В диагностическом аспекте самостоятельная работа учащихся особенно информативна, поскольку с наибольшей полнотой и ясностью проявляет истинную картину усвоения детьми знаний, умений и навыков, развития их интеллектуальных и физических сил и способностей.
Рассмотренные методы обеспечивают в основном начальный этап процесса обучения: восприятие-усвоение, формирование в сознании и нервной системе учащихся устойчивых стереотипов в знаниях, умениях и навыках, составляющих фундамент внутреннего движения к новому этапу — усвоению-воспроизведению учебного материала. Методы этапа усвоения-воспроизведения составляют три подгруппы: собственно воспроизведения, к которой относятся проблемная и игровая ситуации, учебная дискуссия, учебный лабораторный поиск-эксперимент; закрепления: упражнение, взаимообучение, опорный конспект и целенаправленное самостоятельное усвоение школьниками неорганизованной, свободной информации (ЦУНИ); диагностики и получения обратной информации: опросно-ответный, контрольно-проверочные работы, зачетно-экзаменационный контроль.