Деятельность учащихся в процессе
Существует целый ряд возможных подходов к характеристике процесса учения. Но можно охарактеризовать некоторые типичные варианты действий учащихся под руководством преподавателя и во время полностью самостоятельной учебной деятельности.
Условно можно выделить два типичных варианта учебной деятельности. Один из них протекает во время занятия, где ведущую, направляющую роль осуществляет преподаватель. Второй — во время самостоятельной работы учащихся на занятии или при выполнении домашних заданий.
Рассмотрим первый вариант учебной деятельности, когда учебная деятельность протекает под руководством преподавателя.
Можно выделить следующие действия учащихся:
— принятие учебных задач и плана действий, предлагаемого преподавателем;
— выполнение учебных действий и операций по решению поставленных задач;
— регулирование учебной деятельности под влиянием контроля преподавателя и самоконтроля;
— анализ результатов учебной деятельности, осуществляемый под руководством преподавателя.
Рассмотрим второй вариант учебной деятельности, осуществляемый без непосредственного руководства учителя в данный момент
Можно выделить следующие действия:
— планирование задач своей учебной деятельности;
— планирование методов, средств и форм учебной деятельности;
— самоорганизация учебной деятельности;
— самоконтроль в ходе учебной деятельности;
— саморегулирование учения;
— самоанализ результатов учебной деятельности.
Структурные элементы учебной деятельности могут видоизменяться в зависимости от характера учебных задач, от методов, которые при этом используются.
Отметим, что структура учебной деятельности уч-ся при непосредственном управлении ею со стороны педагога согласуется с его структурой действий. Если преподаватель планирует задачи, предстоящие учебные действия учащихся, то уч-ся принимает эти задачи и осуществляет намеченные действия. Если учитель контролирует действия учащихся и регулирует свои обучающие действия, то учащиеся под влиянием преподавателя также регулируют свои действия.
В этом соответствии структуры действий учителя и учеников и заключено единство процессов преподавания и учения и создание нового целостного явления, которое и называют процессом обучения.
Одновременно с процессом учения протекает внутренний психический процесс усвоения учебной информации. Рассмотрим процесс усвоения.
Процесс усвоения включает в себя:
— восприятие — понимание — осмысление — обобщение — закрепление — применение.
Восприятие — отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, действующих в этот момент на органы чувств.
В восприятие входят не только данные непосредственных ощущений учащегося, но и данные его прежнего опыта. В этом смысле восприятие богаче непосредственных ощущений. Восприятие предполагает узнавание предметов и явлений, отнесение их к определенным группам, известным ученику по его прежнему опыту. В процессе обучения происходит восприятие не только предметной наглядности, но и знаковых ее форм, а также словесной информации преподавателя.
Задача педагога состоит в том, чтобы подключить к восприятию как можно больше органов чувств учащихся, полнее опереться на их жизненный опыт, сочетать предметную и знаковую наглядность.
Восприятие должно обязательно перерастать в понимание изучаемого.
Понимание осуществляется путем первичного установления связей между явлениями и процессами, выяснения их строения, состава, назначения, вскрытия причин изучаемых явлений или событий, толкования содержания текста, определений.
Для повышения эффективности понимания изучаемого необходимо доступное и логически четкое изложение, позволяющее следовать за мыслью преподавателя. Понимание еще не обеспечивает полного усвоения изучаемого явления. Оно является лишь исходным основанием для более глубокого осмысления изучаемой информации.
Осмысление характеризуется более глубоким протеканием процессов сравнения, анализа связей между изучаемыми явлениями, вскрытия разносторонних причинно-следственных зависимостей.
В ходе осмысления значительно углубляется понимание изучаемого, оно становится более разносторонним. На этапе осмысления появляется определенное отношение к изучаемому, убеждения, умения доказывать справедливость определенных выводов. В результате учащийся не только понимает материал, но и глубоко осмысливает его и уверенно овладевает им. Осмысление перерастает в процесс обобщения знаний.
В ходе обобщения выделяются и объединяются общие существенные черты предметов и явлений действительности, изучаемых в соответствующий период обучения.
Обобщение проявляется в выделении главного, существенного в учебной информации. Но чтобы осуществить выделение главного, надо анализировать факты и свойства, синтезировать их определенным образом, абстрагироваться от деталей и конкретностей, сравнивать их значимость и делать обоснованный вывод о том, какие из них наиболее существенны.
Во время обучения все это проявляется в движении мысли учащегося к усвоению смысла и определению понятия, к составлению плана, выводов, классификаций и систематизаций.
Процесс обобщения в ходе обучения протекает при активном управлении со стороны преподавателя, который специально включает уч-ся в деятельность, формирующую умение обобщать изучаемое. Процесс обобщения не обязательно завершает обучение. Обобщенные данные (закон, определение и т. п.) могут быть даны и в начале изучения темы.
Закрепление является важным элементом процесса усвоения.
Известно, что можно понять то или иное явление, осмыслить его, но через некоторое время уже испытывать затруднения в его объяснении. Для прочного запоминания не обходимо повторное осмысление, неоднократное воспроизведение изучаемого в тех или иных частях его и в целом. Вот почему необходимо закрепление изучаемого. Закрепление осуществляется путем :
— заучивания некоторых основных фактов, определений, связей, способов доказательства,
— воспроизведения некоторых особенно важных элементов изучаемого материала,
— обобщений и выводов,
— выполнения письменных и лабораторных упражнений.
В ходе усвоения надо обеспечить не только прочность, глубину и осознанность, но и действенность знаний, т. е. умение применять их на практике в учебе и жизни. Поэтому в усвоении обязательно должен присутствовать элемент применения.
Применение знаний осуществляется в самых разнообразных видах и во многом зависит от характера учебного предмета, специфики содержания изучаемого материала. Его можно организовать путем:
— выполнения упражнений, лабораторных работ,
— организации трудовой деятельности в учебном цехе, на предприятии.
— решения учебно-исследовательских задач.
Применение знаний способствует:
— более свободному овладению ими,
— усилению мотивации учения,
— раскрытию практической значимости изучаемых вопросов,
— делает знания более прочными, жизненными.
Очень важно подчеркнуть, что все описанные элементы усвоения существуют не изолированно.
В самом деле, уже во время восприятия имеются некоторые начальные элементы понимания и осмысления, например, когда ученик узнает воспринимаемое и относит его к какому-то классу явлений. Но важно иметь в виду, что именно восприятие доминирует на данном этапе усвоения.
Понимание также невозможно отделить от осмысления изучаемого материала. Здесь уже происходит некоторое начальное, контурное осмысление.
Интересно заметить, что в каждом элементе усвоения проявляются предшествующие элементы этого процесса, так как при осмыслении ученик воспринимает некоторые дополнительные объекты, он понимает те или иные не охваченные ранее связи. Точно так же синтетически проявляют себя элементы усвоения и в обобщении, закреплении и применении изучаемого учебного материала.
И все же знание отдельных элементов усвоения, их основных задач, условий эффективного протекания позволяет педагогам лучше управлять процессом усвоения.
Последовательность этапов усвоения нельзя представить себе раз и навсегда предопределенной. Возможны случаи, когда усвоение учебного материала начинается с решения проблемной жизненной задачи, которая ведет учеников от жизненного применения к его теоретическому объяснению, пониманию и осмыслению.
Поэтому нельзя подходить к организации процесса усвоения догматически. Последовательность и мера применения элементов усвоения будут зависеть от задач обучения, специфики содержания, возможностей учеников и самого учителя. Поэтому всегда необходим осознанный выбор наиболее рационального варианта его организации в соответствующей ситуации.
Эффективность усвоения зависит от мотивации учения. Зная учебные мотивы учащихся педагог может наметить, над устранением каких именно недостатков следует настойчиво поработать в ближайшее время.
Если обнаруживается, что у учеников недостаточно развиты мотивы долга, то предпринимает меры по разъяснению общественной значимости учения, подбирает убедительные примеры,
Одновременно педагог учит понимать значимость учения: что может дать изучение этого предмета для развития его склонностей, способностей, для профессиональной ориентированности
Необходимо рационально применять в учебном процессе требования и поощрения, так как при несоблюдении чувства меры неизбежны в первом случае мотивы страха, боязни, постоянного ожидания наказания, а в другом — при неумеренных поощрениях со стороны учителя — развитие честолюбия, создание стрессовых состояний и пр.
Эффективность усвоения во многом зависит от уровня развития эмоциональной сферы учащихся.
Эмоциональные переживания (радость, печаль, страх, удивление, стыд, жалость, обида, сострадание, недовольство, негодование, презрение и др.) вызываются прежде всего специальным подбором содержания учебного материала.