Ознакомление с окружающим. 26 страница
В помещении «кораблики» могут «плавать» по ковру, на них можно сажать «пассажиров» — самые мелкие игрушки. По желанию детей можно построить большой корабль из модулей, стульев и т.д. и вспомнить игру, где пассажирами и матросами являлись
сами ребята и их куклы. Также можно построить самолет и поезд — это уже знакомая игра, в которую дети этого возраста могут играть практически без вмешательства взрослого. Воспитатель помогает только на этапе строительства и далее в случае конфликтов.
Знакомые сюжеты разнообразятся, обогащаются, могут сливаться друг с другом. Пассажиры корабля или поезда могут проголодаться, и «повар» сварит им «компот»; могут заболеть — придется по телефону (кубику) вызывать «доктора и медсестру», чтобы они вылечили больного, дали лекарство, сделали укол.
Для момента перехода от одной сюжетной цепочки к другой необходимо активное включение в игру воспитателя. По мере того как этот переход становится для детей привычным, помощь педагога становится менее заметной, переходит в форму наводящих вопросов и устных рекомендаций. Иногда, наблюдая за игрой, воспитатель видит, как кто-то из детей осуществляет действие, на первый взгляд, не относящееся к сюжету, например, начинает укладывать куклу спать в зоопарке или в самолете. Обычно такие действия малышей в игры не включены, и представляют собой изолированное игровое действие, которое ребенок вспомнил, увидев, например, одеяльце. Воспитатель может включить его в игру: «Ах, у Даши дочка так замерзла, устала, ее ветром продуло. Даша — мама заботливая, завернула дочку, на ручки взяла и баюкает, а сама в окошечко глядит: сейчас самолет к дому подлетит, они с дочкой уже и домой пойдут. Ну как, Саша, скоро ты привезешь пассажиров домой?»
АПРЕЛЬ. 28 НЕДЕЛЯПланирование работы
Направленность педагогической работы.На прогулке педагог будет привлекать внимание детей к весенним изменениям в природе, поведению птиц, читать им поэтические и фольклорные произведения, созвучные весеннему настроению, организует разнообразные игры и забавы: хождение (в сапожках) по лужицам, наблюдение за ручейками и плывущими в воде предметами, бросание в лужицы маленьких камешков и др. Особый интерес у детей вызывают игры с корабликами, которые педагог будет содержательно развивать, привнося в них сюжеты из литературных произведений. На музыкальных занятиях дети начнут слушать иллюстрируемый музыкой рассказ педагога о птичках, на физкультурных — будут прыгать через «ручейки»; на рисовании — через ритм мазков и линий передадут образ весенней капели. В сотворчестве с воспитателем дети создадут живописную панораму весенней улицы и дополнят ее веселыми воробушками (из пластилина) и другими элементами по ходу развития инициативных игровых действий. В процессе рассматривания картины педагог будет способствовать обобщению полученных детьми разнообразных весенних впечатлений, будет учить их при этом переключать внимание с одних компонентов изображения на другие, замечать их особенности. На этой неделе дети также будут учиться строить домики для птичек, собирать пирамидки способом чередования деталей в соответствии с заданным признаком (цвет, форма, величина). Продолжится работа по развитию внеситуативного общения. Воспитатель через речевые игры начнет подводить детей к отгадыванию загадок, к составлению коротких текстов.
Организация наблюдений. «Весна в природе»
Задачи.Познакомить детей с весенним временем года, обратив внимание на изменения в природе: чаще и жарче светит солнце, тает снег, бегут ручьи; «плачут» сосульки, провожая холодную зиму. Связать все это с тем, что «наступила весна».
Обратить особое внимание на признаки весны в живой природе: резвятся воробушки; из теплых краев прилетели грачи и скворцы. Провести наблюдения весенних явлений в природе на участке детского сада, исходя из конкретных условий.
Содержание наблюдения. Воспитатель предлагает малышам встать парами и пройти по участку детского сада. «Посмотрим, что произошло с нашими деревцами, елочкой. А как ведут себя птицы?» — говорит взрослый, побуждая малышей к наблюдению. Педагог обращает внимание малышей на яркое солнышко, предлагает протянуть ручки к солнышку — погреть ладошки, сказать добрые слова, а вначале поздороваться: «Здравствуй, солнышко!»
Воспитатель может прочитать стихотворение Е. Благининой «С добрым утром»1, передающее радостное настроение.
«А что мы скажем солнышку?» — спрашивает воспитатель малышей и начинает читать русские народные песенки:
Солнышко, ведрышко! Выгляни в окошко: Посыплю горошку...2
Солнышко-ведрышко, Выкатись на бревнышко, Сядь на пенек, Погуляй весь денек3.
Далее педагог может обыграть прочитанные потешки, спросив у ребят: «Как детки просят солнышко? „Солнышко-солнышко, иди-иди к нам!"»
Воспитатель обращает внимание детей, что снег под деревьями растаял, бегут ручейки, а с крыши капают сосульки. «Так всегда бывает, когда приходит весна! Весной тепло, много солнца и даже птички веселятся! Послушайте, как они чирикают», — говорит взрослый, предлагая детям прислушаться к весенним голосам.
На солнышке согрелась ель. Подтаяла сосна. Идет апрель, звенит капель. В лесу у нас весна...
(3. Александрова
Капель», отрывок)4
Взрослый неоднократно употребляет слово «весна», постепенно на эмоциональном восприятии вводит его вначале в понимаемую, а затем, активную речь. «А почему же так радуются воробушки? — спрашивает малышей взрослый и продолжает: — Потому что пришла весна! Тепло!»
' Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 51.
2 Великорус в своих песнях, обрядах...
3 Гуленьки: Русские народные прибаутки, заклички... С. 29.
4 Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 152.
О чем поют воробушки В последний день зимы?
— Мы выжили!
— Мы дожили!
— Мы живы! Живы мы!
(В. Берестов)'
Воспитатель обращает внимание детей, что на деревьях пока еще нет листиков. И только верба встречает весну. Педагог показывает малышам веточки вербы (заранее приготовленные). Обращает внимание детей на пушистые, мягкие серенькие «комочки», как «зайчики» — почки вербы:
Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом...
(А. Фет, отрывок)2
Педагог дает детям подержать веточки вербы в руках, потрогать пушистые «комочки». «Мы веточки возьмем в группу и поставим в воду, — говорит взрослый. — Будем любоваться ими».
В конце небольшой экскурсии педагог обращает внимание на ручейки и организует игры на участке с лодочками (заранее приготовленными более старшими детьми). Дети наблюдают, как взрослый опускает на воду лодочки. «Весна к нам пришла и забавы привела! Ручейки бегут-бегут! По ним кораблики плывут», — весело поясняет взрослый игровую ситуацию.
Далее наблюдение разворачивается по ситуации, постепенно переходя в игру. Педагог может показать ребятам сценку с четырьмя мышками (из пластилина), разыграв стихотворение Д. Хармса «Кораблик»: «По реке плывет кораблик...»3
Ветки вербы дети приносят в группу и ставят в воду.
Формирование культуры поведения и культурно-гигиенических навыков.Педагог будет обращать особое внимание на детей, которые еще не справляются с самостоятельным выполнением всех гигиенических процедур. Тем не менее дети, усвоившие навыки личной гигиены, могут все еще нуждаться в некоторой помощи воспитателя или в контроле за правильностью своих действий.
В весенний период года дети больше времени проводят на воздухе, их игры становятся более разнообразными: они играют с мячом, песком, больше двигаются, нередко падают.
1 Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 152.
2 Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1975. С. 48.
3 Там же. С. 157.
Педагогу следует тщательно следить за тем, как дети приводят себя в «порядок» после возвращения с прогулки — переодеваются, моют руки, умываются. Время от времени им нужно напоминать о том, как правильно мыть руки, чтобы они стали чистыми (а не только мокрыми), сколько раз их нужно намыливать и как правильно мыть (со всех сторон, рука моет руку и т.п.).
Сетка занятий
Дни недели | Занятия |
Понедельник | 1.Ознакомление с окружающим. «Весенние забавы» 2. Физкультура. № 55-56 |
Вторник | 1. Музыка. Рассказ педагога «Птички», иллюстрируемый музыкой. Используются пьесы Г. Фрида: «Птицы спят», «Птицы чирикают», «Полет птиц», «Птицы клюют зернышки», сначала — две, затем — две-три, повторяющиеся и новые (Автор Т. Бабад-жан). Повторение песни «Машина», а затем любой другой по выбору детей. Повторение игры «Жмурки» 2. Конструирование. «Башенка с домиком для птичек» |
Среда | 1. Рисование. «Звенит капель...» 2. Действия с предметами. «Пирамидки» |
Четверг | 1. Речь. «Наши гуси у пруда» 2. Физкультура. № 55—56 |
Пятница | 1. Музыка. Продолжение рассказа «Птички», иллюстрируемого музыкой. Повторение песни «Машина». Песня-упражнение на развитие чувства ритма: «Хлопки в ладоши», муз. Ю. Слонова, ел. народные. Поют взрослые, дети вместе с воспитателем хлопают в ладоши. Пляска под музыку русской народной песни «Ах, ты, береза» 2. Лепка. «Веселые воробушки — чив-чив-чив» |
Конспекты занятий
Ознакомление с окружающим. «Весенние забавы»
Задачи.Закрепить впечатление детей о весне, признаках весеннего времени года: тает снег, бегут ручьи, зацветает верба, появляются первые цветочки — подснежники; люди радуются прилету скворцов и грачей; птицы начинают вить гнезда. Активизировать
и обогатить впечатления детей от недавних наблюдений на участке детского сада, предложив для рассматривания картину весенней тематики. При рассматривании картины использовать фольклор, поэзию для малышей о весне, солнышке, птицах, травке и первых цветах. Побуждать детей к высказываниям о поведении людей весной: что одевают, что делают, чему радуются (солнышку, прилету птиц, весенним голосам, первым цветам, зеленеющей травке и т.п.).
Содержание занятия. Педагог предлагает детям вспомнить, куда они недавно ходили, что видели на участке детского сада, как играли, пуская по воде лодочки. «Правильно, мы наблюдали, как у нас на участке тает снег и бегут ручьи», — подтверждает взрослый, оживляя воспоминания малышей. Спрашивает детей и помогает им с ответами: «Какое сейчас время года? Правильно, к нам пришла весна, весна — красна солнышком, цветами, зеленой травкою».
Солнышко ясное,
Нарядись,
Солнышко красное,
Покажись.
Платье алое надень,
Подари нам красный день!
(А. Прокофьев «Солнышко»)'
«А сейчас я покажу вам картину, на которой нарисовано то, что мы видели с вами, когда гуляли», — с этими словами воспитатель ставит на мольберт картину. Желательно использовать картину «Весенние забавы» из наглядно-дидактического пособия Л.Н. Павловой «Раннее детство. Развитие речи и мышления»2. Рассматривание картины ведется по следующему плану.
Сначала внимание детей акцентируется прежде на человеке (детях). Отмечаются действия детей, изображенных на картине: пускают лодочки по ручейку, готовят домики (скворечники) для птиц и т.п. Педагог связывает действия детей с определенным временем года, с приходом весны.
В связи с этим далее внимание малышей переключается на весенние сюжеты: птицы купаются в лужицах, несут в клювах веточки для гнезд, заглядывают в скворечники, вьют гнезда и т.п.
Взрослый читает отрывки из стихотворения Саши Черного «Воробей», обогащая впечатления малышей, рассматривающих картину.
Воробей мой, воробьишка! Серый, юркий, словно мышка. Прыгай, прыгай, я не трону — Видишь хлебца накрошил...1
Можно также использовать стихотворение М. Клоковой «Зима прошла»2.
Педагог еще раз подчеркивает, что на картине изображена весна и забавы детей. Обращает внимание на одежду детей. Они одеты в легкие курточки и шапочки, потому что пришла весна, стало тепло.
Воспитатель может детям, изображенным на картине, дать имена. При этом следует принять во внимание, что имена не должны повторять имена присутствующих детей. В противном случае в силу конкретности своего мышления дети будут оглядываться на своих товарищей и предполагать, что это именно дети группы.
После рассматривания людей на картине, описания их действий, внешнего вида необходимо обратить внимание на их настроение. Воспитатель спрашивает, почему детки на картинке улыбаются, смеются, радуются. Раскрывает перед детьми простейшие причинно-следственные связи: они радуются, потому что пришла весна, потому что светит солнце, поют птицы и т.д. Затем внимание малышей переключается на весенний пейзаж.
Рассматривание картины можно закончить чтением стихотворения с опорой на опыт детей: «Помните, как вы делали подснежники из комочков, а как наклеивали подснежники „в лесу"?»
Тонкие зеленые былинки,
Цветики синеют.
Это ведь подснежники,
Галинка,
Нету их милее!..
(А. Прокофьев «Раннею весною», отрывок)3
Или:
Голубенький, чистый Подснежник-цветок! А подле сквозистый, Последний снежок...
(А. Майков «Весна», отрывок)4
' Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1975. С. 48. 2 Павлова Л.Н. Раннее детство. Развитие речи и мышления: Нагляд-но-дидакт. пособ. — М.: Мозаика — Синтез, 2006.
1 Русская поэзия детям. — СПб: Академическ. проект, 1997. Т. 1. С. 636.
2 Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1975. С. 130.
3 Там же.
4 Там же. С. 46.
Картина переносится в уголок природы или изобразительной деятельности. Во вторую половину дня педагог может еще раз привлечь к ней внимание малышей.
Физкультура. № 55-56
Задачи.Учить прыгать с места как можно дальше. Закреплять умения бросать мяч вдаль двумя руками из-за головы.
Материалы.Мячи (диаметром 10-12 см), 2 шнура (длина 2,5 м). Обручи по числу детей.
Место проведения.Зал.
Содержание занятия.В зале, на гимнастической скамейке разложены обручи (деревянные, фанерные или пластмассовые — диаметром 30-40 см).
Дети под наблюдением воспитателя обходят зал по периметру, останавливаются у скамейки. Воспитатель предлагает детям взять по обручу, держать его двумя руками перед собой: «Это у нас будут рули. Сейчас мы поедем на автомобилях. Ехать можно только по сигналу. Руль держите крепко. Не наталкивайтесь друг на друга. Машины могут ехать медленно, быстро, делать остановки». Воспитатель просит детей внимательно слушать сигналы, которые она подает. Говорит: «Поехали!» Дети двигаются по периметру зала. Воспитатель меняет сигналы, а дети должны менять скорость движения, делать остановки.
Далее дети останавливаются, с помощью воспитателя размещаются в зале свободно, чтобы не мешать друг другу и выполняют общеразвивающие упражнения с обручами (вместе с воспитателем):
1. Стоя, обруч держать двумя руками
перед собой. Присесть, поднять руки, со
гнутые в локтях, посмотреть в обруч («По
смотрим в окошко»). Опустить руки. По
вторить 4-5 раз.
2. Стоя, держа обруч перед собой. Под
нять руки вверх, посмотреть в обруч над
головой. Опустить руки. Повторить 4—6 раз.
3. Стоя, держа обруч перед собой.
Присесть, поставить обруч ободом на
пол, не выпуская его из рук. Встать, выпрямиться. Повторить 4—6 раз.
4. Положить обруч на пол перед собой. Прыжки на двух ногах в обруч и из обруча.
Ходьба с обручами друг за другом. Положить обручи на скамейку.
«А теперь будем учиться прыгать через ручеек. Вон их сколько на улице», — говорит воспитатель. При этом она раскладывает посередине зала две веревки на расстоянии 10— 12 см одна от другой: «Это ручеек». Предлагает детям стать поближе, объясняет и показывает: «Надо стать близко носками к первой веревочке, ноги слегка расставить, колени немного согнуть и хорошо оттолкнуться, чтобы прыгнуть подальше и не намочить ноги». Воспитатель прыгает сама, а затем по ее команде — все дети одновременно. Воспитатель подбадривает детей, помогает затрудняющимся. Если они хорошо справляются с заданием, можно сделать ручеек пошире (15-20 см). Повторить 3 раза.
Воспитатель: «Теперь возьмем мячи, станем на одном берегу ручейка и будем бросать мяч двумя руками из-за головы подальше на другой берег ручья». Дети становятся у веревки по сигналу воспитателя поднимают мячи над головой и бросают их через «ручей». Затем перепрыгивают через «ручей» и догоняют свои мячи. Повторить 3-4 раза.
Подвижная игра «Автомобили». У каждого ребенка обруч — руль. Детей делят на 3-4 группы, группы стоят в разных углах зала. Каждая группа выезжает из гаража отдельно по сигналу воспитателя, объезжает зал и возвращается в гараж. Гаражи нужно отметить разными флажками или кубиками разного цвета. В заключение все «машины» едут одна за другой по периметру зала. Дети кладут обручи на место, указанное воспитателем.
На прогулке, во второй половине дня.Катать кукол на колясках, играть с вертушками. Прыгать через нарисованный на земле ручей.
Конструирование. «Башенка с домиком для птичек»
Задачи.Учить выбирать детали (из общего набора строителя), необходимые для постройки башни по словесному указанию воспитателя и образцу; учить разбирать постройку и собирать детали
в коробку (ящик); пополнять словарный запас детей: «весна пришла», «птички прилетели».
Материалы.Настольный строительный материал: два набора на шесть детей; мелкие игрушки — птички.
Содержание занятия.Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображением скворечников: «Дети, вот и весна пришла, снежок растаял, ручейки побежали, птички прилетают из далеких краев и поселяются вот в такие домики. Давайте построим домики для наших птичек. Посмотрите, они щебечут, что-то нам говорят (подносит одну птичку к уху). Они нас просят построить домики для них. Вот такие». Показывает свой образец. «Это башенка с домиком, ведь птичка летает высоко и ей удобно будет сюда «прилетать», — говорит воспитатель. «Башенка построена из кубиков, — продолжает педагог и показывает, объясняя и строя рядом другую башенку: — Поставим один кубик, на него ровненько еще один такого же цвета, на этот — еще один такого же цвета, на этот — еще один все того же (синего) цвета, а чтобы получился домик, накроем сверху башенку вот такой призмой. Вот и получился высокий настоящий домик для птички».
После такого объяснения-показа воспитатель говорит загадочно: «А теперь вы сами построите башенки и домики для своих птичек из кубиков, но не такого цвета, как у меня (синего), а другого. Слушайте внимательно. Саша, возьми из коробки желтый кубик и покажи нам. Правильно (если нет, воспитатель дает возможность взять именно желтый кубик), а Таня возьмет зеленый и покажет... а Витя — красный... а Вадик — желтый...». И так далее. Синий, как у воспитателя, не задается.
После того как все дети взяли из коробки по кубику, воспитатель говорит, что вся башенка каждого из них будет построена только из таких кубиков, какие они держат в руках. В процессе возведения башни воспитатель контролирует и регулирует словом и практически деятельность каждого ребенка.
Когда башенки построены (из четырех кубиков), воспитатель предлагает взять призму любого цвета и достроить птичий домик. По завершении дети называют, какого цвета их башенки и какого — крыши; играют с птичками.
В конце занятия воспитатель читает стихотворение.
Села птичка на окошко. Посиди у нас немножко, Подожди, не улетай! Улетела... аи!
(А. Барто «Птичка») 398