Основные виды воспитания. Раскрыть особенности трудового воспитания.
Воспитание - это целенаправленное создание социальных, материальных, духовных и организационных условий для развития человека.
Трудовое воспитание - процесс вовлечения школьников в педагогически организованные виды трудовой деятельности с целью формирования у них психологической и практической готовности к труду, сознательному выбору профессии. Систему трудового воспитания учащихся можно представить четырьмя взаимосвязанными блоками: 1) трудовое воспитание в учебном процессе; 2) трудовое воспитание во внеучебной работе школы; 3) трудовое воспитание в семье; 4) трудовое воспитание во внешкольной работе. В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания: 1) ознакомление школьников с основами современного производства, научной организацией труда, трудовым законодательством, техникой и технологиями, социально-экономическими проблемами; 2) вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда (планировать свою деятельность; организовывать свое рабочее место, свой труд; работать со схемами, чертежами, картами; владеть мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.); работать с простейшими инструментами, и др.); 3) развитие нравственно-трудовых качеств личности: трудолюбия, долга и ответственности, целеуствемленности и предприимчивости, деловитости, профессиональности, честности, добросовестности, уважения к людям труда и результатам их деятельности и др.; 4) формирование у школьников мотивов трудовой деятельности, развитие познавательных и профессиональных интересов, наклонностей и способностей, стремления применять знания на практике, потребности в творческом труде; 5) побуждение учащихся к сознательному выбору профессии и получению допрофессиональной подготовки. Названные задачи отражают содержание работы школы по ТВ школьников. Среди средств ТВ ведущим является труд. Воспитательные возможности труда реализуются при соблюдении следующих условий: 1) органическая связь труда с процессом обучения (в труде учащиеся должны находить практическое применение знаний и умений); 2) сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьников (школьникам должна быть очевидна значимость труда, они должны быть убеждены в его целесообразности и полезности для общества, семьи и себя); 3) доступности и посильности труда (труд должен требовать от школьников напряжения сил, но трудовые задания не должны быть непосильными, а подбираться в соответствии с их возможностями и способностями); 4) продуманная организация труда школьников (должна быть определенная система включения школьников в трудовую деятельность с четким определением задач, порядка выполнения, распределения обязанностей, выделения ответственных, определения формы проведения и т.д.); 5) сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности школьников (с одной стороны, необходимо сотрудничество школьников в коллективе, с другой - каждый должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять, нести ответственность за качество и своевременность его исполнения); 6) заинтересованность (моральная, материальная) школьников в результатах своего труда. Основные пути осуществления ТВ: Трудовое обучение - специально организованный педагогический процесс, направленный на формирование знаний и умений в области труда. Формы: уроки труда, практикумы, экскурсии на производство и т.д. Участие школьников в различных видах труда: 1) Самообслуживание. Формы: уход за своими вещами, дежурство, уборка школьных помещений, ремонт книг, мебели и т.д. 2) Общественно полезный труд. Формы: шефство, благоустройство района, сбор макулатуры и т.д. 3) Производственный труд. Формы: учебно-производственные бригады, лесничества, школьные кооперативы, учебные цеха предприятий, семейный подряд, фермы, бюро услуг и др. 4) Учебный труд (интеллектуальный и физический). Все формы организации процесса обучения, которые сегодня используются в ходе преподавания учебных дисциплин. Внеурочная воспитательная работа. Формы: тематические вечера, встречи со специалистами и новаторами производства, предпринимателями, деловыми людьми, преподавателями учебных заведений, защита рефератов о профессиях и т.п.
Показатели трудовой воспитанности: потребность школьника в труде; интерес к труду; трудовая активность; наличие знаний о производстве, трудовых умений; готовность к выбору профессии; творческое отношение к процессу труда; трудовая дисциплинированность.