Введение. Рекомендовано Комитетом по высшей школе
Б.Т. Лихачев
ПЕДАГОГИКА
Курс лекций
Рекомендовано Комитетом по высшей школе
Министерства науки России в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений и слушателей
институтов и факультетов повышения квалификации
и переподготовки научно-педагогических кадров
Издание четвертое, переработанное и дополненное
Москва
УДК 378
ББК 74.200я73
Л65.
Пособие отмечено премией на конкурсе учебников по педагогике
Одобрено учебно-методическим объединением педагогических учебных заведений на базе Московского педагогического государственного университета им. В.И. Ленина.
Рецензенты:
академики Российской академии образования: В.А. Сластенин,
проф., докт. пед. наук, зав. кафедрой педагогики высшей школы
МПГУ им. В.И. Ленина; В.И. Журавлев, проф., докт. пед. наук,
зав. кафедрой педагогики МОПИ им. Н.К. Крупской
Лихачев Б.Т.
Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб.
Л65 заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.:
Юрайт-М,2001.—б07с.
ISBN 5-94227-099-6
В данном учебном пособии автором изложены лекции по «Педагогике» — одной из основных дисциплин, изучаемых в педагогических учебных заведениях.
Книга направлена на создание у студентов целостного представления о закономерностях развития педагогического знания, о логике педагогического процесса.
Особое внимание уделено психологическим аспектам педагогических явлений, пониманию детской личности как субъекта воспитания и обучения.
Для удобства изучения предмета каждая лекция сопровождается вопросами и заданиями, литературой для самостоятельной работы.
Для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК.
УДК 378
ББК 74.200я73
ISBN 5-94227-099-6
© Лихачев Б.Т, 1999
© 000 «Юрайт-М», 2001
Введение
В предлагаемом вниманию студентов, аспирантов и преподавателей учебном пособии по общей педагогике предпринята попытка нового подхода к структуре и содержанию курса на базе современных достижений педагогической и психологической наук. В основу структуры его содержания положена концепция всестороннего развития целостной личности школьника в целостном учебно-воспитательном процессе. В качестве основной формы целостности учебно-воспитательного процесса рассматривается детский воспитательный коллектив. В его рамках реализуется все содержание воспитания и обучения.
В соответствии с концепцией структура курса общей педагогики выстраивается в следующей логике. Раздел I — методологии и теоретических проблем педагогики — посвящается анализу общественных явлений воспитания, обучения, педагогической деятельности; целей воспитания, предмету и законам педагогики как науки; взаимосвязи педагогики и психологии; характеристике возрастного развития детей; обоснованию единства воспитания, обучения и жизни, целостности воспитания личности ребенка. Этот анализ важнейших объективных общественных процессов, являющихся предметом педагогики как науки, позволяет сделать вывод о целостном характере формирования личности в процессе ее взаимодействия в системе объективных общественных отношений.
Раздел II включает в себя теоретическое обоснование, содержательную характеристику и проблемы организации учебно-воспитательного 'процесса. Наряду с сущностью педагогического процесса в нем рассматриваются сущность и пути создания детского воспитательного коллектива как основной формы целостности учебно-воспитательного процесса, функции организаторов детского воспитательного коллектива, методы организации и мастерства педагогического взаимодействия с детьми, воздействия на них.
Далее логика развития курса проявляется в том, что в рамках общей мо-' дели целостного педагогического процесса рассматриваются содержание воспитания, его функциональные процессы, а также процессы обучения, образующие в результате взаимодействия педагогическую целостность. Это позволяет в разделе III курса выделить две части, единые по своей педагогической сути, но специфичные по содержанию, формам и методам. Одна из них посвящена общим проблемам теории, содержания и общей методике воспитания, другая — методике обучения.
В части 1 раздела III дается содержательный анализ основных функциональных воспитательных процессов, устанавливаются связи их взаимодействия в целостном учебно-воспитательном процессе, раскрываются проблемы формирования у школьников научного мировоззрения, духовно-ценностного, экономического, экологического воспитания, трудового и физического развития, становления эстетической, правовой, нравственной культуры. Содержанием части 2 раздела III. является теория обучения (дидактика). В нем раскрываются тенденции развития современного общего среднего об-пазования, сущность обучения, принципы отбора содержания среднего образования, система форм обучения, многообразие методов обучения и вовлечения детей в познавательную деятельность, а также воспитательные возможности учения. .
Логическим завершением этого структурного построения курса является четвертый раздел, знакомящий с проблемами реального воплощения идей целостности воспитания в системе народного образования, в современных принципах организации и управления школьным делом.
В рамках.общей концепции всестороннего развития целостной личности в целостном учебно-воспитательном процессе, положенной в основу структуры всего курса, обосновывается ряд зависимых от нее, углубляющих ее конкретных концепций, объясняющих теоретические и практические подходы к наиболее важным внутренним проблемам теории воспитания и обучения. Эти частные концепции не всегда общеизвестны и тем более общепризнаны, но для данного курса лекций они являются неотъемлемой органической составляющей, теми опорными содержательными идеями, научно-теоретическими обобщениями, которые скрепляют внутреннюю логику изложения педагогической науки. Назовем некоторые из них:
Концепция субъект-объектности и объект-субъектности педагогических отношений, объясняющая сущность и взаимоактивный, взаимовоспитывающий характер взаимодействий между педагогами и детьми.
Концепция единства воспитания и обучения при ведущей роли воспитания и их определяющего значения по отношению к развитию ребенка.
Концепция целостного самодеятельного формирования детской личности в системе педагогически организованной деятельности, отношений и общения.
Концепция воспитательного коллектива как субъекта, объекта и основной формы целостности учебно-воспитательного процесса.
Концепция единой многоступенчатой системы методов организации и самоорганизации детьми учебно-воспитательного процесса, взаимодействия и воздействия в нем.
Концепция единства принципов воспитания и обучения как целостного педагогического процесса.
Концепция стабильно-динамического и дифференцированного подхода к обоснованию и формированию учебного плана школы как основы базового, стартового образования в системе непрерывного образования.
Концепция классно-кабинетной, урочно-полиморфной (многообразие форм обучения при ведущей роли урока) системы обучения. В данном пособии, в соответствии с его новым концептуальным построением, принят определенный понятийно-терминологический аппарат, отвечающий требованиям концепции, но не всегда и не во всем совпадающий с общепринятым аппаратом действующих учебников и пособий по педагогике.
Выделим основные педагогические категории, ключевые термины, составляющие понятийный аппарат курса:
• воспитание как общественное явление;
• воспитание как педагогическая деятельность взрослых (педагогическая деятельность), педагогические механизмы воспитания — деятельность, отношения, общение;
• педагогическая деятельность как общественное явление;
• обучение, образование, самовоспитание, самообразование, перевоспитание;
• непрерывное образование;
• законы воспитания;
• иерархия законов педагогической науки;
• целостный педагогический процесс;
• комплексный подход к воспитанию;
• противоречия воспитания и обучения;
• конкретно-исторический характер педагогической деятельности;
• классовое и общечеловеческое воспитание;
• педагогическая наука, методы научного педагогического познания;
• педагогическая практика, методы обобщения и распространения передового и новаторского опыта;
• цель воспитания;
• целеполагание в педагогическом процессе;
• принципы научной организации воспитания и обучения;
• всестороннее и гармоничное развитие личности;
• ребенок как субъект и объект воспитания;
• самодеятельность детей;
• личность, индивидуальность;
• сущностные силы индивида;
• педагогическая диагностика;
• возрастные и индивидуальные особенности детей;
• умственное воспитание и развитие, знания, умения, навыки;
• формирование мировоззрения;
• политехническое образование;
• трудовое воспитание и обучение;
• профессиональное обучение и профориентация;
• нравственное воспитание и развитие;
• физическое воспитание и развитие;
• эстетическое воспитание и развитие;
• соединение обучения и воспитания с производительным трудом;'
• правовое воспитание;
• экономическое воспитание;
• антиобщественное развитие личности;
• антиалкогольное, антиникотиновое, антитоксикоманное и антинар-команное воспитание;
• развитие,среда, наследственность;
• педагогическое общение;
• индивидуальный подход;
• воспитательный коллектив как субъект, объект и форма целостности педагогического процесса;
• авторитет воспитателя;
• воспитательные функции педагога;
• педагогическое мышление;
• педагогическое искусство и мастерство;
• содержание образования, обучения, воспитания;
• общее среднее — базовое образование;
• формы воспитания и обучения;
• методы обучения и воспитания;
• педагогическая технология;
• классно-кабинетная, урочно-полиморфная система обучения;
• дифференцированное обучение;
• педагогическая этика;
• принципы системы народного образования.
Общая и частная концепции, заложенные в учебное пособие, а также понятийно-терминологический аппарат имеют своим назначением быть своеобразными опорными сигналами в усвоении педагогической науки, изложенной в логике концепции всестороннего формирования целостной личности в целостном учебно-воспитательном процессе.
Автор выражает глубокую и искреннюю благодарность всем лицам, принявшим заинтересованное участие в подготовке к изданию данного пособия, в первую очередь рецензентам А.С. Белкину, В.И. Журавлеву, В.А. Сластенину, Г.Н. Филонову, а также и тем, кто участвовал в конкурсном рецензировании рукописи, чьи фамилии не были обозначены на отзывах.