Социальные партнеры образовательной организации
Описание деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся…..427
2.3.9. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся………………………………………………………………………………………….429
Критерии, показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся ( поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях)…430
2.3.11. Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся…………………………………………………………………………432
2.3.12. Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся…………………………………………………………………………………..439
2.4. Программа коррекционной работы.. ..445
2.4.1.Цели и задачи коррекционной работы с обучающимися при получении основного общего образования…………………………………………………………………………………………..446
2.4.2. Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями ООП основного общего образования………………………………………………………………448
2.4.3.Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающую комплексное обследование, монитоинг динамики развития, успешности освоения ООП основного общего образования……………………………………………………………………………………………452
2.4.4. Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностнойтактики учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, других организаций, осуществляющих образовательную деятельность и институтов общества, реализующийся в единой урочной, внеурочной и внешкольной деятельности…………………………………….466
2.4.5. Планируемые результаты коррекционной работы.. …471
3. Организационный раздел основной образовательной программы основного общего образования 474
3.1. Базисный учебный план основного общего образования. 475
3.2. План внеурочной деятельности. 480
3.3. Календарный учебный график …………………………………………………………495
3.4.Система условий реализации основной образовательной программы.. 498
3.4.1. Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования 499
3.4.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования. 527
3.4.3. Финансово-экономические условия реализации образовательной программы основного общего образования 531
3.4.4.Материально-технические условия реализации ООП ООО…………………………..539
3.4.5. Информационно-методические условия реализации ООП ООО ……………………542
3.4.6.Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий ………………549
3.4.7.Модель сетевого графика (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий ……………………………………………………………………………………557
3.4.8. Контроль за состоянием системы условий реализации ООП ООО …………………570
Целевой раздел
Пояснительная записка
Общие сведения о школе
1.1. | Тип: | Организация, осуществляющая образовательную деятельность |
1.2. | Вид: | Основная общеобразовательная школа |
1.3. | Учредитель: | Администрация Тоншаевского района Нижегородской области |
1.4. | Организационно-правовая форма: | Муниципальное общеобразовательное учреждение |
1.5. | Юридический адрес: | 606940 Нижегородская область, Тоншаевский район, р.п.Шайгино, ул. Вокзальная д.55Г |
1.6. | Адрес(а) осуществления образовательной деятельности: | 606940 Нижегородская область, Тоншаевский район, р.п.Шайгино, ул. Вокзальная д.55Г |
1.7. | Банковские реквизиты: | ИНН 5234001915 КПП 523401001 БИК ОГРН Управление финансов р/с 4070 |
1.8. | Телефон: | (8 831)5194117 |
1.9. | Факс: | (8 831)5194117 |
1.10. | Е-mail: | [email protected] |
1.11. | Сайт: | shaigino.ucoz.ru |
1.12. | ФИО руководителя: | Соловьева Лариса Ивановна |
1.13. | ФИО заместителей: | Седова Ирина Вячеславовна Хлыбова Галина Кузьминична |
В 2015 году пройдена процедура лицензирования, ее результат – наличие бессрочной лицензии на право осуществления образовательной деятельности регистрационный № 172 серия 52Л01 №0002019 от 08 апреля 2015 г
Свидетельство о государственной аккредитации: от 27 мая 2015 года регистрационный номер №2018 серия 52А01 №0001583.
На основании имеющейся лицензии Школа реализует следующие образовательные программы:
общеобразовательные:
- начального общего образования;
- основного общего образования;
программа дополнительного образования по направленностям:
- художественно-эстетической;
- физкультурно-спортивной;
- духовно-нравственной
- военно-патриотической
- общекультурной
- общеинтеллектуальной
- социальной
- эколого-биологической
- туристко-краеведческой
Общая площадь всех помещений школы составляет 1751 кв.м. Техническое состояние зданий удовлетворительное. Условия осуществления образовательной деятельности соответствует государственным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм.
Для организации образовательной деятельности в школе оборудованы:
- 12 классных комнат (учебные кабинеты и лаборатории); все специализированные предметные кабинеты:
- 4 кабинета начальной школы;
- 1 кабинет литературы и русского языка;
- 1 кабинет иностранного языка ;
- 1 кабинет математики и информатики;
- 1 кабинет истории;
- 1 кабинет биологии, химии и географии;
- 1 кабинет физики;
- 1кабинет технологии;
- 1 библиотека;
-1 спортивный зал;
-1 кабинет ОБЖ.
Информационно-образовательное пространство школы состоит из:
- 22 компьютеров, из них: 18 компьютеров используются в учебном процессе, 2 компьютера – в воспитательном процессе, 9 компьютеров – с доступом к сети Интернет;
-9 кабинетов оборудованных мультимедийными проекторами;
- 2 кабинета оборудованы интерактивными аппаратно-программными комплексами.
Все учебные кабинеты оборудованы необходимой учебной мебелью, компьютерной и организационной техникой. Все кабинеты используются по назначению.
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Шайгинская ООШ (в дальнейшем ООП ООО) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
Нормативно-правовая база обеспечения ООП ООО в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами:
1.Федеральный закон России от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3.Приказ Минобрнауки РФ от 09.01.2014 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». С изменениями и дополнениями от: 29 июня 2011. 25 декабря 2013;
6.Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. № 1/15).
7.Конвенция о правах ребенка;
8.Нормативные документы Министерства образования Нижегородской области, отдела образования администрации Тоншаевского района;
9.Устав Школы и локальные акты.
При разработке ООП ООО МОУ Шайгинская ООШ были учтены:
-Уровень готовности учителей к реализации вариативных образовательных программ.
- Материально-техническое обеспечение учебного процесса.
-Традиции школы.
-Цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий.
-Учебно-методическая база реализации учебных программ.
Характеристика контингента обучающихся:
Школу посещают дети из п. Шайгино, Кировский. Тоншаево, д.Ошары,д.Лопатино.Обучение ведётся на русском языке, национальный состав обучающихся разнообразный: русские, марийцы, узбеки, татары, смешанные национальности. Оптимальный возраст для поступления в школу – 6 лет 6 месяцев. При получении основного образования возраст учащихся 11-15 лет.
Продолжительность обучения в основной школе – 5 лет.
Организация занятий в одну смену.
Наполняемость классов: от 6 до 16 человек.
Основная форма организации обучения - классно-урочная.
Администрация, органы государственно-общественного управления и самоуправления:
Управление Школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Школы и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Органами государственно-общественного управления являются:
- Совет Школы,
- Родительский Комитет,
- Совет обучающихся .
Режим работы образовательного учреждения:
Учебный год начинается 1 сентября, заканчивается 31 мая.
Продолжительность учебного года для 5 – 8 классов 35 недель, для учащихся 9 класса 34 недели. Учебный год разбит на 4 четверти. Начало занятий в 8.00.
Режим 6-дневной рабочей недели при соблюдении валеологических требований к организации учебного процесса: учебный план и расписание уроков составлены в соответствии с санитарно- гигиеническими требованиями (2.4.2.2821-10), не допускают перегрузки учащихся.
Аудиторная занятость:
5 класс - 32 часа, 6 класс – 32 часа, 7 класс – 34 часов, 8-9 классы – 35 часов (при 6 – дневной учебной неделе).
Продолжительность урока (академический час) во всех классах не превышает 45 минут, в соответствии с СанПин (2.4.2.2821-10).
Продолжительность перемен соответствует санитарным нормам и правилам: после 3 урока организована перемена, продолжительностью 30 минут для обучающихся 5-9 кл.
Продолжительность каникул в течение учебного года – 30 дней.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. В МОУ Шайгинская ООШ реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Кроме того, внеурочная деятельность в основной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
· спортивно-оздоровительное,
· духовно-нравственное,
· социальное,
· общеинтеллектуальное,
· общекультурное.
Внеурочная деятельность осуществляется за счёт часов дополнительного образования, внеклассных и общешкольных мероприятий, классных часов, участия в предметных неделях, очных и дистанционных олимпиадах и конкурсах всех уровней.
В инфраструктуре образовательного процесса задействованы:
· библиотека;
· кабинет информатики, оснащенный интерактивной доской, рабочими местами с персональными компьютерами, объединенными в локальную сеть и имеющими выход в сеть Интернет;
Кадровое обеспечение образовательного процесса:
· административный – 3 чел.;
· педагогический –11 чел
· обслуживающий персонал (8 человек)
средний возраст педагогов –46 лет
доля учителей-мужчин – 14 %
долевое распределение педагогов по уровню образования:
· высшее – 10 чел. (78,5%),
· средне - специальное – 2 (21,5%),
долевое распределение педагогов по уровню квалификации:
аттестовано работников –79% из них:
высшая квалификационная категория – 1 человек ( 7%).
первая квалификационная категория – 4 ( 29%)
соответствие с занимаемой должностью – 6( 43%)
без категории-3 (21%).
Наряду с реализацией инновационных проектов в школе педагогическими работниками осваиваются и применяются современные образовательные технологии: информационно-коммуникационные, интерактивные, тестовая технология оценки качества образования. Для освоения инновационных образовательных технологий в Школе созданы нормативно-правовые, научно-методические, организационно-содержательные и материально-технические условия.
Нормативно-правовые условия: наличие положений, локальных актов, регламентирующих деятельность в данном направлении.
Научно-методические условия: систематически проводятся учебы педагогических работников по освоению современных образовательных технологий через дни методической учебы, обучающие методические семинары, работы ШМО, обучение на курсах.
Материально-технические условия: В школе имеется весь необходимый для учебного процесса комплекс: учебные кабинеты, соответствующие санитарным нормам и нормам техники безопасности, спортивный зал, библиотека, обеденный зал, компьютерный класс с доступом в Интернет (6 компьютеров + 1 интерактивная доска, принтер 3 в одном: сканер, ксерокс). Идет постепенное обновление мебели, оборудования, наглядных пособий, модернизация средств обучения.
Социальные партнеры образовательной организации
- Поселковая библиотека;
- Районная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- ПДН ОВД;
- Государственная инспекция безопасности дорожного движения;
· Государственный пожарный надзор;
- Поселковая администрация;
- Отдел образования администрации Тоншаевского муниципального района;
- Нижегородский институт развития образования;
- Образовательные учреждения Тоншаевского муниципального района;
· Тоншаевский районный Центр детского творчества;
· Тоншаевский районный краеведческий музей;
· ДК п.Шайгино;
· Тоншаевская районная детская библиотека;
· Шайгинский поселковый медпункт;
· ГБУЗ НО «Тоншаевская центральная районная больница».
1.1.1. Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования
Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:
· Достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
· становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целейпри разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы основного общего образования
предусматривает решение следующих основных задач:
· обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
· обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
· обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
· установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
· обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
· взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
· выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;
· организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
· участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
· включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
· социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, общественного инспектора, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования;
· сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который предполагает:
· воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
· формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
· ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
· признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
· учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
· разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Основная образовательная программа формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 11–15 лет, связанных:
· с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностьюна уровне основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
· с осуществлением на каждом возрастном уровне (11–13 и 13–15 лет), благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий: моделирования, контроля и оценки и переходаот самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач кразвитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;
· с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
· с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
· с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
Переход обучающегося в основную школу совпадает спервым этапом подросткового развития - переходом к кризису младшего подросткового возраста (11–13 лет, 5–7 классы), характеризующимся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие самосознания – представления о том, что он уже не ребенок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14–15 лет, 8–9 классы), характеризуется:
· бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребенка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
· стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
· особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
· обостренной, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование нравственных понятий иубеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;т.е. моральным развитием личности;
· сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью подростков в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом, проявляющимися в разных формах непослушания, сопротивления и протеста;
· изменением социальной ситуации развития:ростом информационных перегрузок, характером социальных взаимодействий, способами получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Учет особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбором условий и методик обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни развитие социальной взрослости подростка требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Общие положения
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями ФГОС ООО, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП ООО, выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, программ воспитания и социализации, с одной стороны, и системы оценки результатов – с другой.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для каждого учебного предмета: регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом и, прежде всего, с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.
В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории обучения с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
Структура планируемых результатов
Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей.
В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:
1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.
2.Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.
3.Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их.
Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», относящихся к каждому учебному предмету: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История России. Всеобщая история», «Обществознание», «География», «Математика», «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», ориентируют пользователя в том, достижение какого уровня освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускника. Критериями отбора результатов служат их значимость для решения основных задач образования на данном уровне и необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся. Иными словами, в этот блок включается такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые могут быть освоены всеми обучающимися.
Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговое оценивание, которое может осуществляется как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфеля индивидуальных достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне ведется с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, – с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующий уровень обучения.
В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этого блока, могут продемонстрировать отдельные мотивированные и способные обучающиеся. В повседневной практике преподавания цели данного блока не отрабатываются со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данном уровне обучения. Оценка достижения планируемых результатов ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Соответствующая группа результатов в тексте выделена курсивом.
Задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», включаются в материалы итогового контроля блока «Выпускник научится». Основные цели такого включения – предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высоким (по сравнению с базовым) уровнем достижений и выявить динамику роста численности наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующий уровень обучения. Достижение планируемых результатов этого блока также вводятся в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксируются в виде накопленной оценки (в форме портфеля достижений). Результаты достижения планируемых результатов этого блока не учитываются при определении итоговой оценки.
Подобная структура представления планируемых результатов подчеркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.
1.2.3. Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, рачительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к осуществлению природоохранной деятельности).