Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
Парциальная программа по нравственно патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Родничок».
Цель:формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Задачи образовательной деятельности:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
- Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.
- Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
- Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
- Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома.
- Обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.). Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.). Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.
Предполагаемый результат:
имеет представление:
-о высших нравственных чувствах (любовь, долг и ответственность, гордость, стыд, совесть);
-о нормах и правилах поведения (в том числе моральных), о противоположных моральных понятиях (честность — лживость, скромность — нескромность (зазнайство) и т. д.);
-о видах нравственного выбора (положительный, отрицательный, компромиссный и др.) и его мотивах.
Ребенок в семье и сообществе.
Задачи образовательной деятельности:
Образ Я.
- Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением. Через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.
- Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.
Семья.
- Углублять представления ребенка семье и ее истории. Учить создавать простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи.
- Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников. Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому.
Детский сад.
- Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: детскому саду, дому, где живут дети, участку детского сада и др. Обращать внимание на своеобразие оформления разных помещений.
- Развивать умение замечать изменения в оформлении помещений, учить объяснять причины таких изменений; высказывать свое мнение по поводу замеченных перемен, вносить свои предложения о возможных вариантах оформления. Подводить детей к оценке окружающей среды.
- Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать ее произведениями искусства, рисунками. Привлекать к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам. Побуждать использовать созданные детьми изделия, рисунки, аппликации (птички, бабочки, снежинки, веточки с листьями и т. п.).
- Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения. Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ).
Родная страна.
- Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.
- Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т.д.). Воспитывать любовь к Родине.
- Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна. Рассказывать детям о том, что Москва – главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.
- Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.
Предполагаемый результат:
Имеет представление:
-о разнообразии способов общения и взаимодействия с детьми и взрослыми (пригласить, спросить разрешения, договориться, извиниться, обменяться предметами, распределить действия, похвалить и др.).
-о разнообразии форм и способов конструктивного взаимодействия и разрешения конфликтов (вежливо приглашать сверстника к деятельности, не мешать друг другу, не обижать; замечать, если сверстнику нужна помощь, и оказывать её словом и делом;
-поддерживать, подбадривать друг друга, соблюдать правила, при необходимости обмениваться игрушками и предметами, вежливо разговаривать; не кричать, не расстраиваться и не плакать, если что-то не получается; ждать, если это необходимо, своей очереди, по возможности уступать сверстнику, справедливо распределять роли в игре, справедливо оценивать процесс и результат деятельности партнёра и др.);
-о зависимости результата совместной деятельности от общих усилий партнёров по деятельности, о причинах и следствиях действий, поступков, поведения, отношения.
-о собственной принадлежности к семье, о своей родословной, о родственниках, об их судьбах, интересных случаях из их жизни;
-о составе семьи, своей принадлежности к ней, некоторых родственных связях (например, свекровь — невестка, тёща — зять), о профессиях, интересах и занятиях родителей и родственников, об именах и отчествах родителей, ближайших родственников; о функциях людей разного пола и возраста в семье;
-о гендерных отношениях и взаимосвязях в семье как между детьми, так и между взрослыми («Когда я женюсь, то буду мужем, а для своих детей — отцом»);
-об адресе (страна, город (село), улица, дом, квартира), по которому проживает семья, номере телефона квартиры (дома), адресах и номерах телефонов близких родственников, друзей семьи;
-о своей принадлежности к членам группы детского сада, о фамилии, имени, отчестве заведующей детским садом, об адресе детского сада
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Образовательные области и направления | Тема | Цели (программное содержание) НОД | Материалы и оборудование; литературно-музыкальное сопровождение | Организованная образовательная деятельность (различные виды деятельности) | ||||
Сентябрь | |||||||||
Социально – коммуникативная (программа «Родничок») | Игра-путешествие «Широка страна моя родная» | Закреплять и расширять знания о родном городе, округе, о столице страны: государственные символы, государственный язык, достопримечательности; познакомить детей с понятием «столица». Воспитывать чувство патриотизма и любовь к Родине. | Знакомство с флагами и гербами города, округа, страны. | Продуктивная: конкурс рисунков «Наш город глазами детей» | |||||
Социально – коммуникативная (программа «Родничок») | Экскурсия «Путешествие по городу» | Познакомить дошкольников со своей «малой родиной», улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением; уточнить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, воспитывать чувство ответственности за свой город | Рассматривание фотографий центральных зданий города, как ориентиров предстоящей прогулки. | Продуктивная: изготовление макета улицы города. | |||||
№ п/п | Образовательные области и направления | Тема | Цели (программное содержание) НОД | Материалы и оборудование; литературно-музыкальное сопровождение | Организованная образовательная деятельность (различные виды деятельности) | ||||
Октябрь | |||||||||
Социально – коммуникативная (программа «Родничок») | Беседа «Русские матрешки» | Знакомить детей с историей создания кукол в разных странах (Япония, Россия); формировать интерес к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке; дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки; воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества. | Демонстрационный материал: сундук, иллюстрации Дарума, игрушек – матрешек (семеновской, загорской, полх-майдановской), игрушка – матрешка, аудиозаписи. Раздаточный материал: заготовки матрешек, геометрические фигуры разной формы, цвета и величины, клей-карандаш, салфетки. | Продуктивная: аппликация «Украсим матрешку» | |||||
Социально – коммуникативная (программа «Родничок») | Беседа - игра «Наши отношения» | Учить детей культуре общения мальчиков и девочек. | Фишки-игрушки. | Продуктивная: оформление стенда «Правила взаимоотношений мальчиков и девочек» (рисунки детей) | |||||
Социально – коммуникативная (программа «Родничок») | Рисунок-рассказ «Мой детский сад». | Вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления; воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам. | Листы бумаги, карандаши, магнитофон. | Продуктивная: работа в Зимнем саду: уход за животными, растениями; дизайн «Украсим детский сад». | |||||
№ п/п | Образовательные области и направления | Тема | Цели (программное содержание) НОД | Материалы и оборудование; литературно-музыкальное сопровождение | Организованная образовательная деятельность (различные виды деятельности) | ||||
Ноябрь | |||||||||
Социально – коммуникативная (программа «Родничок») | Беседа «Семья и родной дом» | Формировать представление о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи. | Семейные фотографии. | Продуктивная: изготовление поздравительных открыток ко Дню матери. Восприятие художественной литературы и фольклора: чтение сказки «Гуси лебеди». Коммуникативная: рассматривание семейных фотографий | |||||
Социально – коммуникативная (программа «Родничок») | Беседа «Моя родня» | Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью. | Иллюстрации к стихотворению Я. Акима «Мой брат Миша», к рассказу В. Драгунского «Сестра моя Ксения». | Продуктивная: оформление альбома «Наша дружная семья» (Семейные фотографии детей группы). Восприятие художественной литературы и фольклора: чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,«Хаврошечка» | |||||
Социально – коммуникативная (программа «Родничок») | Беседа «Что такое героизм» | Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам, желание подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожими на них. Уточнять и расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны. | Фотографии героев Великой Отечественной войны, книга В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». | Восприятие художественной литературы и фольклора: чтение стихотворений С. Михалкова «Дядя Степа», С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». | |||||
Социально – коммуникативная (программа «Родничок») | Игра-путешествие «Выставка дымковских игрушек» | Формировать у детей понятие русская народная игрушка, знакомить детей с народной дымковской игрушкой; воспитывать эстетическое отношение у детей к народным игрушкам. | Аудиозаписи русской народной музыки, дымковские игрушки, глина. | Коммуникативная: экскурсия «Игрушки дымковских мастериц» (временная экспозиция в изостудии). Продуктивная: лепка «Дымковские барышни». | |||||
№ п/п | Образовательные области и направления | Тема | Цели (программное содержание) НОД | Материалы и оборудование; литературно-музыкальное сопровождение | Организованная образовательная деятельность (различные виды деятельности) | ||||
Декабрь | |||||||||
Социально – коммуникативная (программа «Родничок») | Экскурсия в магазин. | Знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда жителей города; воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах; стимулировать у детей интерес и любовь к своему городу; оздоровить детей в процессе пешеходных экскурсий. | Продуктовый магазин. | Продуктивная: •изготовление муляжей для игры в магазин. •рисование «С мамой (с папой) в магазин за покупкой». | |||||
Социально – коммуникативная (программа «Родничок») | Творческая игра «Страна вежливости» | Учить детей уместно, в зависимости от ситуации и адресата, употреблять вежливые слова приветствия; объяснить детям значение вежливых слов; учить правильно употреблять слова в речи; обучать общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу. | Тексты стихотворений о вежливых словах. | Коммуникативная: проведение дня вежливых слов один раз в неделю. | |||||
Социально – коммуникативная (программа «Родничок») | Беседа «Кто заботится о нас в детском саду». | Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять им радость. | Фотографии, стенд. | Изобразительная: изготовление подарков «Поздравляем с Новым годом всех, кто заботится о нас в детском саду!» | |||||
№ п/п | Образовательные области и направления | Тема | Цели (программное содержание) НОД | Материалы и оборудование; литературно-музыкальное сопровождение | Организованная образовательная деятельность (различные виды деятельности) | ||||
Январь | |||||||||
Социально – коммуникативная (программа «Родничок») | Игра-развлечение «История одной куклы» | Знакомить детей с куклами и играми коренных народов Севера. Продолжать формировать у ребенка культуру мышления и навыки исследовательской деятельности: умение задавать вопросы, описывать предмет, имитировать движения, звуки животных и птиц. | Национальные куклы, аудиозапись мелодий коренных народов, песни о Ямале. | Продуктивная: оформление творческой выставки «Ямальские куклы» (рисунки детей). Музыкальная: разучивание песни «Северный хоровод» | |||||
Социально – коммуникативная (программа «Родничок») | Игра-беседа «Учимся правильно разговаривать» | Познакомить детей с правилами ведения диалога с взрослыми, подвести к пониманию необходимости соблюдения правил. | Куклы, иллюстрации (дети говорят за столом). | Продуктивная: изготовление эмблемы для самого вежливого ребенка. | |||||
Социально – коммуникативная (программа «Родничок») | Праздник «Рождество Христово» | Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования христианского праздника – Рождества; развивать речевые, музыкальные, коммуникативные способности детей; воспитывать уважение, интерес к традициям и культуре России. | Елочка, аудиозаписи рождественских мелодий, рождественские открытки, маски, костюмы. | Коммуникативная: подготовка к развлечению: разучивание песен, стихотворений. | |||||
№ п/п | Образовательные области и направления | Тема | Цели (программное содержание) НОД | Материалы и оборудование; литературно-музыкальное сопровождение | Организованная образовательная деятельность (различные виды деятельности) | ||||
Февраль | |||||||||
Социально – коммуникативная (программа «Родничок») | Беседа «Мой папа» | Развивать интерес к миру взрослых людей, вызывать желание подражать в достойном поведении; рассказать о взаимоотношениях между ребенком и отцом в семье; воспитывать доброжелательное отношение и желание поделиться своими мыслями и чувствами о своей семье. | Выставка совместных творческих работ (папа и ребенок) | Продуктивная: изготовление поздравительных открыток ко Дню Защитника Отечества. Коммуникативная: беседа о профессии папы. | |||||
Социально – коммуникативная (программа «Родничок») | КВН «Будем в армии служить» | Формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины; активизировать имеющиеся знания, самостоятельные рассуждения, реагировать на высказывания партнера. | Игрушка, разрезные картинки, 2 детских ведра с водой, ложки, картошка, мешки для аттракциона, канат. | Продуктивная: рисование «Мой папа – солдат!» | |||||
Социально – коммуникативная (программа «Родничок») | Беседа «Моя Родина» | Воспитывать у детей патриотические чувства – любовь и уважение к Родине. | Карта России, иллюстрации с изображением природы России. | Коммуникативная: •рассматривание энциклопедии «Растительный и животный мир России»; •заучивание стихотворения М. Лисянского «Моя Родина», • русских народных пословиц о России. | |||||
№ п/п | Образовательные области и направления | Тема | Цели (программное содержание) НОД | Материалы и оборудование; литературно-музыкальное сопровождение | Организованная образовательная деятельность (различные виды деятельности) | ||||
Март | |||||||||
Социально – коммуникативная (программа «Родничок») | Беседа «Бабушка и дедушка в семье». | Расширять представления о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им. | Иллюстрации по теме «Семья». | Продуктивная: изготовление поздравительных открыток ко Дню 8 марта (для бабушек). Коммуникативная: беседа с детьми о старших членах семьи. | |||||
Социально – коммуникативная (программа «Родничок») | Игра-беседа «Правила, по которым мы живем» | Формировать умения и навыки поведения в обществе; воспитывать осознанное отношение к нормам и правилам; развивать способность к умозаключениям, к оценке и самооценке. | Картинки с изображением правильных и неправильных действий, фишки, фланелеграф. | Продуктивная: изготовление знаков-заместителей правил поведения детей. | |||||
Социально – коммуникативная (программа «Родничок») | Беседа «Государственные символы России» | Формировать представления детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе; подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. Воспитывать любовь и чувство гордости к Родине. | Географическая карта, изображение флага и герба России; листы с изображением герба России, изобразительный материал. | Восприятие художественной литературы и фольклора: заучивание наизусть стихотворений В. Степанова «Флаг России», «Герб России». Коммуникативная: рассматривание герба и флага Россия. | |||||
№ п/п | Образовательные области и направления | Тема | Цели (программное содержание) НОД | Материалы и оборудование; литературно-музыкальное сопровождение | Организованная образовательная деятельность (различные виды деятельности) | ||||
Апрель | |||||||||
Социально – коммуникативная (программа «Родничок») | Игра-развлечение «Вороний день» | Дать представления детям о некоторых особенностях культуры народов Крайнего Севера (фольклоре хантыйского народа: загадки, игры, музыка), познакомить с обычаем празднования национального праздника «Вороний день», воспитание, уважение к народам разной национальности. | Демонстрационный: кукла народов ханты, русская кукла матрешка, музыка народов ханты (в исполнении Лагея) и русская песня «Матрешки», амулеты, атрибуты к подвижной игре, декорации: чум, олень, нарты, ель, ворона. Раздаточный: амулет, тарелочка с деталями амулета, клей-карандаш, сухая и мокрая салфетки. | Продуктивная: •изготовление амулетов; •рисование «Хант», «Олень – друг ханта» Коммуникативная: экскурсия в мини – музей детского сада «Ознакомление с национальной одеждой народов ханты» Познавательно – исследовательская: знакомство с куклой народа ханты и русской куклой матрешкой, правилами игры «Важенка и оленята» | |||||
Социально – коммуникативная (программа «Родничок») | Экскурсия в библиотеку. | Познакомить детей с общественными зданиями микрорайона, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда для жителей города. Воспитывать правила культуры поведения на улице и в общественных местах; стимулировать у детей интерес и любовь к своему городу, заботу о его красоте и чистоте; оздоровить детей в процессе пешеходных экскурсий. | Коммуникативная: сюжетно-ролевая игра «Библиотека». Восприятие художественной литературы и фольклора: •чтение художественной литературы, •рассматривание оформление книг. | ||||||
Социально – коммуникативная (программа «Родничок») | Беседа «9 Мая – День Победы» | Активизировать знания детей об армии. Вызвать желание больше узнать о трудовых буднях наших воинов. | Выставка иллюстраций, книг, фотографий о войне; аудиозапись песни «День Победы» Д. Тухманова. | Восприятие художественной литературы и фольклора: чтение рассказов и стихотворений о войне. Конкурс чтецов. | |||||
№ п/п | Образовательные области и направления | Тема | Цели (программное содержание) НОД | Материалы и оборудование; литературно-музыкальное сопровождение | Организованная образовательная деятельность (различные виды деятельности) | ||||
Май | |||||||||
Социально – коммуникативная (программа «Родничок») | Литературная композиция «День Победы» | Воспитывать уважение к празднованию Дня Победы, развивать ловкость, быстроту, умение приходить на помощь другу, воспитывать уважение к пожилым людям, ветеранам ВОВ. | Фотографии, книги, рисунки о войне; песни довоенные, Д. Тухманова «День Победы», В. Лебедева-Кумача «Священная война», А. Суркова «В землянке»; карта военных действий, бинокль, конверт, бинт. | Продуктивная: •изготовление поздравительных открыток для ветеранов; •рисование «Праздничный салют». | |||||
Социально – коммуникативная (программа «Родничок») | Игра – путешествие «Москва – главный город нашей Родины» | Формировать у детей понятие Москва – столица, главный город России, воспитывать патриотические, гражданские чувства. | Иллюстрации с видами Москвы: Красная площадь, Спасская башня Кремля, Царь – колокол, Царь – пушка, Кремлевский дворец и т.д.; капитанская фуражка, штурвал корабля. | Познавательно – исследовательская: просмотр слайдов «Москва - столица России». Восприятие художественной литературы и фольклора: разучивание стихотворения И. Токмаковой «Красная площадь» | |||||