Требования к организации контроля знаний

1). Индивидуальный характер контроля;

2). Систематичность;

3). Разнообразие форм проведения;

4). Всесторонность;

5). Объективность контроля;

6). Дифференцированный подход;

7). Единство требований учителей.

Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.

Вопросы и задания

1. Раскройте понятия «контроль», «проверка», «оценка», «отметка».

2. Каковы основные виды контроля, дайте им характеристику.

3. В чем сущность наблюдения как метода контроля и проверки знаний?

4.Приведите примеры реализации основных требований к организации контроля знаний по своей учебной дисциплине.

ТЕМА 20. ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ, ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Понятие школьной неуспеваемости.

Основные причины школьной неуспеваемости

Средства преодоления и устранения неуспеваемости

Понятие школьной неуспеваемости.

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям учебного заведения. Это могут быть недостаточно сформированные навыки чтения, счета, письма, слабое владение интеллектуальными умениями анализа, сравнения, обобщения и т.д.

Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимают комплекс негативных качеств личности и поведение, противоречащее требованиям общества и учебного заведения.

Основные причины школьной неуспеваемости

Причины неуспеваемости:

Социально-экономические – материальная необеспеченность семьи, неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей. Общее состояние общества тоже отражается на детях, но главное – недостатки в семейной жизни.

Причины биопсихического характера – наследственные особенности, способности, черты характера. Следует помнить, что задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков. Наука доказала, что у всех рожденных здоровыми младенцев примерно одинаковые возможности развития, которое зависит от социальной, семейной среды и воспитания.

Педагогические причины – результат ошибок, низкого уровня работы учителя, воспитателей, школы. Дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность учителя ведет к неудачам в учебе.

Средства преодоления и устране6ния неуспеваемости

Наиболее эффективными средствами устранения неуспеваемости являются:

Педагогическая профилактика: поиск наиболее эффективных педагогических систем, технологий обучения и воспитания, интерактивных методов и приемов обучения и т.д.

Педагогическая диагностика: систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное обнаружение пробелов в знаниях, педагогический консилиум и т.д.

Педагогическая терапия: меры по устранению отставаний, дополнительные занятия с отстающими и неуспевающими учениками, группы выравнивания,

Комплексное воспитательное воздействие: поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника, она является частью социально-педагогической, психологической работы с трудными учащимися.

Вопросы и задания

1. Раскройте сущность понятия «школьная неуспеваемость».

2. Разведите понятия «отставание», «неуспеваемость», «педагогическая запущенность».

3. Каковы основные причины школьной неуспеваемости.

4.В чем заключается дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность учителя? Каковы основные пути решения данной проблемы?

ТЕМА 21. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Понятие мотива, мотивации

Уровни и виды мотивов

Наши рекомендации