Взаимовлияние мышления и восприятия, обучения и развития, коррекции и компенсации
2.повышение уровня сенсорной готовности
путем формирования зрительных сенсорных эталонов:
1)через расширение и углубление знаний о свойствах и качествах предметов
2)формирование системы сенсорных эталонов
3)обучение навыкам использования эталонов при анализе качеств и свойств предметов
4)развитие сенсорных обследовательских операций - узнавание, локализация из множества, соотнесение, сравнение, … .
В детской психологии известны этапы овладения детьми эталонами:
I. первичное выделение и узнавание ребенком свойств предметов (найди все синие, возьми правильно)
II. последующее знакомством с образцом свойства (эталоном) + понятие (круглый, катится)
III. обучение использованию сформированных представлений (по памяти)
// По этим этапам работает и тифлопедагог
НО: из-за своеобразия зрительного восприятия дети с нарушениями зрения испытывают трудности (отнесение объектов светло-оранжевого цвета к объектам желтого цвета, фиолетового — к синему, коричневого — к черному)
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ формирования представления об эталонах:
I.узнавать цвета (формы, …), хорошо различимые даже при значительном снижении остроты зрения — красный, желтый (на темном фоне), зеленый (сравнивать и отличать друг от друга красный — желтый, синий — зеленый, желтый — зеленый цвета; локализовать красный цвет из сине-зеленых, синий из красно-желтых, зеленый из красно-синих, желтый из сине-красных цветов);
II.обучение зрительным способам узнавать, выделять в окружающем (с увеличением расстояния до предмета) светлые и темные тона красного, желтого, зеленого, синего цветов (формы, ..);
III.локализовывать заданный оттенок (форму, …) из нескольких оттенков цвета (желтый из множества желто-оранжевых цветов, красный из оранжево-красных и фиолетово-красных);
a сенсорная готовность к обучению предполагает развитие способности детей различать от 8 до 12 оттенков красного, зеленого, синего и до 5 оттенков коричневого, оранжевого, фиолетового, желтого, голубого цветов при увеличении поля восприятия и расстояния между цветными объектами.
3.формирование потребности использования зрительных умений и навыков для установления причинно-следственных связей
1)через формирование способов восприятия сюжетного изображения, формирование знаний об информативных признаках и предметах, раскрывающих сюжет; обучение способности выделять их в сюжетном изображении с установлением логических связей:
целостное обведение взором,
выделение главного,
восприятие по плану,
детальное рассматривание отдельных объектов, понимание их связей,
составление заключения об изображённом
ЗАДАЧИ:
• целостно рассматривать три композиционных плана;
• рассматривать человека с определением позы, жестов, мимики и др.;
• целенаправленно определять информативные признаки, характеризующие явления природы и место действия;
• определять социальную принадлежность персонажей по одежде, предметам обихода и т. д.
2)развитие устной речи.
4. Освоение пространства
ü развитие восприятия глубины пространства на полисенсорной основе ü формирование измерительных навыков (в малом и большом пространствах) ü развитие точности восприятия; ü способности применять полученные знания в практической деятельности ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ УМЕНИЯ | ü развитие способности ориентироваться в пространстве посредством освоения пространственных представлений; ü расширение опыта социальных навыков. «учить детей зрительным способом выделять пространственное положение в группе предметов, определять изменение места его расположения»; «учить зрительно оценивать пространственные отношения между предметами, оценивать положение одного относительно других, отражать эти отношения в практической деятельности»; «учить воспринимать пространственные отношения между частями одного предмета, видеть зависимость изменения характеристик предмета при перемене пространственных отношений между его частями» ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ |
5. использование средств педагогического воздействия для развития зрительных функций
ТРЕНИРОВОЧНАЯ деятельность с целью стабилизации достигнутого лечебными средствами уровня развития функции (научить при восприятии окружающего максимально использовать свои потенциальные зрительные возможности: от грубой дифференцировки цветов до способности различать оттенки одного цвета)
СРЕДСТВА:
– восприятие силуэтных и контурных изображений на прямом и обратном контрасте (второе в различительном плане сложнее)
– восприятие зашумлённых, наложенных, перевёрнутых изображений
6. обеспечение связи мануальных и зрительных действий,
совершенствование зрительно-моторной координации
1)развивать сравнительные практические действия (пробное прикладывание объектов друг к другу, наложение одного объекта на другой)
2)учить приспосабливать мануальные движения к особенностям предмета
3)учить выполнять мануальные обследовательские действия при восприятии предметов округлой и угольной форм
4)при владении мануальными обследовательскими действиями - подключение руки при зрительном восприятии незнакомого или малознакомого предмета (выбирать из двух меньший, больший (с подключением практических действий) в малом и большом пространствах; учить выбирать из трех два одинаковых по величине предмета) при последующем переходе только на зрительное восприятие.
5)развитие зрительно-моторной координации (проведение непрерывных прямых линий, линий кривых и изогнутых под различными углами от заданного начала к заданному концу, между границами или по заданному образцу).
Методика формирования свойств зрительного восприятия (по Л.П. Григорьевой)
Работа с методиками, которые описаны ниже, предусматривает организацию зрительной поисковой активности ребенка, улучшение стратегии обработки отличительных признаков объектов, формирование перцептивно-когнитивных операций.
ПРЕДМЕТНОСТЬ И ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ
Материал. На коррекционных занятиях используются натуральные предметы и их модели, разной степени сложности конструкторы. К натуральным предметам относятся геометрические фигуры, предметы, состоящие из комбинации геометрических фигур, предметы жизнедеятельности людей, растительного и животного мира. В дидактическом материале должно быть как можно больше предметов и их моделей, с которыми ребенок сталкивается в быту, и они имеют для него определенную значимость (предметы домашнего обихода, посуда, одежда, мебель и т.д.). С помощью моделей необходимо формировать предметность тех зрительных образов, с которыми ребенок может встретиться в учебно-воспитательном процессе в реальной жизни. Модель — это или точная копия натурального предмета или таковая с изменением масштаба. Модель дает возможность ознакомить ребенка со свойствами тех предметов, которые не могут быть представлены на занятиях натурой. Кроме того, в дидактическом материале должны быть представлены соответствующие изображения натуральных предметов и моделей.
Стратегии и приемы выполнения обучающих заданий. Работа ребенка с предметами имеет множество вариантов заданий в зависимости от того наглядного материала, которым располагает педагог. Прежде всего необходимо учить детей способам зрительно-осязательного обследования предмета и сопоставления его с соответствующим изображением на рисунке. Следует обучать детей выделять характерные признаки предмета и его изображения, сопоставлять их, находить сходство и различие. Можно предложить ребенку найти в рядах, состоящих из пяти, семи, десяти изображений, соответствующее определенному предмету изображение, подобрать к ряду изображений ряд предметов. Важным приемом является обучение детей составлять предмет из его отдельных частей по образцу, представленному на рисунке, по представлению, по словесному описанию педагога.
Следующим этапом может быть обучение опознанию предмета при предъявлении его отдельных частей. Занятия с конструктором имеют несколько стадий. Вначале дети знакомятся с материалом конструктора и изучают его свойства с целью определения, идентификации элементов, их признаков. Основные приемы включают опознание, сравнение деталей, поиск и выделение элементов из числа других, соединение частей в единую композицию. Работа с конструктором позволяет обучать детей видению с помощью действия и по примеру. Вначале осуществляется совместная деятельность педагога и ребенка. Затем педагог создает ситуацию для сотрудничества, взаимодействия детей в процессе решения общей перцептивной задачи. Ребенок учится видеть при наблюдении за выполнением заданий педагогом и другими детьми, а также в процессе самостоятельного действия с элементами конструктора. Конструирование осуществляется по образцу, присутствующему в поле зрения ребенка; по представлению (составление модели по образцу, предъявленному только на некоторое время для рассмотрения и запоминания); по подробной вербальной инструкции педагога. Манипуляция с элементами конструктора способствует познанию свойств объектов и развитию мыслительных операций.
// работа с методикой развития интермодального восприятия способствует усвоению основных сенсорных эталонов с помощью предметных образцов; формированию умений делить предмет на части, понимать его структуру, соотносить части и их в признаки, объединять части в единое целое; развитию навыков сопоставления образа, формирующегося в ходе работы с предметом, и хранящегося в памяти образа-эталона. У детей формируются предметно-пространственные представления, умения воспроизводить пространственное расположение предметов, изменять структуру перцептивного поля, умения соотносить реальные предметы с их изображениями.
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ АНАЛИТИЧЕСКОГО И ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ (НАГЛЯДНО-ОБРАЗНАЯ)
Материал. Требуется большое разнообразие иллюстративного материала: контурные и силуэтные изображения (черные и цветные); простые, сложные черно-белые и гетерохромные изображения; плоскостные (двумерные) и объемные (трехмерные).
Стратегии и приемы работы с наглядным материалом. При глубоких нарушениях зрения, когда эмпирическое формирование перцептивной целостности затруднено, восприятие в большинстве случаев должно быть аналитическим, чтобы был достигнут положительный результат. Необходимо развивать у детей умения и навыки аналитического восприятия, что облегчит формирование перцептивной целостности.
На самых первых коррекционных занятиях педагог организует ориентировочно-исследовательскую деятельность детей в зрительной среде. Ребенка просят найти рисунок, выделить его на фоновой плоскости, определить его границы. Выделив рисунок как объект, дети учатся ориентироваться на его плоскости: определяют верх — низ, правую — левую, центральную части. Затем дается инструкция найти предметное изображение на рисунке и обвести его контур с целью формирования первичной целостности еще не завершенного процесса восприятия.
Далее педагог обучает ребенка восприятию не только контура, но и внутренней структуры изображения. С этой целью проводится зрительный анализ, т.е. последовательное, развернутое в пространстве и во времени изучение предъявленного изображения. Оно может быть разделено на части, и ребенок знакомится с сенсорными характеристиками частей, их отношениями по величине, расположению в пространстве и т.д. Формированию умений выделять внутри определенного целого изображения его крупные фрагменты и элементы следует уделять большое внимание. Это необходимо для развития операции анализа целостных образов. При этом зрительная система, не разрушая первоначальную целостность, как бы "обрабатывает" отдельные фрагменты изображения, тем самым анализируя его структуру. На этом этапе можно использовать знания ребенка об общих свойствах данного класса объектов в процессе восприятия одного из них (операция конкретизации).
Обучение приемам анализа изображения сочетается с обучением синтезу (объединению) его частей в единое целое. В сформированном состоянии операция анализа — мысленное разделение объекта на части; обнаружение его существенных признаков; а операция синтеза — мысленное объединение частей или свойств в единое целое. В процессе восприятия анализ и синтез неразрывны; переход от частей к целому осуществляется в едином аналитико-синтетическом процессе. Высокий уровень развития этих операций у детей с низким зрением может способствовать компенсаторному облегчению опознания сенсорно обедненных зрительных образов.
// Таким образом, формирование качеств целостности и структурности восприятия в процессе перцептивного обучения включает три этапа:
I. первоначальное восприятие изображения как единого целого;
II. восприятие в целом его структуры и свойств;
III. более полное и совершенное восприятие целого с его структурой и деталями.
В ходе коррекционных занятий следует формировать целостные образы, которые приобретают значения эталонов. Для реализации этой цели можно рекомендовать выполнение детьми следующих заданий.
Составление целого изображения из его частей. Вначале ребенок составляет изображения по образцам, находящимся в его поле зрения. На следующем этапе педагог показывает ребенку образец, просит запомнить это изображение, убирает его из поля зрения и затем ребенок составляет изображение по образу-представлению. После этого ребенок сравнивает собранное им изображение с оригиналом, находит и исправляет в нем ошибки. Важно научить ребенка составлять изображения по словесному описанию педагога. Полезный прием для формирования качеств целостности и структурности — нахождение и дополнение недостающих фрагментов изображений.
Зрительный поиск по образцу и по памяти целевого (заданного) изображения в наборах, "состоящих из трех, пяти, семи и десяти изображений. Это способствует усвоению понятия целостной идентичности изображений.
Зрительный поиск изображений по сочетанию двух и более признаков (цвет — цвет, цвет — форма, размер — форма-цвет и т.д.) в перцептивных полях, содержащих от трех до десяти изображений. Выполнение заданий такого типа способствует установлению связей внутри систем сенсорных эталонов и между системами и, следовательно, формированию целостности и структурности восприятия.
Воспроизведение цветовой гаммы простых и сложных гетерохромных рисунков по образцу и по образу-представлению.
Выполнение предлагаемых заданий связано с активным вовлечением в акт восприятия мнемонических и мыслительных процессов, что имеет компенсаторное значение при нарушениях сенсорного отражения.
КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
У слабовидящих и частичновидящих детей диапазон константного восприятия в разной степени сужается.
Материал. Используются контурные, силуэтные, плоскостные и объемные сложные изображения с широкой вариативностью признаков (формы, цвета, размера, ориентации и т.д.).
Используется стратегия опознания изображений при изменяющихся условиях их предъявления. Определяется максимальное расстояние от глаз, на котором изображения разного размера опознаются правильно. Затем это расстояние постепенно увеличивается, закрепляются навыки опознания изображений на больших расстояниях от глаз. Для достижения этой цели используются следующие задания.
Опознание предметов, изображенных в фас, профиль, полупрофиль и т.п.
Сравнение размеров изображений, находящихся на различных расстояниях от глаз. Один и тот же зрительный угол может быть при разных расстояниях у объектов с разными размерами. Ребенок обучается учитывать информацию о размере объектов и расстояниях до них в процессе сравнения.
Зрительный поиск целевого изображения, отличающегося цветом, размером, ориентацией, местоположением от других похожих изображений в перцептивном поле.
Сравнение и определение идентичности формы двух объемных (трехмерных) объектов, один из которых изображен фронтально, а другой повернут под определенным утлом к зрительной оси (20, 40 или 60 градусов).
Сравнение рисунков, изображающих одну и ту же предметную ситуацию с разных точек наблюдения: ребенок устанавливает, с какого места ведется наблюдение.
Развитие константности восприятия сложных гетерохромных рисунков. Педагог объясняет детям, как в зависимости от яркости источника света в некоторой степени может изменяться окраска объектов. Яркий дневной свет осветляет все цвета, привносит голубые оттенки. Солнечный свет, отражаясь на предметах, осветляет их желтыми тонами. В вечернем освещении преобладают красные лучи, поэтому все цвета приобретают красноватый оттенок. Глубина теней зависит от положения солнца над линией горизонта; тени на светлом фоне — голубые, а глубокие тени — темно-синие. Подробный и многократный разбор рисунков в разных условиях демонстрации позволит сформировать у детей константность восприятия форм и окрасок сложных изображений.
АППЕРЦЕПЦИЯ И АНТИЦИПАЦИЯ
У слабовидящих и частичновидящих детей сужение сферы чувственного опыта ухудшает апперцепцию. Дефицит предыдущего зрительного опыта затрудняет опознание объектов. При нарушениях механизмов антиципации на разных ее уровнях восприятие чрезмерно дискретно, фрагментарно. Внешний мир может выглядеть как нечто, состоящее из отдельных кадров.
Материал. Наборы черно-белых и гетерохромных изображений по темам: "Предметы быта и жизнедеятельности человека"; "Растительный и животный мир" и др. Рисунки, на которых представлены контурные законченные и незаконченные изображения; целостные и без одного или двух фрагментов. Рисунки, на которых представлены изображения с частичным наложением одного на другое (предмет первого плана перекрывает видимость предмета, находящегося за ним). Наборы контурных незавершенных изображений. Наборы целых изображений и их частей с разной информативной значимостью Контурные изображения "зашумленные" другими контурами в перцептивном поле. Рисунки, содержащие замаскированные изображения. Стилизованные, символические изображения.
Основная стратегия — обучение детей оперированию зрительными образами, предвосхищающему опознание на основе прошлого опыта. С этой целью дети выполняют ряд заданий.
Ознакомление детей с большим набором изображений по темам.
Аналитическое и целостное восприятие этих изображений.
Сравнение на рисунке одного и того же (например, птица) контурного законченного и незаконченного изображения; дорисовка второго изображения по образцу.
Опознание изображений, частично перекрытых другим изображением (черный прямоугольник частично перекрывает контурные круг, овал, треугольник, другой прямоугольник). Возможны и другие рисунки с частичным перекрытием изображений; предмет первого плана перекрывает видимость предмета, находящегося за ним. Для правильного восприятия такого рисунка надо уметь домысливать недостающую часть перекрытого предмета, чтобы иметь полное представление об изображении. Опознание тем труднее, чем больше перекрыто изображение.
Опознание изображений по неполному контуру.
Опознание сложных гетерохромных изображений по их частям с разной информативной значимостью. Вначале дети рассматривают и запоминают целые изображения. Затем предлагается определить, какому изображению принадлежит та или иная часть. Фрагменты изображений предъявляются в случайном порядке. Можно применять простой способ перекрытия с помощью вырезанного из листа плотной бумаги "окошечка", которое последовательно накладывается на те или иные части изображений.
Зрительный поиск контурных изображений, "зашумленных" другими контурами.
Опознание изображений в условиях маскировки, которая осуществляется прямыми, ломаными, волнистыми линиями разного цвета в перцептивном поле. Степень маскировки может быть различной. Ребенку дается задание выделить целевой объект из маскирующего фона. Если он затрудняется в опознании, педагог предлагает ему обвести целевое изображение карандашом.
Опознание символических, стилизованных изображений.
ОСМЫСЛЕННОСТЬ И ОБОБЩЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
При слабовидении и остаточном зрении невозможность вычленить в объекте существенные признаки, фиксация внимания на случайных элементах, которые ребенок может различить, приводит к снижению уровня обобщенности восприятия.
Методика развития обобщенности восприятия. Предназначена для проведения коррекционных занятий с детьми младшего школьного возраста.
Материал. Набор из двадцати геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник); каждая форма фигуры имеет четыре варианта: красного, зеленого, желтого и синего цветов. Набор предметных изображений, относящихся к разным родам и разным видам, с широкой вариативностью признаков (форма, цвет, размер, ориентация и др.). Набор сложных рисунков, состоящих из множества изображений, относящихся к разным классам.
Формирование обобщенности восприятия осуществляется в ходе последовательного выполнения детьми ряда заданий (от простых к более сложным). Педагог должен проверить, умеют ли дети производить категоризацию отдельных признаков изображений.
Группировка изображений по одному отдельному признаку. Например, перед ребенком на столе в случайном порядке разбросаны двадцать геометрических фигур. От него требуется расположить фигуры так, чтобы они подходили друг другу либо по цвету, либо по форме. Если ребенок затрудняется выполнить это задание по словесной инструкции, то он выполняет его по образцу. Педагог последовательно дает ребенку образцы цвета и формы, в соответствии с которыми группируются фигуры.
Группировка изображений по двум и более признакам.
Сравнить два изображения одного класса, найти в них сходство и различия. Выделить и обозначить словом их общие свойства, составляющие содержание понятия об этом классе
объектов. Отделить общие свойства от частных и обозначить их словом.
Сравнить два и более изображений разных классов. Выделить и обозначить словом свойства, характерные для каждого класса объектов. Отнесение изображений к разным классам.
Отнесение изображенных предметов как в широкий, так и в узкий по объему классы (род и вид). Обобщение и категоризация изображений по классам (птицы, рыбы, четвероногие животные и
т.п.); по функциональным признакам (птицы перелетные — зимующие; рыбы пресноводные — морские; животные дикие — домашние и т.п.).
Формирование понятийных обобщений: группировка изображений по комплексу видовых признаков; группировка изображений по комплексу родовых признаков.
Сравнение разнородных изображений, имеющих выраженные отличительные признаки; однородных изображений, имеющих классовые различия; определение особенностей, характеризующих объект как отличающийся от всех других объектов.
Группировка изображений по мнемоническому образу (образцу, который ребенок запомнил) и по словесному заданию без образца.
Обобщение нескольких объектов сложного рисунка, состоящего из множества изображений, относящихся к разным классам.
Зрительный поиск изображений среди множества других по семантическому образу (словесному описанию).