При проектировании содержания образования для одарённых детей необходимо учитывать следующие подходы к разработке содержания учебных программ

а) ускорение

б) углубление

в) обогащение

г) проблематизация

д) концентрация

21. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, не являются ведущими и основными методы:

а) анализирующего наблюдения

б) анализирующего обобщения

в) проблемного изложения

г) частично-писковые

д) исследовательские

е) репродуктивно-творческие

22. В качестве основных образовательных структур для обучения одаренных детей следует выделить:

а) систему дошкольных образовательных учреждений, в первую очередь, детские сады общеразвивающего вида, Центры развития ребенка, в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников, а также обучающие учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возрастов, обеспечивающие преемственность среды и методов развития детей при переходе в школу;

б) систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;

в) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности;

г) систему школ, ориентированных на работу с одаренными детьми и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования (в том числе лицеи, гимназии, нетиповые образовательные учреждения высшей категории и т.п.).

д) специальные интернаты

23. Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться с помощью:

а) выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности

б) организации индивидуального учебного плана

в) обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам

г) тьютора – высококвалифицированного специалиста (ученого, поэта, художника, шахматиста и т.п.), готового взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком

д) организации занятий по свободному выбору (факультативные занятия в малых группах)

е) индивидуальных занятий с репетитором

24. Наиболее благоприятные возможности для обучения одаренных детей предоставляют следующие формы обучения:

а) дифференциация параллелей

б) перегруппировка параллелей

в) выделение группы одаренных учащихся из параллели

г) попеременное обучение.

д) возможность доступа к занятиям по избранным предметам на университетском уровне

е) обогащенное обучение для отдельных групп учащихся за счет сокращения времени на прохождение обязательной программы

ж) группировка учащихся внутри одного класса в гомогенные малые группы по тем или иным основаниям

з) исследовательская и творческая проектная деятельность

25. В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:

а) индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области

б) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса)

в) очно-заочные школы

г) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории

д) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад

е) детские научно-практические конференции и семинары

ж) репетиторство

26. Психолого-педагогические предпосылки эффективности функционирования школ и классов для детей с общей либо специальной одаренностью:

а) наличие научно обоснованной программы обучения одаренных детей и положительных результатов ее применения на практике

б) соответствующая этой программе система выявления детей, в наибольшей мере нуждающихся в применяемом типе обучения

в) квалифицированные кадры педагогов и психологов, способных обеспечить соответствующее обучение одаренных детей

г) система обратной связи, позволяющая отслеживать эффективность работы образовательного учреждения и появление любых нежелательных отклонений в его работе (в том числе отработанная система экспертизы работы подобных школ, психолого-педагогический мониторинг учащихся и т. д.)

д) гарантии привлечения детей в школы и классы для одаренных на добровольной основе, а также гарантии максимальной гибкости вовлечения детей в эти школы и классы на любой возрастной ступени, в том числе и возможности «нестрессового» выхода оттуда на любом возрастном этапе

е) бесплатное обучение в школах и классах для одаренных

ж) наличие учреждений дошкольного и дополнительного образования для одарённых детей

27. При проектировании предметного содержания программ учебных дисциплин для одаренных детей необходимо:

а) включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему

б) использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний

в) предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы

г) учитывать интересы одаренного ребенка и в максимальной мере поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком

д) содействовать изучению способов получения знаний (процедурных знаний, или «знаний о том, как»)

е) практиковать широкое использование тренировочных упражнений

28. Особенность реализации предметного содержания учебной дисциплины с одарёнными детьми заключается в том, чтобы:

а) обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;

б) поддерживать и развивать самостоятельность в учении;

в) гарантировать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации;

г) предусматривать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания «рабочих мест» при лабораториях, музеях и т.п.;

д) обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности;

е) способствовать развитию рефлексии, самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;

ж) включать алгоритмы решения типовых учебно-познавательных задач во время индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности каждого одаренного ребенка

29. Внутренняя дифференциация обучения одарённых детей осуществляется на основе:

а) смешанного обучения одаренных детей в обычном классе общеобразовательной школы (при отсутствии какого-либо отбора, однако с предоставлением возможности избирательного обучения по индивидуальным программам в условиях разнородной и вариативной образовательной среды)

б) раздельного обучения одаренных детей (в виде их отбора для обучения в нетиповой школе либо селекции при распределении в классы с разными учебными программами и специализированной образовательной средой)

в) вариативного разноуровнего обучения по принципу минимакса

30. Внешняя (или селективная) дифференция обучения одарённых детей осуществляется на основе:

а) смешанного обучения одаренных детей в обычном классе общеобразовательной школы (при отсутствии какого-либо отбора, однако с предоставлением возможности избирательного обучения по индивидуальным программам в условиях разнородной и вариативной образовательной среды)

б) раздельного обучения одаренных детей (в виде их отбора для обучения в нетиповой школе либо селекции при распределении в классы с разными учебными программами и специализированной образовательной средой)

в) вариативного разноуровнего обучения по принципу минимакса

31. Наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми в рамках:

а) «внутренней дифференциации», т.е. на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

б) «внешней дифференциации», создающей обогащенную школьную образовательной среду

в) инноваций и модернизации образования, обеспечивающих повышения качества образовательного процесса в массовой школе за счёт роста квалификации педагогов, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, использования ресурсов Интернет-технологий, и т.д.

32. При проектировании образовательных программ и технологий работы по развитию одаренных детей важно учитывать:

а) с каким видом одаренности детей мы будем иметь дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной)

б) в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;

в) какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психологическая поддержка и помощь; проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ и образовательных учреждений и т.д.;

г) какой тип образовательного учреждения целесообразно использовать: специально ориентированную на работу с одаренными детьми гимназию, общеобразовательную массовую школу, учреждение дополнительного образования и т.д.

д) кадровое и программно-методическое обеспечение и материальное оснащение

е) мотивационно-потребностную сферу учащихся и педагогов

Наши рекомендации