При проектировании содержания образования для одарённых детей необходимо учитывать следующие подходы к разработке содержания учебных программ
а) ускорение
б) углубление
в) обогащение
г) проблематизация
д) концентрация
21. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, не являются ведущими и основными методы:
а) анализирующего наблюдения
б) анализирующего обобщения
в) проблемного изложения
г) частично-писковые
д) исследовательские
е) репродуктивно-творческие
22. В качестве основных образовательных структур для обучения одаренных детей следует выделить:
а) систему дошкольных образовательных учреждений, в первую очередь, детские сады общеразвивающего вида, Центры развития ребенка, в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников, а также обучающие учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возрастов, обеспечивающие преемственность среды и методов развития детей при переходе в школу;
б) систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;
в) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности;
г) систему школ, ориентированных на работу с одаренными детьми и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования (в том числе лицеи, гимназии, нетиповые образовательные учреждения высшей категории и т.п.).
д) специальные интернаты
23. Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться с помощью:
а) выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности
б) организации индивидуального учебного плана
в) обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам
г) тьютора – высококвалифицированного специалиста (ученого, поэта, художника, шахматиста и т.п.), готового взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком
д) организации занятий по свободному выбору (факультативные занятия в малых группах)
е) индивидуальных занятий с репетитором
24. Наиболее благоприятные возможности для обучения одаренных детей предоставляют следующие формы обучения:
а) дифференциация параллелей
б) перегруппировка параллелей
в) выделение группы одаренных учащихся из параллели
г) попеременное обучение.
д) возможность доступа к занятиям по избранным предметам на университетском уровне
е) обогащенное обучение для отдельных групп учащихся за счет сокращения времени на прохождение обязательной программы
ж) группировка учащихся внутри одного класса в гомогенные малые группы по тем или иным основаниям
з) исследовательская и творческая проектная деятельность
25. В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:
а) индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области
б) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса)
в) очно-заочные школы
г) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории
д) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад
е) детские научно-практические конференции и семинары
ж) репетиторство
26. Психолого-педагогические предпосылки эффективности функционирования школ и классов для детей с общей либо специальной одаренностью:
а) наличие научно обоснованной программы обучения одаренных детей и положительных результатов ее применения на практике
б) соответствующая этой программе система выявления детей, в наибольшей мере нуждающихся в применяемом типе обучения
в) квалифицированные кадры педагогов и психологов, способных обеспечить соответствующее обучение одаренных детей
г) система обратной связи, позволяющая отслеживать эффективность работы образовательного учреждения и появление любых нежелательных отклонений в его работе (в том числе отработанная система экспертизы работы подобных школ, психолого-педагогический мониторинг учащихся и т. д.)
д) гарантии привлечения детей в школы и классы для одаренных на добровольной основе, а также гарантии максимальной гибкости вовлечения детей в эти школы и классы на любой возрастной ступени, в том числе и возможности «нестрессового» выхода оттуда на любом возрастном этапе
е) бесплатное обучение в школах и классах для одаренных
ж) наличие учреждений дошкольного и дополнительного образования для одарённых детей
27. При проектировании предметного содержания программ учебных дисциплин для одаренных детей необходимо:
а) включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему
б) использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний
в) предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы
г) учитывать интересы одаренного ребенка и в максимальной мере поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком
д) содействовать изучению способов получения знаний (процедурных знаний, или «знаний о том, как»)
е) практиковать широкое использование тренировочных упражнений
28. Особенность реализации предметного содержания учебной дисциплины с одарёнными детьми заключается в том, чтобы:
а) обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;
б) поддерживать и развивать самостоятельность в учении;
в) гарантировать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации;
г) предусматривать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания «рабочих мест» при лабораториях, музеях и т.п.;
д) обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности;
е) способствовать развитию рефлексии, самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;
ж) включать алгоритмы решения типовых учебно-познавательных задач во время индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности каждого одаренного ребенка
29. Внутренняя дифференциация обучения одарённых детей осуществляется на основе:
а) смешанного обучения одаренных детей в обычном классе общеобразовательной школы (при отсутствии какого-либо отбора, однако с предоставлением возможности избирательного обучения по индивидуальным программам в условиях разнородной и вариативной образовательной среды)
б) раздельного обучения одаренных детей (в виде их отбора для обучения в нетиповой школе либо селекции при распределении в классы с разными учебными программами и специализированной образовательной средой)
в) вариативного разноуровнего обучения по принципу минимакса
30. Внешняя (или селективная) дифференция обучения одарённых детей осуществляется на основе:
а) смешанного обучения одаренных детей в обычном классе общеобразовательной школы (при отсутствии какого-либо отбора, однако с предоставлением возможности избирательного обучения по индивидуальным программам в условиях разнородной и вариативной образовательной среды)
б) раздельного обучения одаренных детей (в виде их отбора для обучения в нетиповой школе либо селекции при распределении в классы с разными учебными программами и специализированной образовательной средой)
в) вариативного разноуровнего обучения по принципу минимакса
31. Наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми в рамках:
а) «внутренней дифференциации», т.е. на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.
б) «внешней дифференциации», создающей обогащенную школьную образовательной среду
в) инноваций и модернизации образования, обеспечивающих повышения качества образовательного процесса в массовой школе за счёт роста квалификации педагогов, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, использования ресурсов Интернет-технологий, и т.д.
32. При проектировании образовательных программ и технологий работы по развитию одаренных детей важно учитывать:
а) с каким видом одаренности детей мы будем иметь дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной)
б) в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
в) какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психологическая поддержка и помощь; проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ и образовательных учреждений и т.д.;
г) какой тип образовательного учреждения целесообразно использовать: специально ориентированную на работу с одаренными детьми гимназию, общеобразовательную массовую школу, учреждение дополнительного образования и т.д.
д) кадровое и программно-методическое обеспечение и материальное оснащение
е) мотивационно-потребностную сферу учащихся и педагогов