Раздел 2. ПРОЦЕССЫ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Содержание психики определяется реальной действительностью, воздействия которой отражаются в сознании людей в виде психических процессов, состояний, образований, свойств и социально-психологических феноменов, составляя тем самым мир психических явлений (такое понятие используется в отечественной психологической науке).

Психические процессы, состояния, свойства и образования человека и социально-психологические явления выделяются только для целей изучения. В действительности же все они выступают как единое целое и взаимно переходят друг в друга. Так, например, состояние, которое часто проявляется, может стать склонностью, привычкой или даже чертой характера. Состояния бодрости и активности обостряют внимание и ощущения, а подавленности и пассивности ведут к рассеянности, поверхностному восприятию и даже вызывают преждевременную усталость.

Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие (первичное) отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности и, являющиеся компонентами человеческой деятельности, обеспечивая ее эффективность.

Все психические процессы по сферам проявления делятся на:познавательные, эмоциональные, волевые.

Мотивация и эмоции

В отличие от познавательных процессов, в которых действительность отражается в виде ощущений, восприятий понятий, мнений, в эмоциях и чувствах объективная реальность отражается в форме переживаний, в ее соответствии или несоответствии потребностям и интересам человека.

Все эмоции и чувства предметно соотнесены и двухвалентны — они или положительные, или отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют, либо не удовлетворяют соответствующие потребности).

Чувства — это психический процесс переживания человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает.

Раздел 2. ПРОЦЕССЫ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ - student2.ru

Рис.2. Мир индивидуально-психологических явлений

Таблица 2.

МИР ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

  Психические процессы Психические состояния Психические образования
Определение —это элементарные психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности, длящиеся от доли секунды до десятков минут и более. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец. определяют уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, свойственные для него в данный момент времени.   —это то, что становится результатом работы психики человека, ее развития и саморазвития; это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта.
Особенности Психические процессы всегда включены в более сложные виды психической деятельности и подразделяются на: ¨ когнитивные или познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь); ¨ эмоциональные (эмоции и чувства); ¨ волевые (воля). Продолжительные (могут продолжаться несколько часов, дней или даже недель) и более сложные по структуре и образованию. Формируются и развиваются в течение жизни
Результаты чувства, образы, мыслительные операции и т. д. состояние активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения и т.д. приобретенные знания, навыки и умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.  

МИР ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

  Психические свойства Социально-психологические явления
Определение — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. — это психологические феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общностям (классам, этносам, малым и большим группам, религиозным конфессиям и т. д.).
Особенности Они присущи человеку если не на протяжении всей жизни, то, по крайней мере, достаточно длительного периода времени. Те или иные феномены присущи человеческому обществу на протяжении всего периода его развития
Результаты ¨ направленность (что хочет человек?), ¨ темперамент и характер (как проявляется человек?) ¨ способности (что может человек?).    

Эмоции, в свою очередь, представляют собой непосредственную форму выражения чувств.

Чувства и эмоции имеют свои особенности:

¨ носят субъективный характер;

¨ вызывают удовольствие или неудовольствие;

¨ отражают характер взаимодействия организма со средой;

¨ имеют очень большое многообразие;

¨ вызывают успокоение или возбуждение.

Как и все психические процессы, эмоции имеют рефлекторную природу и возникают под воздействием каких-либо раздражителей. Эмоции могут появиться также и в результате внутренних раздражений, возникающих в организме.

В возникновении и протекании эмоций у человека большую роль играют механизмы второй сигнальной системы. Они приобретают значение высшего коркового регулятора эмоциональных переживаний и их проявлений. Благодаря второй сигнальной системе изменяются характер и сложность эмоциональных переживаний, а также появляется возможность осознать свои эмоциональные состояния, пере, дать эмоциональный опыт и целенаправленно управлять своими эмоциями.

Классификации. Чувства и эмоции многообразны.

1. По сложности они делятся на интеллектуальные, нравственные и эстетические.

Интеллектуальные чувства — это чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.

Нравственные чувства — это переживания, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями.

Эстетические чувства — это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного или низменного и т. д.

2 По направленности чувства делятся на стенические и астенические.

Стенические чувства — это чувства, активизирующие деятельность человека.

Астенические чувства — это чувства, вызывающие пассивность. И стенические, и астенические чувства одинаково значимы. Их правильная оценка зависит от определенного рода обстоятельств.

3 По силе чувства делятся на настроения, аффекты и страсти.

Настроения — это слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих. Само их название указывает на то, что настроения медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент. Испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо сознает причины, его вызвавшие. Когда же человеку разъясняют причину его настроения, оно нередко быстро у него проходит.

Аффекты — это переживания большой силы, с коротким периодом протекания. Они протекают очень бурно и интенсивно, но отличаются кратковременностью, а также имеют своеобразные особенности проявления эмоциональной выраженности. Для них свойственна известная безотчетность эмоционального переживания и его слабая осмысленность.

Страсти представляют собой сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели. Они возникают при сильном стремлении к определенным действиям, к достижению какой-либо цели и помогают этому достижению.

Наши рекомендации