Раздел 2. ПРОЦЕССЫ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Содержание психики определяется реальной действительностью, воздействия которой отражаются в сознании людей в виде психических процессов, состояний, образований, свойств и социально-психологических феноменов, составляя тем самым мир психических явлений (такое понятие используется в отечественной психологической науке).
Психические процессы, состояния, свойства и образования человека и социально-психологические явления выделяются только для целей изучения. В действительности же все они выступают как единое целое и взаимно переходят друг в друга. Так, например, состояние, которое часто проявляется, может стать склонностью, привычкой или даже чертой характера. Состояния бодрости и активности обостряют внимание и ощущения, а подавленности и пассивности ведут к рассеянности, поверхностному восприятию и даже вызывают преждевременную усталость.
Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие (первичное) отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности и, являющиеся компонентами человеческой деятельности, обеспечивая ее эффективность.
Все психические процессы по сферам проявления делятся на:познавательные, эмоциональные, волевые.
Мотивация и эмоции
В отличие от познавательных процессов, в которых действительность отражается в виде ощущений, восприятий понятий, мнений, в эмоциях и чувствах объективная реальность отражается в форме переживаний, в ее соответствии или несоответствии потребностям и интересам человека.
Все эмоции и чувства предметно соотнесены и двухвалентны — они или положительные, или отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют, либо не удовлетворяют соответствующие потребности).
Чувства — это психический процесс переживания человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает.
Рис.2. Мир индивидуально-психологических явлений
Таблица 2.
МИР ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Психические процессы | Психические состояния | Психические образования | |
Определение | —это элементарные психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности, длящиеся от доли секунды до десятков минут и более. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец. | определяют уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, свойственные для него в данный момент времени. | —это то, что становится результатом работы психики человека, ее развития и саморазвития; это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. |
Особенности | Психические процессы всегда включены в более сложные виды психической деятельности и подразделяются на: ¨ когнитивные или познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь); ¨ эмоциональные (эмоции и чувства); ¨ волевые (воля). | Продолжительные (могут продолжаться несколько часов, дней или даже недель) и более сложные по структуре и образованию. | Формируются и развиваются в течение жизни |
Результаты | чувства, образы, мыслительные операции и т. д. | состояние активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения и т.д. | приобретенные знания, навыки и умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и др. |
МИР ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Психические свойства | Социально-психологические явления | |
Определение | — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. | — это психологические феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общностям (классам, этносам, малым и большим группам, религиозным конфессиям и т. д.). |
Особенности | Они присущи человеку если не на протяжении всей жизни, то, по крайней мере, достаточно длительного периода времени. | Те или иные феномены присущи человеческому обществу на протяжении всего периода его развития |
Результаты | ¨ направленность (что хочет человек?), ¨ темперамент и характер (как проявляется человек?) ¨ способности (что может человек?). |
Эмоции, в свою очередь, представляют собой непосредственную форму выражения чувств.
Чувства и эмоции имеют свои особенности:
¨ носят субъективный характер;
¨ вызывают удовольствие или неудовольствие;
¨ отражают характер взаимодействия организма со средой;
¨ имеют очень большое многообразие;
¨ вызывают успокоение или возбуждение.
Как и все психические процессы, эмоции имеют рефлекторную природу и возникают под воздействием каких-либо раздражителей. Эмоции могут появиться также и в результате внутренних раздражений, возникающих в организме.
В возникновении и протекании эмоций у человека большую роль играют механизмы второй сигнальной системы. Они приобретают значение высшего коркового регулятора эмоциональных переживаний и их проявлений. Благодаря второй сигнальной системе изменяются характер и сложность эмоциональных переживаний, а также появляется возможность осознать свои эмоциональные состояния, пере, дать эмоциональный опыт и целенаправленно управлять своими эмоциями.
Классификации. Чувства и эмоции многообразны.
1. По сложности они делятся на интеллектуальные, нравственные и эстетические.
Интеллектуальные чувства — это чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.
Нравственные чувства — это переживания, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями.
Эстетические чувства — это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного или низменного и т. д.
2 По направленности чувства делятся на стенические и астенические.
Стенические чувства — это чувства, активизирующие деятельность человека.
Астенические чувства — это чувства, вызывающие пассивность. И стенические, и астенические чувства одинаково значимы. Их правильная оценка зависит от определенного рода обстоятельств.
3 По силе чувства делятся на настроения, аффекты и страсти.
Настроения — это слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих. Само их название указывает на то, что настроения медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент. Испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо сознает причины, его вызвавшие. Когда же человеку разъясняют причину его настроения, оно нередко быстро у него проходит.
Аффекты — это переживания большой силы, с коротким периодом протекания. Они протекают очень бурно и интенсивно, но отличаются кратковременностью, а также имеют своеобразные особенности проявления эмоциональной выраженности. Для них свойственна известная безотчетность эмоционального переживания и его слабая осмысленность.
Страсти представляют собой сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели. Они возникают при сильном стремлении к определенным действиям, к достижению какой-либо цели и помогают этому достижению.