Памятка по составлению тезисов
1.Читая текст с целью тезирования:
· разделить текст на смысловые части,
· выделить основную мысль каждой части и четко сформулировать ее,
· записать план тезисов,
· дать логический анализ каждой смысловой части и кратко сформулировать основные тезисы в виде категоричных суждений, четкого ответа на пункты плана (обратить внимание на шрифтовые выделения в тексте, это облегчит формулирование тезисов),
· для формулировки тезисов можно использовать как обобщение авторских мыслей, так и цитирование, потому что самобытность, оригинальность авторского высказывания, сохраненная в тезисах, способствует остроте восприятия материала,
· внимательно просматривая каждую смысловую часть, выписать фактический материал или рассуждения, которые помогут доказать, аргументировать правильность сформулированного тезиса.
2. Порядок записи тезиса: пункт плана, основной тезис и его составные части.
3. В каждом тезисе подчеркивается одно или несколько слов, которые несут основную смысловую нагрузку.
4.Тезисы следует нумеровать - так сохраняется, фиксируется логика авторских суждений. При записи их в тетрадь необходимо пропускать строку, отделяя один тезис от другого, - так облегчается пользование ими.
Приложение 15
Памятка по работе над докладом
1. Получив или выбрав тему для доклада, узнать срок, к которому он должен быть подготовлен.
2. Определить цель доклада и четко ее сформулировать.
3. Подобрать список литературы по библиотечному каталогу, необходимой для подготовки доклада.
4. Составить черновой план доклада, начинать накапливать материал.
5. Изучить основные источники, просмотреть дополнительный материал (периодическая печать, словари, справочники, энциклопедии).
6. Читая литературу, делать выписки /на листочках или карточках/ и размещать их по разделам плана. Правильно оформлять выписки. Они помогают лучшему запоминанию материала.
7. Вспомнить подходящие к теме собственные наблюдения из жизни, а также свои мнения, раздумья.
8. Подобрать, если это уместно, стихи, яркие выражения, пословицы, иллюстрации, чтобы сделать доклад интересным, образным.
9. К докладу подготовить (в зависимости от темы) карту, диаграммы, схему, таблицу и т.п.
10. Доклад можно написать полностью, а можно записать только тезисы или сложный план.
11. Когда доклад будет готов, необходимо определить время его прочтения. Если предоставляется меньше времени, сократить объем выступления, оставив самое главное, интересное.
12. Подумать о форме выступления. Использовать приемы, которые усиливают доходчивость речи: диалог, вопросы слушателям, прием противопоставления, сравнения и др. Помнить: доклад не следует читать, уткнувшись в текст, можно лишь заглядывать в свои записи для сверки.
13. Составить подробный план доклада, в плане выделить:
· эмоциональное вступление;
· основные положения, главные факты и цифры;
· выводы или обобщения.
14. Во время выступления не следует торопиться и не затягивать паузы. Быть готовым ответить на вопросы товарищей и защитить свою точку зрения.
Приложение 16
Памятка по работе над рефератом
1. Продумать тему своей работы, в общих чертах определить ее содержание, набросать предварительный план.
2. Составить список литературы, которую следует прочитать; читая ее, отмечать и выписывать все то, что должно быть включено в работу.
3. Разработать подробный план, указать, из каких источников брать необходимый материал.
4. Последовательно раскрывать все предусмотренные планом вопросы, обосновывать, разъяснять основные положения, подкрепляя их конкретными примерами и фактами; отразив в работе собственные мысли и чувства.
5. Обязательными структурными элементами реферата являются:
- введение - во введении обосновывается выбор темы, могут быть даны исходные данные реферируемого текста (название, где опубликован, в каком году), сообщены сведения об авторе (Ф. И. О., специальность, учёная степень, учёное звание), раскрывается проблематика выбранной темы.
- основная часть - содержание реферируемого текста по плану, приводятся и аргументируются основные тезисы.
- заключение - делается общий вывод по проблеме, заявленной в реферате.
6. Писать грамотно, точно, кратко; разделять текст на абзацы, не допускать пустословия и повторений.
7. В тексте указывать источник, из которого взят тот или иной материал (цитата, факт и т.д).
8. Сделать обобщающий вывод.
9. Составить список литературы.
Приложение 17