Расставь события по порядку
Вначале предложить ребёнку расставить по порядку в виде отдельных картинок известные ему события:
- Я ложусь спать, Я обедаю; Я смотрю телевизор; Я иду в детский сад; Я чищу зубы.
- Листья зеленеют; Цветы желтеют; Созревают ягоды; Зарядили дожди, Идёт снег.
- Через год. Послезавтра. Три дня назад. Сегодня.
Занятие 10
Массаж
Расслабленная спина.
Положить руки на поясницу ребенка по обе стороны от позвоночника. Медленно, поглаживающими вертикальными движениями подниматься вверх, разглаживая его плечи, затем так же медленно спуститься вниз. Повторить 5 раз, проделать этот же путь (3 раза), но уже широкими круговыми движениями. Завершить массаж спины поглаживанием снизу вверх и обратно, как и вначале - 5 раз.
Упражнение для глаз
совместить движения глаз с движениями языка. Сначала глаза и язык двигаются за предметом в одну сторону, затем глаза следят за предметом, а язык поворачивается в противоположную сторону. При этом следует обратить особое внимание на то, что движения глаз и языка должны быть одновременными, а не последовательными
Шарик.
Цель: повышение эффективности усвоения правильного дыхания благодаря использованию образного представления.
Используем образ желтого теплого шарика, расположенного в животе, который надувается и сдувается в ритме дыхания. На выдохе пропеваются звуки А – О – У – И – Э.
Покусывание, похлопывание и растирание щек.
Слушай и выполняй
Ребенок выполняет движения в соответствии с командами, вверх, вперед, назад, вправо и влево - простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону; вниз — присесть.
Таким образом, формируется базовый алгоритм взаимодействий между внутренним и внешним планами пространственных представлении, который заключается в том, что наряду с маркировкой левой руки каждое из направлений пространства связывается (закрепляется) с определенным движением.
Подбери слово.
Попросить ребёнка (соответственно его возрасту) подобрать слово, которое должно следовать вслед за предложенным словом:
Первый –
Метель –
Январь –
Зима –
Июль –
Почка –
Цыплёнок –
Лето –
Дождь –
Завтрак –
Седьмой –
Молния –
Гусеница и т.д.
Занятие 11
Свободное движение.
Детям предлагается свободно двигаться по комнате, не касаясь друг друга, самыми разнообразными способами, сосредоточившись на ощущениях, возникающих в теле. Они могут передвигаться с разной скоростью: медленно, максимально быстро (медленно), чуть медленнее и т.п.; с различным уровнем напряжения (максимально напряженно, чередуя напряжение и расслабление разных групп мышц, максимально расслабленно). В ходе этого процесса их просят вспомнить и воспроизвести (телом) различные ощущения: холод, жара, вкусная еда, неприятные запахи, сильный ветер в спину и т.п.
Упражнения для координации движений конечностей.
Ноги и руки вытянуты вверх перпендикулярно полу и перекрещены Х-образно; одновременно оттягивается вверх носок (пятка) правой ноги и кисть левой руки; расслабление; то же — для левой ноги и правой руки; повторить для одноименных руки и ноги.
Стимулирующие упражнения.
Ребенок располагает свои ладони перпендикулярно друг другу и производит 5—10 резких хлопков с интервалом около 1 секунды; местами соприкосновения становятся углубления между запястьем и нижней частью ладони (рис.2) Затем упражнение повторяется, но местами соприкосновения становятся внешние стороны запястья
- Руки вытянуты вперед, ладони сжаты в кулаки; резкие хлопки выполняются сначала кулаками, обращенными вверх, а затем — вниз; во время удара должно происходить полное совмещение боковых поверхностей сжатых кулаков.
а б
в г
Рис. 2. Стимулирующие упражнения
«Хомяк».
Сценарий
а) Хомяк идет по лесу. Вот такой он — сытый, а такой — голодный.
б) Нашел зерно. Идет и гоняет зерно из одной щеки в другую.
в) Пришел хомяк в норку и выплюнул зерно. Вот так!
Расшифровка сценария
а) Дети шагают с закрытыми ртами. Надувают обе щеки и разводят руки в стороны, затем втягивают щеки и прижимают руки к животу.
б) Поочередно надувается то одна, то другая щека; перемещать руки в ту сторону, где надутая щека. На втором этапе щеки и руки синхронно двигаются в противоположные стороны. На третьем — присоединяется однонаправленное, а затем разнонаправленное движение глаз.
в) Рот закрыт. Бить кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Маленький художник
На доске или на листе бумаги, закрепленном на стене, ребенок должен нарисовать елку, лодку, солнце и т.д. сначала каждой рукой отдельно, затем двумя одновременно.
Не заблудись.
Ребенку предлагаются внешние ориентиры, например, если встать лицом к окну, то справа будет дверь, а слева — стена; возможный ориентир по самому телу ребенка — сердце находится слева (приколоть значок) и т.д. Затем сам ребенок определяет свое место положение относительно предметов интерьера.
Послушай и перескажи.
Ребёнку предлагают после воспринятого текста сначала разделить его на части, затем дать название каждой из них, а потом пересказать. Для продвинутых детей на последующих этапах идёт работа над пониманием пословиц, поговорок, идеоматических выражений, морали, басен.
Занятие 12
Гусеница.
Лечь на живот, руки вдоль туловища. Поднимать таз как можно выше, затем - опускать. Поднимать плечи с одновременным движением вперед, опускать. Медленно двигаться по «листочку». Обратно ползти на спине.
Велосипедист
Модифицированный вариант «велосипеда»: ребенок имитирует ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем (ладонью) противоположного колена; то же — до одноименного колена; затем снова до противоположного колена.
Мытье головы
Слегка расставить и немного согнуть в суставах пальцы. Кончиками пальцев (массаж производится ребенком обеими руками навстречу друг другу) массировать голову в направлении: от лба к макушке, от лба до затылка, от ушей к шее.
Язык-путешественник
Сценарий
а) Вышел язычок на улицу. Аи! Холодно! И спрятался в домик.
б) Оделся тепло, вышел во двор и облизнулся.
в) Вспомнил, как на завтрак блинчики с малиновым вареньем ел, и слизал остатки варенья с верхней губы. Вот так!
г) Побежал язычок кататься на качелях. Вот так! Кач-кач!
д) Посмотрел на часики. Не пора ли ему идти домой? Вот так! Тик-так.
е) Решил поиграть в стрелочки, вот так.
ж) Замерз язычок и, чтобы согреться, стал прыгать и цокать, как лошадка, вот так.
з) А потом стал играть в змейку. Вот так. Выкинул язычок со всей силы вперед и обратно спрятал.
и) Покусал, почесал себя, чтобы не замерзнуть, вот так!
к) Потом опять поиграл немножко в лошадок и побежал домой — обедать и спать.
Расшифровка сценария
а) Высовывать язык вперед, удерживать его по средней линии. Руки на поясе.
б) Рот приоткрыт. Облизывать языком губы по кругу.
в) Рот открыт. Облизывать кончиком языка верхнюю губу.
г) Поднимать язык вверх-вниз (до нижней и верхней губы), параллельно с этим поднимать и опускать руки в ту сторону, что и язык, при этом можно раскачиваться всем телом вперед-назад. На втором этапе движения рук и языка становятся разнонаправленными; на третьем присоединяется синхронное (одно- и разнонаправленное движение глаз).
д) Двигать язык к уголкам рта вправо-влево и раскачиваться синхронно с движениями языка.