О методической системе начального обучения

…Общей педагогической идеей обусловлена задача начального обучения — дать детям широкую картину Мира на основе науки, литературы и искусства.

Общее развитие, утверждал Леонид Вла­димирович, не может быть достигнуто в по­знании отдельных кусочков действительно­сти, не может быть ограничено узким быто­вым мирком. Оно требует широкого охвата действительности в многообразии сущест­вующих в ней взаимосвязей и противо­речий.

Целостность экспериментального обуче­ния находила свое выражение и в его дидак­тических принципах: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретиче­ских знаний, продвижение вперед быстрым темпом, осознание школьниками процесса учения, целенаправленная, систематическая работа над общим развитием всех учащихся. Дидактические принципы определили содер­жание и структуру учебных программ, а так­же типические свойства методики (учеб­ников, методических руководств)…

Методическая система выступает как еди­ное целое, обнимающее все предметы и ха­рактеризующееся определенным педагогиче­ским содержанием. В результате создания такой системы возможно конструирование единой системы учебников и единой направ­ленности процесса обучения. Согласно на­шей гипотезе методическая система обла­дает следующими типическими педаго­гическими свойствами. Это — многогран­ность, процессуальный характер, коллизии, вариантность.

Многогранность заключается в том, что способам обучения присущи разнородные функции. Задача обучения — это не только овладение знаниями и навыками, но и воспи­тание, и общее развитие школьников. Бла­годаря многогранности в сферу учения во­влекается не только интеллект школьника, но и его эмоции, стремления и другие сто­роны личности. Их глубоким корнем являют­ся духовные потребности. Особое место за­нимает потребность в познании...

Любой предмет представляет немало воз­можностей для эмоциональных пережива­ний, стремлений. Чтобы адекватно исполь­зовать эти возможности, необходима гиб­кость методики, которая является, та­ким образом, частным свойством в составе основного свойства — многогранности.

Позже, в 1977 г. Леонид Владимирович говорил о том, что из типического свойства многогранности выделяется как самостоя­тельное свойство воспитание в про­цессе обучения.

Воспитание не только связано с обуче­нием, а зависит от постановки обучения. Раньше говорили, что само содержание предметов воспитывает. Конечно, имеет зна­чение и содержание, но нас интересует дру­гое: как воспитание зависит от того, как поставлено обучение.

Воспитание проходит в самом духовном росте, в развитии школьников. Развитие школьников — это важнейшее условие воспи­тания. Ребенок учится из внутренних по­буждений, а не из внешних. Внутренние побуждения основываются на потребности в познании…

Процессуальный характер. Отправным яв­ляется положение о том, что процесс — это не просто изменение, а ряд взаимосвязан­ных стадий. Согласно процессуальному ха­рактеру нашей методической системы, изу­чение школьниками каждого отрезка учеб­ного курса входит в качестве зависимого элемента в органическую связь с дру­гими элементами. Это отнюдь не внешняя связь, а связь внутренняя, идущая по линии развертывания сущности познания учебного предмета.



Коллизии. В экспериментальной методи­ческой системе существенное место в изу­чении материала занимают коллизии. Мы отвергаем попытки искусственно насаждать противоречия в овладении знаниями. Учеб­ный материал достаточно содержит ситуа­ций, когда сведения сталкиваются друг с другом. Коллизии следует всемерно исполь­зовать для возбуждения интенсивной учеб­ной деятельности школьников.

В трудовом обучении коллизии возни­кают уже при изготовлении простых объ­ектов. Например, коробки из плотной бумаги (по предъявленному образцу). Через дли­тельный промежуток после изготовления ко­робки школьникам предлагается сделать дру­гую коробку, внешне похожую на изготов­ленную ранее. Эти два объекта по существу отличаются друг от друга: две противо­положные стороны были двойными, изнут­ри — треугольные загибы на каждой сто­роне, их не было ранее. Возникла интер­ференция, т. е. необходимый образ дей­ствий сталкивался с предшествующим. Для правильного выполнения задания нужны бы­ли сложные процессы: актуализация преж­них способов действий, преодоление преж­него опыта, поиски операций и их последо­вательности, соответствующих новому зада­нию. Эта коллизия высоко действенна для восхождения школьника на более высокую ступень деятельности и развития.

Вариантность. Для методической систе­мы, тем более, если она направлена на внедрение в массовую практику, в высшей степени важно свойство вариантности. Оно вытекает из самой природы учебно-воспи­тательного процесса, варьирующегося в за­висимости от конкретных условий. Функ­циональное значение данного свойства со­стоит в том, чтобы изыскать пути и сред­ства реализации свойств методической си­стемы сообразно различию между учите­лями (по сложившемуся в их опыте стилю работы), между учащимися, по иным линиям…

(Начальная школа.1995. №11, с. 47-53 Текст дан в сокращении)

Приложение № 24

(Система Л.В. Занкова)

Фрагмент урока №1

Урок, посвященный различению имен существитель­ных 1 и 2 склонения (2 класс) учительница начала с вопроса о том, что интересного видели дети по дороге в школу. Ученики с большим подъемом говорили о красоте зимнего утра, о первых робких признаках вес­ны и особенно о красоте снега в ясный солнечный день. Беседа увлекла учеников, казалось, что только насильственный способ мог остановить их высказыва­ния, уничтожив, таким образом, сложившуюся продук­тивную атмосферу урока. Отвергнув такую возмож­ность переключить детей на следующее задание, учи­тельница пишет на доске слова:

«снег» и «снежинка» и задает вопрос: «Что можно сказать об этих словах?».

Галя: «Снежинки бывают очень разной формы, но у всех у них шесть лучиков. Когда бывает морозный день, говорят: « Снег скрипит!» А скрипит он потому, что ломаются лучики у снежинок».

Маша: «Мне кажется, что теперь надо говорить о другом. О словах «снег» и «снежинка» можно сказать, что они родственные. Они близки по смыслу и корень у них один».

Соня: «Они различаются по склонениям. «Снег» - 2 склонения, а «снежинка» - 1 склонения».

Олег: «Можно отметить чередование согласных «г» и «ж».

Рома: « У них есть и общее. Это имена существитель­ные, нарицательные, единственного числа. Различие в роде. Слово «снег» - муж. рода, а слово «снежинка» - жен. рода. Поэтому они и относятся к разным склоне­ниям».

Урок вошел в необходимое для учебного процесса русло.

Фрагмент 2

... Урок в экспериментальном классе учительница записывает на доске два выражения:

49 + 35 и 47 + 36

и обращается к первоклассникам с вопросом: «Скажите, не вычисляя, какой знак надо поставить между этими выражениями?».

Трудность в том, что различия между двумя выражениями тонкое, отнюдь не самоочевидное.

Кто-то с места сказал: «Здесь знак равенства». В классе молчание... Есть над чем подумать После довольно длительной паузы один ученик поднимает руку, другой, третий...

Коля: «Нет! Здесь знак равенства поставить нельзя, потому что ведь 49 больше 47».

Света: «Что ты? 49 больше 47, но ведь 35 меньше 36, что же поставить знак равенства?»

Опять раздумье... Как же тут быть? Но вот поднимают руку желающие ответить.

Саша: «49 больше 47, на 2, но ведь 35 меньше 36 на 1». (замолкает)

Митя: «Саша правильно говорит. Левое выражение больше правого».

Фрагмент 3

На уроке в 1 классе по экспериментальным материалам вычитание 10 из 47 произведено без задержки и правильно всеми учениками. Затем неожиданно (такого рода вычитания они еще не знают) школьники перешли к следующему зада­нию: из 53 вычесть 28.

Никто не приступает к работе. Учитель спрашивает: «Почему вы не решаете?»

Саща: «Решить нельзя, потому что ведь из 3 нельзя вычесть 8».

Оля: «Вычесть-то можно, потому что ведь 28 меньше 53. Но как?»

Вера: Из 5 десятков можно вычесть 2 десят­ка, но из 3 единиц уж никак нельзя вычесть 8 единиц».

Коля: « »В разряде единиц уменьшаемого долж­но быть больше 8».

Миша (с возмущением): « Должно быть! Должно быть! Но ведь нам дано число 53! Из этого числа и надо вычесть 28, а не из какого-то другого числа!». Дети продолжают размышлять.

Оля: «Надо найти еще единицы в самом числе 53».

Ваня: «Найти. А как же их найти, когда в раз­ряде единиц уменьшаемого только 3 единицы? Ведь из 3 нельзя сделать 9 или еще больше».

Митя: «Так ведь в уменьшаемом 5 десятков, а в вычитаемом 2 десятка».

(Начальная школа. 1995, № 11, с.47-53 )

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте характеристику целей, принципов в системе развивающего обучения Л. В. Занкова.

2. Раскройте особенности содержания и используемых методов обучения в системе Л. В. Занкова.

3. Как оценивают в системе Л. В. Занкова успешность обучения?

Наши рекомендации