Психология личности учителя. проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста. учитель как субъект педагогической деятельности.
ЛЕКЦИЯ 16.
В начале XX века П.Ф. Каптерев выделил и объективные и субъективные факторы, необходимые для педагогической деятельности, наметил их иерархию. В общем виде эта структура качеств может быть представлена следующим образом:
Свойства учителя
Специальные Личностные
Объективные Субъективные (нравственно
(научная подготовка учителя) (личный учительский талант) волевые качества)
По Н.В. Кузьминой, структура субъективных факторов включает: 1) тип направленности, 2) уровень способностей в 3) компетентность, в которую входят: специально-педагогическая компетентность, методическая, социально-психологическая, дифференциально-психологическая, аутопсихологическая компетентность.
По А.К. Марковой, структура субъектных свойств может быть представлена следующими блоками характеристик:
Объективные характеристики: профессиональные, психологические и педагогические знания, умения и наывыки;
Субъективные характеристики: психологические позиции, мотивация, «Я»-концепция, установки, личностные особенности.
А.К. Маркова выделяет три основные стороны труда педагога: собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность учителя.
Учитель как субъект педагогического труда
Личность учителя
Учитель как субъект Учитель как субъект
педагогической деятельности педагогического общения
К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия.
В разрабатываемой в настоящее время (Л.М. Митина) модели личности учителя в контексте той же схемы деятельность — общение — личность выделяются пять профессионально значимых качеств, выявляющих две группы педагогических способностей (по Н.В. Кузьминой)
Проектировочно-гностические Рефлексивно- перцептивные
способности способности
ПедагогическоеПедагогическоеПедагогическаяПедагоческий Педагогическая
целеполагание мышление рефлексия такт направленность
В исследовании Л.М. Митиной было выделено более пятидесяти личностных свойств учителя (как профессионально значимых качеств, так и собственно личностных характеристик).
Основные точки зрения ведущих ученых на главные элементы структуры личности педагога: познавательные процессы; знания, умения и навыки; личностные качества.