Архитектурный символкак средство имиджевой коммуникации
В наше время такиепонятия как имидж, коммуникация, символ или архитектура стали обыденными. Эти явления сопровождают человека повсеместно: дома, на улице, на работе, оказывая значительное и, как правило, неосознаваемое влияние на его жизнь. Встречая незнакомца, люди, стремясь определить для себя с кем имеют дело, в первую очередь обращают внимание на различные детали. Для кого-то состояние обуви является показателем опрятности в целом, кто-то считает наличие часов на руке непременным атрибутомпунктуальности. Этот самый «некто» может ничего не говорить, но в первые десять секунд каждый сможет собрать достаточное количество невербальных знаков, для того, чтобы составить для себя представление о нем. Мир знаков и символов интегрирует человеческий опыт, а в условиях дефицита информации образ персоны формируется посредством «знаковых заменителей», отражающих ее основные черты. Речь идет об имидже, который в данном случае выступает в качестве сообщения символьной коммуникации.
Понятие «имидж» в большинстве случае применяется в отношении устойчивого образа, которым обладают те или иные люди. Понятие имиджа часто используется в отношении организаций, товаров и брендов. Имидж может быть присущ профессии, группе индивидов, целой компании или даже городу. Имидж – это своеобразный устойчивый эмоционально окрашенный образ, который в сформированном состоянии транслирует информацию на невербальном уровне. Передача сообщений от одной стороны к другой представляет собой процесс коммуникации, который включает в себя не только передачу информации с помощью речи, но и все невербальные средства общения, такие как позы, жесты, символы, цвета, мимика. Так Г.Г. Почепцов понимает под коммуникацией процессы перекодировки информации вербальной в невербальную и невербальной в вербальную [1]. Таким образом, процесс передачи и декодирования вербальной и невербальной информации, относящейся к имиджевым характеристикам субъекта можно определить в качестве имиджевой коммуникации.
Имиджевая коммуникация построена на процессе декодирования знаков и символов, которые объединяет в себе тот или иной имидж. Знаки присутствуют абсолютно во всех сферах деятельности человека, так, например, знак является ключевым понятием в информатике и базовой единицей в семиотике, абсолютно разные науки оперируют одним и тем же понятием. Для примера, можно рассмотреть понятие «знак» в значении слова: общаясь, люди употребляют слова, которые в большинстве своём обозначают предметы, но не являются ими. Когда человек произносит «карандаш» его собеседник понимает, что речь идёт о пишущем предмете, однако сам карандаш физически, как объект, в разговоре не присутствует; данное слово не имеет ничего общего с физической формой карандаша, оно лишь подменяет его физическое присутствие и обозначает сам предмет. Символ это нечто более узкое, чем знак. Если за значение знака принять лишь слово или любую языковую единицу, можно утверждать, что символ это нечто большее, чем просто значение. Символ – это присутствие в значении знака иконических смыслов или причинно-следственных связей. Так, весы могут быть символом справедливости, потому как иконически содержат смысл равновесия, а телега нет. Различие понятий «знак» и «символ» можно проиллюстрировать на примере погодного явления – тучи. Само слово «туча» это знак, обозначающий погодное явление имеющее форму, цвет и т.д., однако, когда человек видит тучу, он понимает, что возможно скоро будет дождь и нужно взять зонт. В этом смысле туча приобретает значение символа. Таким образом, можно утверждать что символ – это более глубокое и узкое понятие, нежели знак, не смотря на то, что эти понятия можно назвать «вложенными».
Символы с иконическим смыслом часто встречаются в архитектуре. Многие строения ассоциируются с городами и странами или историческими событиями, что позволяет выделить отдельную группу символа – архитектурный. Архитектура – художественно-образная организация пространства на основе строительных конструкций. Понятие архитектуры так же отличается от строительства, как знак от символа. Архитектура это проявление искусства. Символ в архитектуре представляют собой знаковое отражение некоего строения, то с чем оно ассоциируется или что олицетворяет. К примеру, храм древнегреческой богини Афины как архитектурный символ будет означать не сам объект (при том, что таких строений множество), а организованную войну, стратегию и тактическую мудрость. Таким образом, под архитектурным символом можно понимать архитектурное строение, образ которого имеет косвенный смысл и ассоциативные отсылки к какому-либо явлению, событию и т.п.
Использование архитектурного символа в имиджевой рекламе позволяет предопределить общественное мнение, которое вызовет то или иное сообщение. Так, оправданным является использование символа Эйфелевой башни в рекламе французских духов в качестве составляющей сообщения о том, что данный запах изысканный, утончённый и элегантный. Многие мечтают побывать во Франции: романтика, хрустящие круассаны и свежий кофе по утрам, дома высокой моды, конечно же, Париж и Эйфелева башня. Целая страна обладает как раз теми имиджевыми характеристиками, которыми необходимо наделить конкретный продукт. Данный пример наглядно демонстрирует возможности использования архитектурного символа в формировании имиджа продукта через рекламную коммуникацию.
Архитектура неразрывно связана с образами стран и городов. И архитектурный символ, в свою очередь, может выступить мощным инструментом построения имиджа территорий. Для любого города важно иметь хороший имидж и положительный образ, привлекающий инвесторов, особенно, если это город с быстро развивающейся структурой бизнеса. Приезжая в Тюмень, гости города стремятся найти нефтяные вышки, газовые факелы и прочие характерные символы оплота нефтедобывающей отрасли страны, однако их нет. В действительности, город представляет собой развивающуюся экономическую площадку, перспективную для организации малого и среднего бизнеса, производства и торговли, оставаясь при этом административной и культурной столицей области, богатой полезными ископаемыми. Сегодня предпринимаются попытки разрушить мифы об абсолютной зависимости Тюмени от нефтяной промышленности. При этом, высокая устойчивость данного стереотипа делает корректировку имиджа весьма непростой задачей. Одним из способов показать состоятельность города, как раз, могло бы стать использование архитектурного символа (места или здания), формирующего представление о городе как успешном бизнес-центре. В целом, для формирования имиджа Тюмени, а тем более для его изменения, необходима идея или концепция, которая найдет поддержку у населения. Такая идея может вырасти в движение, которое станет объединяющим фактором вокруг цели, а символом движения станет архитектурное произведение искусства, которое как нельзя лучше подчеркнёт и напомнит каждому о том, к чему стремятся жители Тюмени.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М.: Рефл-бук, Ваклер 2001. –с. 15