Обследование активного словаря
1. Назвать слова, обозначающие бытовые предметы, изображенные на картинках.
2. Самостоятельно дополнить данный тематический ряд слов: корова, собака, коза...
3. Назвать предмет по его описанию. («Как называется помещение, где читают, выдают и получают книги?»; «Кто косой, слабый, трусливый?»; «Что светит, сияет, греет?» и т.д.)
4. Назвать детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади, куриц, утки, лисы, медведя.
5. Подобрать обобщающее слово: стол - мебель, а чашка - что? сапоги - обувь, а шуба - что? Земляника - ягода, а сыроежка - что? Комар - насекомое, а карась - кто?
Назвать обобщающим словом группу однородных предметов (предъявляются специально подобранные картинки, например, пальто, платье, шуба, рубашка).
6. Назвать признаки предметов: небо какое, елка какая, лимон какой?
· Морковь сладкая, а редька какая?
· Ручей узкий, а река какая?
· Трава низкая, а дерево какое?
7. Назвать действия людей и животных:
· Повар что делает?
· А почтальон, сапожник, учитель? И т.д.
· Кто как передвигается: воробей летает, а лягушка, змея? И т.д.
· Кто как голос подает? (петух кукарекает, а ворона, воробей, сорока?)
8. Назвать действия по картинкам (входит, заходит, переходит,выходит и т.п.).
9. Назвать времена года, их последовательность и признаки.
10. Подобрать слова, противоположные по значению (большой маленький) холодный, чистый, твердый, мокрый.
11. Подобрать синонимы к словам: высокий, радость, врач, тайна, громкий и т.п.
Исследование грамматического строя речи
1. Составление предложений по сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок (задаются вопросы, требующие ответов сложными предложениями).
2. Составление предложений по опорным словам (например, дети, лес, корзина, земляника, цветы, спелая, сладкая).
3. Составление предложений из слов, расположенных в беспорядке (лыжах, на, кататься, Саша).
4. Подбор недостающего предлога в предложении (Книга лежит на столе).
5. Пересказ текста (знакомого, незнакомого) после прослушивания.
6. Составление рассказа исходя из собственного опыта (о любимой игрушке, книге, о животном, о празднике и т.п.).
7. Исследование словоизменения:
- употребление имен существительных в единственном и множественном числе в разных падежах (предъявляются сюжетные картинки и задаются вопросы: чем покрыт стол? чем режут хлеб? кого кормит девочка? зачем дети ходили в лес?);
- образование формы родительного падежа множественного числа имен существительных (дается инструкция «Я буду говорить про один предмет, а ты - про много; называются слова: коса, глаз, стул. отряд, лоб, ухо, рот, дерево, билет, перо, окно, рукав, воробей, болото, лев, хлеб, сторож, завод);
- употребление предлогов (предлагается ответить на вопросы по демонстрации действий: где лежат карандаши? (в коробке), а теперь? (на столе), откуда я взяла карандаши? (из коробки), откуда упал карандаш? (со стола), откуда я достаю карандаши? (из-под коробки, из-за коробки);
- согласование имен прилагательных и числительных с существительными (предлагается производить пересчет предметов, каждый раз называя числительное, прилагательное и существительное (две красные палочки, пять синих карандашей, три зеленых яблока).
8. Исследование словообразования:
- образование имен прилагательных от существительных (можно задать вопрос: «Из чего сделан стул? Значит, он какой?» Предлагаются слова: снег, бумага, стекло, дерево, мех, шерсть, пух);
- образование сложных слов (из двух слов образовать одно: камень, дробить - камнедробилка; сено, косить - сенокосилка; землю черпать - землечерпалка).
Дети с ЗПР нуждаются в специализированной помощи по восполнению пробелов в речевом развитии по трем основным направлениям:
- коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи; -уточнение, обогащение и активизация словаря;
- коррекция грамматического строя речи.