Эволюция представлений об организации
Можно с достаточной уверенностью говорить о том, что в течение какого-то времени после создания организация осознает себя скорее именно механизмом. При этом совершенно неважно, какая это организация: школа, детский сад, РОНО, частная фирма и пр. Это тот промежуток времени, когда идет создание организации, когда внешние угрозы достаточно велики, стабильности нет. Все это ведет к консолидации, подчинению своих личных целей и амбиций целям коллективной безопасности, целям, поставленным перед организацией как механизмом.
Однако по прошествии некоторого времени, при стабилизации ситуации, при отсутствии угрозы внутри организации возникают взаимодействия, формируются группы, интересы, которые со временем начинают влиять на поведение организации в целом. Возникает собственная культура организации, которая определяет способы ее деятельности.
В некоторых случаях организация может сформулировать свои собственные цели, весьма отличающиеся от первоначальных. Эти вновь сформулированные цели могут быть не только позитивными. Например, организация может сформулировать (в неявном виде) основную цель как выживание, обращая основные усилия на доказательства своей нужности, создавая видимость деятельности.
Очевидно, следует высказать, возможно, спорное утверждение, что есть организации, продукт деятельности которых есть сама ВЛАСТЬ. Это министерства, главки, департаменты и пр. Для организаций этого типа присутствие концепции «X», очевидно, в той или иной степени неизбежно и необходимо. Именно в рамках этой концепции появляются определенного рода подзаконные акты, инструкции, приказы, определенного типа отчетность, контроль и пр.
Первое понимание организации (механизм) ориентирует руководителя и организацию на власть, статус и контроль. Второе (организм) - компетентность, личные достижения, личную ответственность.
Собственно, из ответа на вопрос, является ли возглавляемая организация механизмом или организмом, следует признание различных функций и позиции ее руководителя.
Ориентация на ту или другую позицию достаточно полно определяет предпочтения руководителя в отношении использования функционального или поведенческого подхода к управлению организацией.
Функциональный подход традиционно весьма разработан в России, он хорошо оправдывал себя в ситуации невысоких скоростей изменений общественной ситуации и, очевидно, будет подходить для руководителей, которые рассматривают ситуацию как достаточно статичную.
Поведенческий подход ориентирован на непрерывный анализ поведения людей и организации в целом и более подходит для руководителей, рассматривающих ситуацию как динамичную. Вопрос о том, какова реальная ситуация (статичная или динамичная) - вопрос исключительно субъективной (личной) оценки данного руководителя.
Не отдавая предпочтения ни одному из этих подходов, отметим, что анализ собственной позиции по данному вопросу существенно проясняет для руководителя проблемы развития организации, видения ее будущего.
Рекомендуемый ниже подход ориентирован на руководителей, склонных оценивать руководство организацией как руководство организмом, и на оценку ситуации как ситуацию с высокой скоростью изменений. Его позиции:
ü Для того чтобы успешно управлять организацией, необходимо, прежде всего, ответить на вопрос о том состоянии, в котором пребывают взрослые в школе, каковы их ожидания, представления, ценности и прочее.
ü Успешное управление организацией предполагает в качестве первого шага анализ представлений, ожиданий, ценностей первых лиц в организации, особенности их личностных позиций.
ü Осознанные и неосознанные представления руководителя организации о подчиненных достаточно однозначно определяют культуру и структуру организации.
ü Успешное управление организацией сегодня - это скорее управление группами, а не индивидуумами.
ü Характер и особенности взаимоотношений между членами и группами педагогического коллектива являются одним из факторов, определяющих тип учебного процесса, реализующегося в учебном заведении.
ü Не существует наилучшего способа управления школьной организацией: есть способы, адекватные и неадекватные обстоятельствам.
ü Ориентация в управлении школьной организацией на процесс ее функционирования продуктивнее, чем ориентация на определенные результаты деятельности.
ü Уровень профессионализма педагогов и руководителей определяется их способностью организовывать собственную работу (ориентация на самостоятельную работу, командную, под руководством и т. д.), уровнем мотивации и профессиональными знаниями, умениями и навыками в той предметной области, которую они преподают.
Среди теоретических построений, развивающих новые взгляды на организацию и методы управления, выделяются опирающиеся на современные естественнонаучные концепции – теорию диссипативных структур, синергетику, теорию катастроф, теорию самоорганизации вещества. В частности, в работе Комарова В. Н. и Морева И. А. (О возможности применения теории диссипативных структур в реформе системы образования // Проблемы региональной экономики, 2001. № 4 — 5. — С. 269 — 274) рассмотрена периодизация структурных перестроек и приведены рекомендации по управлению образовательной организацией. Они опираются на довольно неожиданные положения теории диссипативных структур (ТДС), развиваемой научной школой И. Р. Пригожина (Бельгия). Там же с естественнонаучных позиций обсуждены негативные последствия управления организацией исходящие из чрезмерной конкретизации целей.
Цитированные в Главе 1 источники:
- Ансофф И. Стратегическое управление. - М., 1989.
- Государственный Совет Российской Федерации. Доклад. Образовательная политика России на современном этапе. 2001 г. [http://gov.karelia.ru/gov/Power/Ministry/Education/gossovet.zip]
- Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. - СПб, 1998.
- Третьяков П. И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1998 — 288 с.
- Ушаков К. М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. - М., 1995.
- Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. - М.: Педагогическое общество России, 1999. 320 с.
- Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. - М.: Педагогическое общество России, 2000. 320 с.
Глава 02. Управленческая деятельность в системе образования
В настоящей главе изложены существующие подходы к управлению качеством образования. Рассмотрены изменения, происходящие в настоящее время в сфере управления.