Эволюция представлений об организации

Можно с достаточной уверенностью говорить о том, что в течение какого-то времени после создания организация осоз­нает себя скорее именно механизмом. При этом совершенно неважно, какая это организация: школа, детский сад, РОНО, частная фирма и пр. Это тот промежуток времени, когда идет создание организации, когда внешние угрозы достаточно ве­лики, стабильности нет. Все это ведет к консолидации, подчи­нению своих личных целей и амбиций целям коллективной безопасности, целям, поставленным перед организацией как механизмом.

Однако по прошествии некоторого времени, при стаби­лизации ситуации, при отсутствии угрозы внутри организа­ции возникают взаимодействия, формируются группы, инте­ресы, которые со временем начинают влиять на поведение организации в целом. Возникает собственная культура орга­низации, которая определяет способы ее деятельности.

В некоторых случаях организация может сформулировать свои собственные цели, весьма отличающиеся от первоначальных. Эти вновь сформулированные цели могут быть не только пози­тивными. Например, организация может сформулировать (в неявном виде) основную цель как выживание, обращая основ­ные усилия на доказательства своей нужности, создавая види­мость деятельности.

Очевидно, следует высказать, возможно, спорное утверж­дение, что есть организации, продукт деятельности которых есть сама ВЛАСТЬ. Это министерства, главки, департаменты и пр. Для организаций этого типа присутствие концепции «X», очевидно, в той или иной степени неизбежно и необхо­димо. Именно в рамках этой концепции появляются определенного рода подзаконные акты, инструкции, приказы, опре­деленного типа отчетность, контроль и пр.

Первое понимание организации (механизм) ориентирует руководителя и организацию на власть, статус и контроль. Второе (организм) - компетентность, личные достиже­ния, личную ответственность.

Собственно, из ответа на вопрос, является ли возглавляе­мая организация механизмом или организмом, следует при­знание различных функций и позиции ее руководителя.

Ориентация на ту или другую позицию достаточно полно определяет предпочтения руководителя в отношении исполь­зования функционального или поведенческого подхода к управлению организацией.

Функциональный подход традиционно весьма разработан в России, он хорошо оправдывал себя в ситуации невысоких скоростей изменений общественной ситуации и, очевидно, бу­дет подходить для руководителей, которые рассматривают си­туацию как достаточно статичную.

Поведенческий подход ориентирован на непрерывный анализ поведения людей и организации в целом и более подходит для руководите­лей, рассматривающих ситуацию как динамичную. Вопрос о том, какова реальная ситуация (статичная или динамичная) - вопрос исключительно субъективной (личной) оценки дан­ного руководителя.

Не отдавая предпочтения ни одному из этих подходов, отметим, что анализ собственной позиции по данному вопро­су существенно проясняет для руководителя проблемы раз­вития организации, видения ее будущего.

Рекомендуемый ниже подход ориентирован на руко­водителей, склонных оценивать руководство организацией как руководство организмом, и на оценку ситуации как ситуацию с высокой скоростью изменений. Его позиции:

ü Для того чтобы успешно управлять организацией, необходимо, прежде всего, ответить на вопрос о том состоянии, в котором пребывают взрослые в школе, каковы их ожидания, представления, ценности и про­чее.

ü Успешное управление организацией предполагает в качестве первого шага анализ представлений, ожи­даний, ценностей первых лиц в организации, особен­ности их личностных позиций.

ü Осознанные и неосознанные представления руко­водителя организации о подчиненных достаточно однозначно определяют культуру и структуру организации.

ü Успешное управление организацией сегодня - это скорее управление группами, а не индивидуумами.

ü Характер и особенности взаимоотношений между членами и группами педагогического коллектива являются одним из факторов, определяющих тип учеб­ного процесса, реализующегося в учебном заведении.

ü Не существует наилучшего способа управления школьной организацией: есть способы, адекватные и неадекватные обстоятельствам.

ü Ориентация в управлении школьной организаци­ей на процесс ее функционирования продуктивнее, чем ориентация на определенные результаты деятельно­сти.

ü Уровень профессионализма педагогов и руково­дителей определяется их способностью организовы­вать собственную работу (ориентация на самостоятельную работу, командную, под руководством и т. д.), уровнем мотивации и профессиональными знания­ми, умениями и навыками в той предметной области, которую они преподают.

Среди теоретических построений, развивающих новые взгляды на организацию и методы управления, выделяются опирающиеся на современные естественнонаучные концепции – теорию диссипативных структур, синергетику, теорию катастроф, теорию самоорганизации вещества. В частности, в работе Комарова В. Н. и Морева И. А. (О возможности применения теории диссипативных структур в реформе системы образования // Проблемы региональной экономики, 2001. № 4 — 5. — С. 269 — 274) рассмотрена периодизация структурных перестроек и приведены рекомендации по управлению образовательной организацией. Они опираются на довольно неожиданные положения теории диссипативных структур (ТДС), развиваемой научной школой И. Р. Пригожина (Бельгия). Там же с естественнонаучных позиций обсуждены негативные последствия управления организацией исходящие из чрезмерной конкретизации целей.

Цитированные в Главе 1 источники:

  1. Ансофф И. Стратегическое управление. - М., 1989.
  2. Государственный Совет Российской Федерации. Доклад. Образовательная политика России на современном этапе. 2001 г. [http://gov.karelia.ru/gov/Power/Ministry/Education/gossovet.zip]
  3. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. - СПб, 1998.
  4. Третьяков П. И. Управление школой по результатам: Практика пе­дагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1998 — 288 с.
  5. Ушаков К. М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. - М., 1995.
  6. Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. - М.: Педагогическое общество России, 1999. 320 с.
  7. Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. - М.: Педагогическое общество России, 2000. 320 с.

Глава 02. Управленческая деятельность в системе образования

В настоящей главе изложены существующие подходы к управлению качеством образования. Рассмотрены изменения, происходящие в настоящее время в сфере управления.

Наши рекомендации